Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТРИФОНОВ-ОБМЕН_сокр.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
87.04 Кб
Скачать

6. «Обмен» – это социально-историческая ситуация.

История меняет одно поколение на другое, при этом меняется сам тип личности, представляющий эти поколения, меняется социальный характер и духовно-психологический мир людей, приходящих на смену предыдущему поколению и его «обломкам», наследникам, подобным Дмитриевым в этой повести.

Тема «обмена» с глубоким философским и социально-историческим подтекстом развивается в сцене одного из самых острых столкновений Дмитриевых и Лукьяновых (она тоже дана в ретроспекции).

«Народу в тот день было полным-полно. Толклись в лесочке, по берегу, обсели все скамейки: кто в спортивных костюмах, кто в пижамах, с детьми, собачками, гитарами, поллитровками на газетке. И Дмитриев стал иронизировать над нынешними дачниками: шут, мол, знает, что за публика(*). А до войны, помните, гуляли тут эдакие с бородками, в пенсне (**)… Вера Лазаревна (Лукьянова – мать Лены – С.С.) неожиданно его поддержала, сказав, что Павлиново и до революции было чудесное дачное местечко, она девочкой бывала здесь у своего дяди. Ресторан был с цыганами, назывался «Поречье», его сожгли (***). Вообще живали солидные люди: биржевые игроки, коммерсанты, адвокаты, артисты».

И дальше – новый шаг вглубь, новое звено, новый «срез»: этот социальный и исторический экскурс неожиданно продолжает дед Дмитриева – один из тех, кто в тридцатых, до лагеря, жил на этих дачах как заслуженный революционер и потомственный интеллигент, такой же как те самые – «с бородками и в пенсне». «Так, милый Витя, представь себе, если б дядя твоей тещи (***) (т.е. коммерсант или биржевик) дожил до тех времен, когда тут гуляли бородки и пенсне (стало быть, до 30-х гг.), что бы он сказал?». «А еще раньше тут именье было, помещик разорился, дом продал, землю продал, и лет полста тому (т.е. еще до революции) какой-то его наследник заскочил бы сюда мимоездом, для печального интереса, глядел на купчих, на чиновниц… и думал: «Фу, гадость! Ну и дрянь народишка!».

Перед нами социальная лесенка. В повести она дана в обратном порядке: от современности в прошлое. Давайте «перевернем» её, и вот как она будет выглядеть: в Х1Х веке помещики, владельцы «вишневых садов», потом, в начале ХХ-го – буржуа (Лопахины), дальше – в 30-х – потомственные революционеры, а теперь – в 60-х – жалкие остатки Дмитриевых, в основном же Лукьяновы – в пижамах, с собачками и с поллитровками на газетках.

Таким образом, подводит итог этой «лесенке» исторических «обменов» Дмитриев, а точнее, автор, «в этом мире… исчезают не люди, а целые гнездовья, племена со своим бытом, разговором, играми, музыкой. Исчезают дочиста, так, что нельзя найти следов».

Обмен «социальных гнездовий» и соответствующих нравственно-психологических и духовных миров идет неостановимо, закономерно, как смена времен года, как обмен веществ в организме.

СМЫСЛ ПОВЕСТИ – в том, что в те годы, в тогдашней современности (т.е. для Трифонова это были 60-70-е годы), шел уже обмен поколений: история меняет поколение людей с идеалами: потомственных интеллигентов, готовивших революцию, как дед Дмитриева, заслуженных революционеров, как его родители, их детей – Лоры и Марины, сохранивших верность принципам отцов, на новыхделовых, хватких, практичных, но бездуховных – Лукьяновых. Идет обмен Дмитриевых на Лукьяновых.

И печальная сущность обмена глубже всего выражена в том, что на наших глазах «олукьянивается», переходит из стана в стан один из Дмитриевых – Виктор, главный герой повести.