Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по предмету.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
53.02 Кб
Скачать

Но самое, пожалуй, главное, что закладывается в пространственной компонов­ке — это отношение к распределению "архитектурных масс", образующих "ин­терьер".

Тут возможны два принципиально разных подхода: размещение подавля­ющего большинства объемов по периметру площадки, с оставлением центрально­го пространства зрительно свободным, или расположение основной "массы" в центре. Первый вариант активно используется современной практикой, которая стремится зарезервировать открытое пространство в городе для транспортных, накопительных, распределительных функций. Возможности второго приема при­влекают внимание при создании интимных, парковых и монументальных компози­ций, но особенно часто варьируются комбинации этих двух способов распределе­ния масс с плотной или разреженной обстройкой периферии площадки, центр которой закреплен размещением обелисков, фонтанов, памятников и т.д.

Однако пространственная подсистема далеко не исчерпывает всех возможностей эстетического воздействия городского интерьера. "Размеры площади и отноше­ния по плану и разрезу играют большую роль в деле достижения художествен­ной согласованности. Удачно найденная высота (или ширина) здания по отноше­нию к свободному пространству перед ним уже дает известную гармонию; одна­ко, чтобы успех был полным, нужно вписать в удачно найденные общие объемы все подчиненные части и детали" — иначе говоря, подчинить так или иначе складывающееся пространство осознанной художественной идее, выявить до кон­ца его композицию.

Композиционная соподчиненность и соразмерность составляют вторую подси­стему художественной организации пространства. Ее сущность — распределение между всеми объемно-планировочными компонентами пространства главных и второстепенных ролей и увязка этих ролей между собой и с характеристиками площадки. "При всем многообразии тех закономерностей, которые могут быть по­ложены в основу композиции,... во всяком подлинном ансамбле существует все­гда некое господствующее, доминирующее начало, в котором воплощена основ­ная идея целого и которое поэтому подчиняет себе все прочие элементы". Дру­гими словами, в художественной структуре существуют отличающиеся значимо­стью и "обязанностями" элементы — доминанты, акценты, фон, оси.

Доминанты — господствующие в данном ансамбле компоненты, контрастно отли­чающиеся от своего окружения рядом параметров — размерами, формой, цветом и т.д.

Акценты — части композиции или их элементы, выделенные из общего ряда де­талей объекта за счет особого решения их отдельных изобразительных характе­ристик. Художественная самостоятельность акцентов не столь значительна, чтобы оторвать их от окружения, но достаточна, чтобы подчеркнуть или организовать его строение. Как правило, акценты в средовой композиции не одиночны, а об­разуют собственную геометрическую систему — либо независимую от структуры базового пространства, либо поддерживающую его доминирующее начало.

Фон — основная масса образующих средовое произведение поверхностей, соз­дающая в целом некое усредненное представление о его объемах, колорите, ма­териале. Эти элементы составляют окружение более ярких, выделяющихся компо­нентов композиции — акцентов и доминант.

Оси композиции — условные линии, обозначающие в структуре среды принципы взаимодействия, сочетания ее объемов и пространств. Они могут быть про­странственные ("русла" магистралей или улиц, направление взгляда в "бассейне восприятия" среды) и объемные — соединяющие "центры тяжести" акцентно-до-минантных сооружений и элементов, но в любом случае они концентрируют на­правление основных эстетических "напряжений" в ансамбле, ориентируют внима­ние зрителя.

Как и пространственное целое, художественная структура городского интерьера во многом зависит от объективных предпосылок проектирования, но содержит го­раздо больше возможностей для творческих поисков — за счет целенаправлен­ной трансформации более или менее случайной комбинации пространств перво­начального решения в осознанную художественную систему. Композиция архи­тектурного произведения не обязательно адекватна пространственной основе.

Это — новая система, преследующая не утилитарные, а художественные цели, ко­торая в соответствии со своими задачами организует данное пространство. Она как бы навязывает свои декоративные построения эстетически "непроявленному" изначально объему, внося в него новые, необходимые для архитектурно-худо­жественного восприятия элементы, уточняя масштаб сооружения, деформируя — если это нужно — существующие формы и объекты.

Профессионально задуманная композиционная структура городского интерьера сосредоточит внимание зрителя на его самых выгодных частях, укажет те из них, которые в дальнейшем потребуют специального внимания и доработки. Другими словами, художественные возможности первых двух подсистем окончательно реа­лизует третья подсистема сочетание архитектурно-дизайнерских тем, опре­деляющих облик городского интерьера.

Тема архитектурного или дизайнерского решения — независимо от того, имеет она тектоническую или орнаментальную основу — есть композиционно осмыс­ленная комбинация функциональных и декоративных форм и средств, создающих в целом устойчивый зрительный образ данного произведения или его части. При­меры архитектурных тем — разнообразные ордерные построения, аркады, стена с ритмом поясов или проемов, складки, купола. Свои темы имеют инженерные со­оружения города — эстакады, водонапорные башни; элементы городского дизай­на (городские часы, фонари, визуальные коммуникации и т.д.), включения при­родного ландшафта.

Собственную изобразительную тему имеют и заполняющие пространство интерье­ра "малые формы". Они могут нести различную смысловую и функциональную нагрузку: от элементов, членящих пространство, акцентирующих его отдельные части, до устройств многофункциональных, работающих и как архитектурные ак­центы, и как ядра организации различных форм деятельности — ожидания, от­дыха и т.д.

Основное содержание работ на уровне третьей подсистемы состоит не столько в самоцельном создании оригинальных предложений для каждого ограждения, каждого фрагмента планшета, каждой формы благоустройства, сколько в созда­нии взаимоувязанной системы таких предложений. Имеющей, как и всякая эсте­тическая система, главные структурные элементы — доминантные темы, которые своей содержательностью "держат" целое, и темы второго плана, зависящие от первых.

Видимо, изобрази­тельная подсистема может либо непосредственно развивать положения предыду­щей — общей композиционной структуры, либо дополнять их по законам контрас­та. И обе должны составлять для зрителя нерасторжимое художественное един­ство, как бы наложенную на пространственные формы систему акцентов и доми­нант, воплощенных в соответствующих общему замыслу архитектурных темах

Наличие в художественной структуре городских интерьеров этих трех относитель­но самостоятельных подсистем позволяет на каждом последующем уровне проек­тирования улучшать, корректировать те особенности архитектуры, которые по ка­ким либо причинам невозможно было должным образом решить ранее. Особенно важно при этом полностью использовать возможности третьей, самой свободной и независимой из подсистем, которая своими средствами воссоздает в зритель­ных образах положения первых двух. "Искать хороших отношений по плану и разрезам площади нужно всегда, однако на этом нельзя останавливаться... Необ­ходимо работать над ансамблем в целом, расценивая его как синтетическую ар­хитектурную задачу, в которой частности вытекают из целого, а в известных слу­чаях — могут принимать на себя и ведущую роль"