Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция2_история_Кубани.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
254.46 Кб
Скачать

5. Тмутараканское княжество на Тамани

Чтобы обезопасить закубанские рубежи хазарской державы от враждебно настроенных горцев, в середине VIII в. между р. Кубанью и горами рассе­ляются преданные державе племена из других регионов государства. Власть хазар не распространялась на горную часть Закубанья.

В такой ситуации христианство стало для многих народов Северо-Вос­точного Причерноморья символом духовной независимости. Здесь христи­анство уже имело длительную историю. Согласно христианскому преданию, жителей Северо-Восточного Причерноморья крестил апостол Андрей Пер­возванный. Тайные общины первых христиан существовали в боспорских городах. Уже в начале IV в. н. э. на территории Боспорского царства возника­ет христианская епархия, которую возглавляет епископ Домн. Для распрост­ранения христианского вероучения у зихов Константинопольский патриархат создает Зихскую епархию, первые известия о которой относятся к началу

VI в.: епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского Си­нода 526 г. н.э. Центром новой епархии был городок Никопсис, стоявший на границе Зихии и Абхазии. Никопсис Зихийский упоминается в «Житии» апо­стола Андрея Первозванного, написанного монахом Епифанием в конце VIII - начале IX в. Впоследствии Зихская епархия включает в свой состав Боспор, Херсон и Никопсис. В X в. епархиальный центр переносится в Таматарху (ныне станица Тамань), которая стала одним из основных христианских цен­тров на Северо-Западном Кавказе. Византийские священники проповедовали среди зихов и касогов и содействовали храмовому строительству в регионе Не все предки адыгов приняли в этот период христианство, а крестившиеся восприняли христианство поверхностно, о чем свидетельствуют погребения зихов и касогов, совершаемые по языческому обряду.

Этот важный статус Таматархская или Зихская епархия сохраняет и по­зднее, в XI в., когда Таматарха под именем Тмутаракани вошла в число уделов Киевской Руси. Впервые город Тмутаракань упомянут в «Повести временных лет» под 988 г., когда князь Владимир Святославич выделил это княжество в удел своему сыну Мстиславу, бывшему тогда еще ребенком. Тмутаракань, как считают многие ученые, располагалась на месте современ­ной станицы Тамань. Впрочем, пути для массовой славянской колонизации Подонья, Приазовья и Причерноморья открыл не «креститель Руси», а его великий отец - Святослав Игоревич, разгромивший в сер. 960-х гг. Хазарс­кий каганат. Правление этого великого воителя и политика, воины которого наводили ужас на тогдашнюю Европу, заставляя бледнеть от страха и бес­сильной злобы даже могущественных правителей Византийской (Восточ­ной Римской) империи, было примечательно многими событиями. На одно из них мы обратим особое внимание: вслед за разгромом хазар на кавказ­скую землю, земли Кубани, Приазовья, Подонья ступили не только княжес­кий дружинник, но и крестьянин и ремесленник. За этими шагами никто тогда и не мог угадать мощной поступи русского стрельца времен Ивана Грозного, помогавшего западным адыгам в беспощадной борьбе за выжи­вание с татарами и турками, ни богатырского «ура» солдат Суворова вре­мен Екатерины II - в борьбе за присоединение Крыма и Кубани, ни казачь­их песен пластунов-кунаков на адыгейских свадьбах в преддверии Кавказ­ской войны. Все это - еще впереди... А пока - Русь приноравливалась к Кавказу, гортанной речи его жителей, непривычным пейзажам и бескрай­ним просторам.

Время правления Мстислава Владимировича - расцвет Тмутараканского княжества и одновременно - рост территории Киевской Руси. В этой связи необходимо подчеркнуть, что несмотря на отсутствие общих границ с Древ­нерусским государством, Тмутараканское княжество являлось русским кня­жеством и, соответственно, частью Киевской Руси. Такая форма принадлеж­ности определенной территории к государственным пределам называется анклавом (ср. положение Тмутаракани и совр. Калининградской области РФ). Считается, что границы Тмутараканского княжества доходили до низовьев Дона, где в состав княжества входил город Белая Вежа. В состав Тмутара­канского княжества (первоначально небольшого по размеру - примерно 25-30 кв. км) входил также Керченский п-ов с городом Корчевом (ныне г. Керчь).

В правление Мстислава княжество определяло политику, пожалуй, на всем Северном Кавказе. Ведется оживленная торговля с Византией, осталь­ной Русью, народами Северного Кавказа. Город был обнесен крепостными стенами из сырца (необожженного кирпича). В нем чеканится собственная монета.

Славянское население, никогда не являвшееся преобладающим по чис­ленности, первоначально стремилось поселиться поближе к княжескому двору. Однако впоследствии оно стало активно проникать в местную торгово-ремесленную среду. Население города Тмутаракани, как и княжества, было многонациональным. Здесь жили греки, славяне, евреи и потомки тюркских хазаро-булгарских кочевников - «козары» русских летописей. Следует отме­тить, что в правление Мстислава Владимировича значительную часть насе­ления княжества составляли адыги, в т.ч. христиане, выходцы из причерно­морских и прикубанских адыгских общин. Примечательно в этой связи, что Мстислав являлся не только верховным правителем княжества, но и главой этой части адыгов, а также светским главой адыгов-христиан, поскольку на подвластной ему территории находился общеадыгский епархиальный центр, переместившийся из Никопсиса (см. выше) в Тмутаракань.

Между 1016 и 1017 гг. (по авторитетному мнению А.В. Гадло), Мстислав совершил первый поход против касогов (предков адыгов). Однако этот поход нельзя считать рядовым эпизодом в истории русско-северокавказских отно­шений. Дело в том, что в описываемое время была преодолена политическая раздробленность адыгской общности, а процесс формирования автохтонно­го адыгского государства зашел достаточно далеко. И выгодный во всех от­ношениях «Тмутараканский остров» не мог быть обойден вниманием со сто­роны верхов касожского объединения. Мстислав, в свою очередь, готовился предъявить свои права на киевский престол. Ему срочно нужно было расши­рить свою политическую базу, увеличить военный контингент, обезопасить тыл на случай временного отсутствия. Следовательно, разрешение конфлик­тной ситуации носило явно принципиальный характер для обеих сторон. Итак, либо русский князь, восстанавливая позицию своего положения на Кавказе, пресекал все пути для дальнейшей консолидации касогов в пределах их го­сударства, либо адыгское объединение поглощало в себе славянскую Тмута­ракань, чтобы, переступив через этот предел, завершить процесс своего го­сударственного строительства.

Предводитель касогов Редедя предложил решить исход войны едино­борством. Мстислав, согласившись, одолел касожского князя, приказав воз­вести и ознаменование победы в Тмутаракани каменный храм в честь Прес­вятой Богородицы. Это был один из первых каменных храмов на Руси. Касоги, покорившись, были включены в состав дружины Мстислава. Примеча­тельно, что Мстислав, действуя как талантливый политик, не расправился с семьей убитого им врага. Сыновья Редеди, согласно некоторым русским ро­дословным преданиям, были воспитаны князем, который выдал позже за од­ного из них свою дочь. Так, используя распространенный среди касогов со­циальный институт аталычества (воспитания) и брачные узы, Мстислав су­мел на деле упрочить свое влияние не только в роду Редеди, но и во всей адыгской общности.

Вскоре после победы Мстислав вступил в борьбу за великокняжеский престол со своим братом Ярославом Мудрым. В сражении у Листвена близ Чернигова дружина Мстислава одержала победу. Русские земли были раз­делены на две части: Ярослав остался княжить в Киеве, а Мстислав стал князем в Чернигове. В 1036 г. Мстислав, поехав на охоту, заболел и вскоре умер, не оставив наследника. Единство Руси было восстановлено. Летопис­цы с похвалой отзывались о Мстиславе, подчеркивая его храбрость и щед­рость к дружине. Другой тмутараканский князь - Ростислав Владимирович -хотел совершить поход против Византии. Однако византийский котопан (чи­новник) отравил князя во время пира. Другой тмутараканский князь - Глеб Святославич - прославился тем, что «мерил море по льду от Тмуторокани до Корчева». Сведения об этом дошли до нас благодаря находке знаменитого Тмутараканского камня - мраморной плиты с соответствующей надписью. Плита была найдена в станице Тамань при строительстве крепости в 1792 г.

После этого Тмутаракань надолго становится прибежищем князей-изго­ев. Так называли князей, которые потеряли право на престол. Одним из са­мых ярких таких князей был Олег Святославич. Жизнь этого князя напомина­ет авантюрный роман. Он был лишен черниговского престола, бежал в Тму­таракань. В 1078 г. князь попытался вернуть утерянный черниговский пре­стол. Для этого он собрал дружину и нанял половцев. Но в сражении на Нежатиной Ниве близ Чернигова Олег и его союзники были разбиты. Тмутараканские хазары схватили Олега и выслали его в Византию. Он жил сначала в Константинополе, затем был сослан на остров Родос. Там Олег женился на византийке Феофано Музапон, происходившей из знатного греческого рода. Тем временем в Тмутаракани князья сменяли друг друга. Только в 1083 г. Олег вернулся из Византии домой. Прежде всего он приказал перебить пре­давших его хазар. Возможно, именно византийцы помогли Олегу Святославичу вернуть себе власть над княжеством, чтобы иметь союзника в борьбе с кочевниками, часто нападавшими на империю.

В 1094 г. Олег Святославич покидает Тмутаракань. Он пытался еще раз вернуть себе Чернигов. В Тмутаракань он уже не вернулся. Княжество стано­вится для Руси «землей незнаемой». Предпосылки и причины исчезновения княжества складывались десятилетиями: 1) отсутствие общих границ с цент­ром; 2) слабые пути коммуникации (главным образом по церковным кана­лам) и сама, что называется «инфраструктура» княжества, включая аппарат управления; 3) общерусская смута времен феодальной раздробленности, 4) завоевание южнорусских степей половцами; 5) разрушительное земле­трясение конца XI в. в Приазовье, мощные волны которого, добивая город, перекинулись даже через Керченский пролив.

Память о Тмутаракани сохранилась лишь в преданиях. Не раз упоминал­ся этот город в «Слове о полку Игореве». Князь Игорь Святославич, отправ­ляясь в поход против половцев, хотел «поискати града Тмуторокани». Упоми­нается в «Слове» и загадочный «тмутороканский идол». Князь-чародей Всеслав «за ночь доскакивал от Тмутороканя до Полоцка».

Вскоре княжество становится византийским владением. Греческие им­ператоры постоянно интересовались делами Тмутаракани. В XII в. они даже прибавляли к официальному императорскому титулу наименование таманс­кого владения - «таматархский». Арабский географ XII в. ал-Идриси писал о Матрахе (Тмутаракани), что это цветущий город. А венгерский путешественник середины XIII в. Юлиан сообщал о местном князе, что он христианин, добав­ляя, правда, при этом, что у этого правителя имеется сто жен. Увы, но паде­ние' княжества стало закономерным итогом ситуативно оправданной слабос­ти, более чем «невнятной» кавказской политики Руси, вызванной системным кризисом нашего государства ХI-ХП вв.