Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по предмету.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
53.02 Кб
Скачать

4. Архитектурно-дизайнерские средства формирования открытых пространств ( их особенности)

Материализует задуманные в композиционной структуре темы конкретная прори­совка тех объемно-планировочных и дизайнерских форм и элементов, которые должны образовать городское пространство — средства формирования средово-го объекта или системы. Для удобства работы все их разнообразие можно разде­лить на несколько групп, отличающихся функцией и происхождением.

Основными средствами формирования городского интерьера считаются различ­ные архитектурные объемы и массы — здания и сооружения. Они физически вычленяют пространство интерьера, а сочетание их силуэтов, чередование с раз­рывами задают первичное эмоционально-художественное впечатление от него.

Важную роль играют разнообразнейшие плоскостные сооружения: функциональ­ные площадки, дороги, проезды и другие планировочные элементы. В конструи­ровании городского пространства они задают его плановые габариты, конфигура­цию. В конечном счете именно плоскостные объекты — и это составляет особен­ность городского интерьера — осуществляют градостроительные функции, созда­ют основу его архитектурных построений.

Традиционным и чрезвычайно эффективным средством являются детали архи­тектурных масс: разного рода членения, пластические деформации, устройство проемов, использование разных фактур, материалов, цветовых соотношений и т.д. Эти элементы формообразования иногда имеют декоративный, "накладной" характер, иногда вытекают из конструктивных или функциональных особенностей данного сооружения, но в конечном счете именно они являются носителем масш­таба и ритмических построений, выявляющих идеи организации пространства.

Произведения монументально-декоративного искусства могут оказаться1 формо­образующим началом городского пространства (разного рода монументы, декора­тивные объемы и т.п.)

Такой же универсальностью обладают и последние группы физически участвую­щих в формировании городского интерьера средств — объектов благоустрой­ства .(мощений, подпорных стенок, оград, лестниц и т.п.) и ландшафтных эле­ментов — газонов, цветников, высокой и низкой зелени.

Специфичен для открытых пространств особый вид заполнения — люди и транс­портные средства, создающие особенно мощное впечатление при больших скоп­лениях. Для некоторых разновидностей городского интерьера — площадей со­браний, напряженных магистралей — вид толпы или потока машин составляет один из важнейших зрительных эффектов. . Серьезную роль в проектировании об­лика городского пространства играют также способы его освещения и сезонные изменения — снежный покров, смена листвы и пр. — последние вообще отно­сятся к особенностям городского интерьера и почти не влияют на формы интерь­еров зданий. Эти три группы средств нельзя причислить к разряду собственно архитектурно-планировочных или дизайнерских, но помнить о них, работая над обликом города, необходимо.

Разные группы различаются силой выразительности, диктующей предпочтение к их применению. Как отмечал А.В. Иконников, традиционно считается, что "отно­шение массы и пространства, способ, которым приведены к устойчивому равнове­сию... формы взаимосвязи частей организованного, расчлененного пространства, соотношения величин и ритм чередования пространственных членений и матери­альных элементов — главные средства архитектурного языка. Их дополняют пла­стика и фактура поверхностей, их цвет и организация освещения. Средства дру­гих искусств поддерживают возможности самой архитектуры". Но в среде эта последовательность далеко не обязательна, т.к. какое из средств или их группа будут играть главную роль среди остальных, определяя наиболее характерные для этого пространства черту — зависит от автора.

Но разрешается проблема отбора ведущих средств далеко не просто. Например, крупные транспортные площади современного города при довольно значительных размерах (5—10 и даже 15 га) имеют относительно невысокую обстройку с боль­шим количеством широких разрывов между зданиями, что сводит к минимуму ху­дожественную роль пластической организации фасадов. "Работает" здесь только силуэт реальных ограждений, а превалировать в эстетическом строе площади на­чинают другие особенности пространства — его форма, расчлененность, насы­щенность планшета элементами дизайна. Более того, планировка такой площади с ее многоярусным строением предполагает появление зрителя практически в любой зоне открытого пространства, среди путепроводов и других инженерных сооружений. А это означает, что он будет видеть, чаще всего, не обстройку, а элементы переднего (для зрителя) плана — инженерные устройства, информаци­онные установки и другие архитектурные и дизайнерские формы, заполняющие пространство площади.

Таким образом в крупных специализированных пространствах привычная иерар­хия художественных средств уступает место специфическим сочетаниям, где пер­венство принадлежит элементам, традиционно считавшихся дополнительными.

Представитель любой из групп архитектурно-дизайнерских средств может стать во главе их иерархии, хотя бы на первых этапах существования городского ин­терьера. Но потом — ив этом специфика рассчитанных на длительный срок раз­вития градостроительных объектов — он может уступить свою роль другим фор­мам и сооружениям.

Особенности задач проектирования разных по геометрии классов городских про­странств вытекают из сущности их строения, способа соединения "элементарных" ячеек в организованные системы

Характерная черта локальных образований — пространство в более или менее четких границах, очерченных либо обстройкой, либо силой тяготения к архитек­турно значимому центральному ядру. Установить нужное соотношение этих полю­сов композиции, найти приемы закрепления центростремительных сил и есть главная цель работы с локальными объектами

Линейные разновидности, составленные цепочкой локальных ячеек, имеют две особенности: направленность строения, ярко выраженное движение пространст­ва к замыкающим его перспективам и необходимость в ряде случаев удержать внимание зрителя на его конкретных точках или отрезках

Дисперсные системы — самая сложная форма городских пространств, им свойственны особенности и специфические задачи проектирования и локаль­ных, и линейных образований. Но они обладают комплексом своих проблем, и первая из них — необходимость соединения отдельных зрительно изолиро­ванных площадок в художественное целое.

Таким образом, каждая из категорий значимости имеет свои задачи и сферы кон­центрации творческих усилий при проектировании. Единство планшета и ограж­дений в "элементарных" интерьерах делает ведущей задачей проектирования со­здание общей темы всего пространства; составной характер планшета и огражде­ний в объектах П-ого ранга заставляет искать для них совокупность органично сочетающихся тем; а сложность, расплывчатость строения сооружений высшей категории организуется в строгую композиционную структуру системой акцентов и доминант. При этом область концентрации внимания проектировщика как бысмещается — от вычленяющих пространство интерьера поверхностей ограждений или планшета к отдельным объемам, формирующим структуру пространства. Ина­че говоря, по мере возрастания структурной сложности главенство в палитре формообразующих элементов переходит от граничных поверхностей к организую­щим пространство ориентирам.

Сложность соответствующих проектных задач хорошо иллюстрируется недавно возникшим понятием "дух места", которым обозначается особая форма восприя­тия конкретного средового объекта, уникальное ощущение самобытности, инди­видуальности среды, ее причастности к мироощущению человека. Формируется "дух места" в сознании зрителя присущим только данной ситуации сочетанием ландшафтных картин, предметно-пространственных построений, цветового реше­ния, характерными деталями среды, усиленным связанными с данным местом культурными, историческими реминисценциями, житейскими ассоциациями. Как правило, он закреплен в массовом сознании в виде эмоционально-образного представления, привязанного к топонимике, особенностям эксплуатации

Другой аспект художественно-образного формирования городской среды — по­нятие "завершенности облика среды" (художественная согласованность предмет­но-пространственных слагаемых среды, ее масштабность, целостность, отвечаю­щая эстетическим и утилитарным требованиям человека на любых этапах ее су­ществования). Длительность процессов становления и развития среды приводит к появлению на каждом новом витке ее жизни разного рода адаптационных ме­роприятий, неудобных для ее восприятия и использования

В стабильных ситуациях нужная композиционная целостность и полнота вроде бы уже достигнуты. Но здесь вступает в силу стремление сохранить художественные ценности среды, несмотря на ее неизбежное старение, выявляются несоответствия между вновь народившимися функциями и существующим оснащением, наконец появляется желание следовать "моде", меняющимся эстетическим идеалам потре­бителя. Поэтому и здесь "завершенность" только кажется постоянной. Среда посто­янно обновляется, приспосабливается к человеку, не меняя, однако своих сущест­венных черт и характеристик.

Таким образом критерием завершенности облика среды выступает не длитель­ность ее существования, а соответствие по масштабу и насыщенности деталей, четкости восприятия композиции комплексу потребностей пользующихся в дан­ный момент этой средой людей.

Формирование городской среды выработало целую гамму средств, присущих именно этой сфере проектной деятельности, получившую общее название "город­ской дизайн". Под этим термином сегодня понимается система мер по благоуст­ройству, "отделке" и оборудованию открыты^ев^одсних пространств, их предметному наполнению, необходимому для функционально-эстетической орга­низации образа жизни и поведения городского населения.

Среди элементов городского дизайна следует особое внимание обратить на уст­ройства и средства информации (часы, указатели, информационные табло, пик­тограммы), бытовой и торговой рекламы (витрины, афиши, плакаты, щиты, надпи­си, суперграфика), получившие общее название средства визуальной коммуника­ции; специальные элементы периодического, временного и праздничного оформ­ления (цветочные гирлянды, транспаранты, лозунги, объемные установки) и, нако­нец, такие утилитарно-необходимые, но весьма заметные в городском интерьере вещи, как временные заборы, строительные леса и конструкции, переносные ог­раждения и указатели.

Все элементы городского дизайна можно условно разделить на 3 группы в зави­симости от назначения и условий размещения:

а) оборудование и инженерные устройства (установки), вызванные общими по­ требностями технологии городской деятельности (уличное освещение, контактные сети транспорта, указатели уличного движения), эти формы как бы принадлежат всему городу и проектируются "абстрактно" с учетом этого обстоятельства;

б) вещное наполнение, предназначенное обеспечить "местные" запросы (обору­ дование детских площадок, рекреационных зон общественных центров, витрины и рекламы магазинов, наборы малых форм и ландшафтных включений в специали­ зированных парках), которые проектируются и отбираются относительно свобод­ но, в привязке к конкретике данной средовой ситуации;

в) элементы, требующие одновременно и "местного" адреса, и отметки о принад­ лежности к какой-либо общегородской функциональной системе (транспортной инфраструктуре, сети "фирменных" учреждений обслуживания), где дизайнер должен раскрыть и родовые качества своего произведения, и его "личную" осо­ бенность.

Другое направление — стремление средствами городского дизайна соединить разнородные городские пространства в целостное образование. Здесь работают приемы колористической (с помощью суперграфики) организации пространств больших районов, стилизации в едином визуальном ключе оснащения близких по назначению, но разбросанных по городу средовых объектов.

В обширной гамме средств городского дизайна особняком стоит так называемый ландшафтный дизайн — формирование пространственных условий и наполне­ния средовых ситуаций с помощью элементов естественной природы, который ведет свое происхождение от традиционного садово-паркового искусства и тесно переплетается по назначению и приемам с ландшафтной архитектурой, отличаясь от нее ориентацией на комплексное (включая технологическое оснащение) сре-довое проектирование.

Специфические свойства ландшафтного дизайна:

а) жесткая иерархическая взаимозависимость природных компонентов (рельеф определяет особенности водного и аэрационного режима, а от них и условий ин­соляции зависят зеленые насаждения, замыкающие цепь зависимостей, поскольку их возможности активного изменения предыдущих факторов достаточно ограни­чены);

б) принципиальная неустойчивость, динамичность природных структур — рельеф подвержен процессам выветривания, вода вообще не имеет своей формы, климат (его инсоляционные, влажностные, температурные параметры) изменяется по се­зонам и "большим" циклам, еще более нестабильны зеленые насаждения, кото­рые имеют собственный жизненный круг — от расцвета до зрелости и умирания.

Современные тенденции использования ландшафтного дизайна в среде связаны, прежде всего, с новыми техническими средствами (гидропоника, искусственный от­бор и скрещивание декоративных пород, подсвет рельефа или листвы, новые мате­риалы в фонтанах и каскадах, автоматизированное управление водными устрой­ствами), резко повышающими необычность, яркость дизайнерских предложений ("зеленые" и "водяные" стены, воздушное тепловое ограждение интерьера и пр

К числу малых форм традиционно относятся ограды, балюстрады, подпорные стенки и лестницы, фонтаны, бассейны, фонари, скамьи, урны, цветочные вазы, навесы, перголы, киоски, беседки и другие элементы среды, которые обычно со­ставляют часть любого средового ансамбля и проектируются с учетом его архи­тектурной структуры и стилистики

Наконец, третий "сосед" малых форм по среде, активно участвующий в их формообразовании — монументально-декоративные элементы оформления среды (скульптурные, живописные, графи­ческие), которые сегодня своим силуэтом, пластикой, цветом, рисунком, то под­черкивающими, то "разрушающими" утилитарно нужные объемы и плоскости, придают совершенно необычное звучание даже самым привычным оградам, скамьям и парапетам.

Еще одна группа специфических средств формирования городской среды — про­изведения монументального и декоративного искусства. К ним относится систе­ма произведений скульптуры, живописи, пластики, приемов и форм, взятых из арсенала средств изобразительного искусства для формирования визуальных качеств и композиций среды.

В наши дни — в связи с расширением палитры художественных средств изобра­зительного искусства (появление кино- и телепроекции, газосветных установок,

кинематических скульптурных композиций, суперграфики и др.), преобладанием произведений с нефигуративным содержанием, включением в орбиту художест­венного освоения визуальной среды декоративных свойств объектов, не несущих самостоятельной идейно-образной информации — эпоха подчинения монумен­тально-декоративных решений архитектуре ушла в прошлое.

В принципе гармонизация — это сторона общего дела художественной организа­ции средового объекта. Она представляет собой и активное начало этого процес­са, поиск образного решения за счет "насильственного" соподчинения назначен­ных автором главных и второстепенных компонентев художественной структуры и помогает выявить в облике и содержании слагаемых среды те черты, которые от­вечают композиционной идее, гасят противоречащие ему проявления.

Гармоничность реализуется при соблюдении таких признаков формирования це­лостного художественного объекта, как повторяемость свойств целого в его ча­стях; соподчинение частей в целом; соразмерность частей в целом; уравнове­шенность частей целого. Эти принципы синтезируются в одном, завершающем принципе — единстве визуальной организации объекта, включающем повторяе­мость как единство целого по ведущему признаку, соподчиненность как единство связей, уравновешенность как единство противоположностей и т.д.

Во-первых, существует своя специфика у приемов гармонизации функциональных процессов, которые используются дизайнером при составлении дизайн-концеп­ции формирования среды. Их суть — устранение, отделение от человека диском­фортных, неблагоприятных следствий и сторон той или иной технологии, развер­нутый показ тех характеристик, которые способствуют удовлетворению интересов и желаний человека, приятны ему.

Во-вторых, гармонизация предметного наполнения далеко не полностью подчиня­ется названным принципам. Оно настолько разнородно, что, например, теряют точность положения повторяемости свойств частей и целого, их соразмерности.

Зато на первый план выходят другие проблемы: достижение масштабности сово­купного предметного наполнения как по отношению к человеку, потребителю среды (соответствие размеров и форм предметов и их группировок антропомет­рическим, психологическим данным и требованиям), так и по отношению к сре-довому пространству и организации (технологии) видов деятельности; использо­вание принципов контрастности или нюансности сочетаний пространственного начала и его предметного оснащения; согласование колористических решений среды.

В третьих, гармонизация средовых построений резко осложняется тем, что пред­метное наполнение часто не подчиняется требованиям теории пространственной гармонизации, хотя и позволяет проектировщику уравновешивать отдельные не­сообразности пространственных конструкций среды за счет своих собственных декоративно-выразительных свойств.

Разрешение этих противоречий — основа индивидуального творчества архитек­тора-дизайнера при работе с данной средовой ситуацией.

Особую роль в деле гармонизации среды играет весьма важное для формирова­ния среды явление адаптации ее характеристик к потребностям потребителя. Это явление делает гармонизацию неотъемлемой частью процессов эксплуатации сре­ды, предопределяет активную роль потребителя в художественном освоении сре­довых объектов, вовлеченность его, в конечном счете, в эстетическую жизнь сре­ды, в формирование ее художественной ценности. А стало быть — ив систему обратных связей в конструкции "человек-среда", преобразующих его собственные художественные установки.