Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kontseptsii_sovremennogo_literaturovedenia.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
487.94 Кб
Скачать

Фрейдизм. Психоанализ

В России плохо прижился психоанализ. В советском союзе – «буржуазная» наука (в нацистской Германии – «еврейская»). Да и вообще, в России у фрейдизма сложилась дурная репутация. Глупая, примитивная наука. Проблема в том, что из пяти выделяемых сейчас стадий развития фрейдизма у нас знают в основном первую, не ведая о поздних. Мы осветим в наших лекциях начало и конец, без промежуточных стадий.

Интеллектуальным бестселлером стала книга Эткинда (начало 90х) – «Эрос … ». Самый известный русский психоаналитик – Ермаков. Не особенно выдающийся – методы раннего психоанализа, то, что Лотман назвал «переводом произведений в тексты с очень ограниченным словарем» (об этом подробнее ниже).

* * *

Вопреки распространенной сентенции, что Ф. открыл «бессознательное», он его не окрывал – уже до него люди вполне осознавали существование интуинции, прозрений, озарений и т.п. Его новация в другом – Ф. придумал, как изучить бессознательное, проникнуть в него, познать его. Как сознанию проникнуть в бессознание. По Ф., бессознательное не отделено непроницаемой стеной от сознания. Проникают разными способами (парапрактики – оговорки, описки и проч.). Главное – неврозы, имеющие корень в детских травмах. Метод лечения – метод свободных ассоциаций. Отталкиваясь от явно проявленных симптомов – навязчивые идеи, сны и пр. Аналитик должен дойти до корня, источника. Пациент – свободно, не подвергая критике разума, выдавать свои ассоциации. Через какое-то время (обычно долгое) «подавленная» проблема должна выйти «на свет», в сознание.

Социум в психоанализе – система запретов. Запрещенное моралью уходит в сферу бессознательного, а не исчезает. Оттуда оно продолжает управлять человеческой жизнью, в том числе творчеством. Ф. не обращался к чистой физиологии, он прибегал к различным метафорам, образам. Из них выстраивал модели, выделены три, объясняющие примерно одно и то же.

  • Демографическая модель. Инстинкты или импульсы сталкиваются с законами, продиктованными внешним миром. Потребности тела всегда свзяаны с опнятиями «боль и «удовольствие».

  • Экономическая модель. Взаимодействие принципа удовольствия с внешним миром. Эго, стремящееся к самосохранению, поступает так, чтобы достичь максимума удовольствия и минимума неудовольствия. Люди в течение жизни научаются отсрочивать удовольствие (маленький ребенок еще не умеет, достигается в ходе социализации).

  • Топографическая модель. Есть эго – сознательное. Есть бессознательное – вытесненное в результате принципа реальностью. Область предсознательного – то, что может быть вызвано в сознание по желанию. Границы – не строгие, проницаемые. Циркуляция энергии между областями непрервыно. Определенные механизмы циркуляции – их должен объяснить психоанализ.

Позднее Ф. вводит еще принцип супер-эго – надстройка социальных норм.

Ф. вырабатывает теорию развития человека. Самое известное – эдипов комплекс. Три года: ч-к начинает испытывать сильную ненависть к отцу и влечение к матери. Все проходят через это; в зависимости от того, как преодолен, определяется дальнейшее развитие. Обычно человек имеет полноценные воспоминания не ранее, чем с возраста 4-5 лет, но Ф. считает, что человек помнит все, хотя может быть и не осознает этого. От этого очень много зависит, в первую очередь – отношения с искусством. Ф. считает искусством выражением бессознательного. Оправдание, обходной путь вызова в область сознания бессознательных импульсов, попытка осмысления их. Работа «Поэт и фантазия» (1907). Говорит о так называемых «снах наяву». Обычно люди не особенно от них рассказывают – в отличие от снов, они воспринимаются как нечто, зависящее от нашего сознания. Ф. считает это явление близким к механизму созданиях худ. произведений. Суть восприятия искусства – человек вдруг начинает испытывать чувства, на которые он считал себя неспособным.

Обратим внимание, что суждение писателей/поэтов в большинстве случаев не может дать вразумительного рассуждения о том, что он творит. Обычно их суждения отличаются убогостью.

Основные способности искусства: выдавать желаемое за действительное или отстранить неприятное. Это можно найти уже в играх детей. Ребенок, обратим внимание, воспринимает игры «очень серьезно». Но этот мир очень четко отделяется ребенком, он не путает его с реальностью. То же происходит с писателем.

Творчество – как игра. Общество запрещает взрослым людям играть – и он находит какую-то замену. Мы не можем ни от чего отказаться, мы можем только компенсировать. Эта компенсаторная функция и обуславливает появление искусства.

Сны наяву, daydreams, рассматриваются обществом как нечто скорее предосудительное. О них мало рассказываются, ведь в них нереализованные желания. Они текучи, но можно описать их с помощью структурной схемы.

Ось времени. На нем есть точка «настоящего времени». В нем – импульс, вызывающий желание. Этот импульс (бессознательно) переносится в прошлое – параллель с детским желанием. Далее – перенос в будущее; картина, рисующая осуществление желания. Это - «нить желания». Нить Ариадны, по которому можно найти путь в лабиринте повседневных событий. В центре всегда сидит Минотавр – бессознательное.

В 1907 году для Ф. нет разницы между снами наяву и творчеством. Та же структурная модель, описанная выше. Только перенос не в будущее, а в вымыленный мир. Представляет желание в виде пристойной картинки или нарратива. В первую очередь, подчеркивает Ф., это работает для массовой литературы. Там это все особенно грубо и ярко. Герой – должен вызвать сочувствие читателя, читатель должен отождествить себя с ним. Далее – герой всячески оберегается. С ним происходят разные беды, но непременно он спасается, ему помогают, лечат и т.п. Жизнеутверждающий, оптимистический принцип. Кто этот герой? Вечный герой всех мечт – «я». Такие произведения как бы уверяют – с «я» все будет хорошо.

Но как быть с высокой литературой? Там нет сюжетного схематизма. Явление интроспекции – способность автора проникать в мысли и чувства персонажа. Обычно в книге есть один или несколько героев, открытых авторскому сознанию, в то время как другие – закрыты. Т.е. автор персонифицируется некоторыми. В объективном романе, как у Золя, позиция автора другая. Ф. считает патологией- реализация «более скрытых» фантазий.

Психология твор-ва по Ф.: сильный импульс здесь и сейчас будет воспоминание о детском переживании; возникшее желание реализуется в творческом произведении. Значит анализировать произведение нужно так: найти, что за впечатление было у писателя, потом порыться в биографии, найти детскую травму; «перевести» язык произведения на язык стандартных метафор психоанализа – это отец, это мать, это ребенок.

Критика теории, уже современники: фантазии, желания обычно весьма грубые. Откуда же берется сложная художественная форма? У Ф. она сводится к «заманивающей» оболочкой, чтобы приманить читателя, заинтересовать его внимание, привлечь к чтению о скрытых желаниях.

Ф. пойдет дальше. «Библия псиохоанализа» - работа «Толкование сновидений». В течение дня происходит толчок – дневной остаток. Тот же механизм – перенесение в прошлое, далее удовлетворение в виде сновидения. Сновидение – нечто мимолетное, сугубо личное, что сложно разделить с другими, если вообще возможно. В книге Ф. анализируется не сны, но записи снов. Между тем, процесс рассказа сновидения уже подвергает рассказывающим цензуре. Этот процесс является параллельным сотворению худож. формы произведений в творчестве. Фундаментальные элементы:

  1. Повод, точка контакта с жизнью – «дневной остаток».

  2. Инфантильное воспоминание о желании (на бессознательном уровне) – вступает в действие с импульсом, «дневным остатком».

  3. Цензура – (позднее суперэго) – ограничения, нормы.

  4. Поток образов, замкнутый на детскую травму.

  5. Порождение образов – две стратегии.

(первая стратегия порождения образов) Смещение – принцип преобразования желаний в образы так, чтобы «обойти цензуру». Бессознательное не говорит то, что важно, впрямую. Оно пользуется метонимией, оно пользуется тропами. В этом важный, фнудаментальный принцип творчества.

(вторая стратегия порождения образов) Конденсация – цельный образ можно разложить на пучок ассоциаций

  1. Вторичная ревизия. Выстраивание образов в цепь с помощью причинно-следственных и временных связей. Иллюзия связности. Возникновение нарратива.

Ранний Ф. приходит к выводу, что сон ничем не отличается от худ. произведения. Интерпретация должна дать перераспределение элементов текста, перевести случайное в разряд важного, показать корневое желание и показать, как оно реализуется.

Здесь слабое место раннего фрейдизма. На практике анализ оказывался довольно опрощающим. Лотман – перевод произведения в текст с очень узким словарем.

Ф. анализирует «Эдипа Царя».

*Этому тексту «повезло» два раза в истории литературы – в первый раз у Аристотеля.

По Ф. с эдипова комплекса начинается человеческая история – с желания сыновей убить отца. Другая великая обработка того же материала – «Гамлет». Здесь уже не осуществляется, мы узнаем о нем косвенно. Главный вопрос – почему Гамлет сомневается, мстить или нет, колеблется? Знаменитая трактовка Гете (стала очень авторитетной, целое понятие «гамлетизма» появилось): Гамлет как олицетворение слабого человека, неспособного к действию, но только к рефлексии. Ф. полемизирует: Гамлет убивает Поллония, посылает на смерть … , но Клавдия действительно убить не может – п.ч. тот осуществил его собственное желание.

Ф. считает, что в судьбе Гамлета отразилась психика самого писателя. Гамлет написан вскоре после смерти отца. Смерть сына Шекспира, Гамнета. Эти события послужили толчком. Герои – расщепление комплексов автора, результаты смещения и конденсации.

Ф. вообще, кроме этих двух текстов, не так много занимался анализом лит. текстов и искусством. Занимался еще Йенсеном, Достоевским, Да Винчи, понемногу. К искусству фрейдизм применять начали широко уже ученики, работы многих их них Ф. благословил предисловиями. Самый важный ученик – Мари Бонапарт. Большая работа об Эдгаре Алане По. Подробный анализ биографии По. Рано потерял родителей. Приемные (вторая фамилия от приемного отца). Плохие отношения. Не оставили наследства. Женился на 13-летней кузине, напоминавшей, по свидетельствам, мать По. Несчастливый брак, жена умерла в 27 лет т чахотки. Тяжелая судьба По, умер в 40 лет. Все тексты воспринимаются как аллегории событий жизни. Вывод: некрофилия По, но не в грубом смысле. По вечно верен образу умершего человека, в данном случае матери. Имаго – образ, каждый из которых олицетворяет отца, мать, сестру. В каждом рассказе он так или иначе воскрешает агонию и смерть матери. Отрицательные герои – отец. Классический пример навязчивого возращения к одной теме. Рассказ “Black cat” – логики в рассказе нет, он абсурден, а психоанализ его объясняет. Текст становится когерентным.

* * *

Описанное – первый этап психоанализа, it(оно)-психология. Уже на втором этапе (40е-50е года) – несколько иной путь. Тексты как сознательно созданные автора в целях управляемой игры с инфантильным материалом. Эго-психология: сознательное стремление к сохранению целостной и здоровой личности.

Третий этап – структурный психоанализ.

16.12.2011