Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция2_история_Кубани.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
254.46 Кб
Скачать

3. Колонизация греками северного и восточного побережья Черного моря. Боспорское царство

Не позднее VII в. до н.э. были установлены регулярные контакты племен Прикубанья с античным миром. Древние греки, задыхавшиеся от нехватки пахотных земель в самой Греции, искавшие новые возможности для разви­тия торговли, либо покинувшие свои государства в результате политической борьбы, начали колонизацию Черноморского побережья. Кроме того, элли­нов толкало на выселение к далеким берегам одно свойство их обществен­ной жизни демографического характера - перенаселенность полиса (горо­да-государства). Как только численность горожан достигала положенного мак­симума (который можно было прокормить) - в путь собиралась новая партия греков.

Отметим, что освоение эллинами северо-восточных берегов Черного моря стало лишь этапом т.н. Великой греческой колонизации, начавшейся в VIII в. до н.э. и охватившей бассейны Черного и Средиземного морей.

Именно со времен переселения греков в Причерноморье появляются пер­вые описания региона и населяющих его племен в греческих источниках, а в ХI-X в. до н.э. появляются первые античные колонии на Тамани и в Крыму. К их числу относятся Фанагория (совр. пос. Сенной), Гермонасса (совр. Та­мань), Кепы, Патрэй, Тирамба (совр. Пересыпь), Бата (р-н Новороссийска) и Торик (р-н Геленджика). В IV в. до н.э. на месте Анапы появилась колония Горгиппия. Колонисты, вероятно, заключили соглашения с синдами и керке-тами, на землях которых обосновались. О мирных отношениях греков с пле­менами Кубани свидетельствуют находки расписной античной посуды VI в. до н.э. на меотских поселениях. Впрочем, отношения эллинов с варварами нельзя назвать идиллическими. Об этом, например, свидетельствует появле­ние крепостных сооружений у колонистов, начиная с VI в. до н.э.

В 480 г. до н.э. (по сообщению греческого историка Диодора Сицилийс­кого) ряд греческих колоний Восточного Крыма и Тамани сплотился вокруг правителя Пантикапея (совр. Керчь) Археанакта, создав единое Боспорское царство. Пантикапей являлся к тому времени богатейшей греческой колони­ей региона. Именно он стал первым чеканить здесь свою собственную моне­ту. Боспором греки называли Керченский пролив, по обоим берегам кото­рого раскинулась территория первого в истории всего Кавказа государственного образования. Правящей династией на Боспоре стали Археанактиды, представители которой сменяли друг друга на престоле до 438 г. до н.э. Однако не все колонии согласились лишиться политической и экономичес­кой самостоятельности. Поэтому в дальнейшем территория царства расши­рялась не только за счет земель варваров, но и колоний, непокорных Пантикапею.

Греки и племена Прикубанья одинаково страдали от сезонных переме­щений скифов. Поэтому уже в 479 г. до н.э. синды помогли грекам в строи­тельстве вала, перегородившего Керченский п-ов и положившего конец скиф­ским набегам. Колонии укрепляли свое положение в рамках единого госу­дарства. Этому способствовала, например, торговля с Грецией. Долгие годы главным торговым партнером Боспорского царства являлись Афины. Стать­ями вывоза являлись зерно (поставки которого носили стратегический ха­рактер), рыба, кожи, мед, строевой лес и пр. Позорную страницу в истории освоения греками Причерноморья является работорговля, всемерно поощря­емая ими в среде местного населения. На Боспор ввозились предметы рос­коши, вина, ткани, оружие и т.д. Показателем пристального внимания по­лисов Эллады к кавказским колониям является, например, поездка правите­ля Афин Перикла с мощным флотом в 439 г. до н.э. на Боспор - с целью установления в некоторых колониях угодного афинянам политического режи­ма и Греки стремились также к развитию мирных отношений и выгодного обмена с племенами Прикубанья. В меотских погребениях '\/-IV вв. до н.э. обычными находками являются античная столовая посуда и винные амфоры. Боспорские правители подкупали меотскую знать. В меотских «княжеских» курганах и святилищах встречена масса уникальных произведений античных ювелиров и другие дорогие греческие изделия. Среди них - ожерелье из кургана Карагодеуашх, серебряный ритон (рог для вина) с изображением крылатого коня из аула Уляп, бронзовая кираса с изображением Горгоны из Елизаветинской, расписные панафинейские амфоры и т.д. По греческому образцу была укреплена столица одного из местных племен - Лабрита. Под влиянием греков меоты уже к кон. V в. до н.э. освоили гончарный круг. В свою очередь, греки переняли у местных племен костюм, приемы боя, элементы вооружения. Под влиянием «варваров» частично изменился греческий похоронный обряд. Процессы взаимопроникновения и взаимовлияния культуры греческих колонистов и культуры местного населения получили в науке звание «эллинизации» и «сарматизации» (или варваризации). -

В 438 г. до н.э. власть на Боспоре перешла к новой династии - Спартокидов, возможно, уже «варварского», а не греческого, происхождения. В конце V до н.э. цари Боспора закрепились на Кубани и начали постепенное подчинение меотских племен. Левкон I (389-349 гг. до н.э) официально назывался царем синдов, торетов, дандариев и псессов. Его преемник Перисад I прибавил к этому перечню фатеев. Подчинение меотских племен только собствовало их дальнейшему развитию, О росте населения свидетельствует появление новых и расширение старых поселений, появление крупных могильников. Погребения меотов отличаются богатством и разнооб­разием находок, в них часто встречаются греческие изделия. В могильниках Тамани крайне сложно различить греческие и варварские захоронения: по­гребальные традиции греков и синдов смешались. Меотская посуда, изго­товленная на гончарном круге, не уступала по качеству греческой. На это время приходится расцвет хлебной торговли Боспора с Афинами и другими центрами Греции.

К кон. IV в. до н.э. Боспорское царство ослабело. Походы Филиппа II и Александра Македонского препятствовали нормальной внешней торговле Боспора. В 310 г. до н.э. разгорелась междоусобная война сыновей царя Перисада за боспорский престол. В войне, согласно письменным свиде­тельствам, участвовали греки, фракийцы и скифы. Часть современных ис­ториков считает, что участниками этих событий могли быть фатеи, либо сираки Кубани.

Меоты все более органично вливались в структуру Боспорского царства. К нач. III в. до н.э. появляется греческая фактория на меотском городище на месте совр. станицы Елизаветинской. Вероятно, греки здесь жили постоянно среди меотов. В меотских могильниках по-прежнему встречаются амфоры, дешевые греческие украшения, монеты. Хлебная торговля Боспора теперь переориентировалась на Понтийское царство, расположенное на южном побе­режье Черного моря,

Последний царь из династии Спартокидов - Перисад V, все более теряя контроль над сепаратистки настроенными колониями, передал власть в госу­дарстве перед своей смертью Митридату VI Евпатору - правителю могущест­венного Понтийского царства (южный берег Черного моря). Однако в год смерти царя Перисада - 107 г. до н.э. - в Крыму вспыхнуло восстание ски­фов, во главе которого стал Савмак, воспитанник последнего из Спартоки­дов. Митридату пришлось вооруженным путем доказывать свое право на ос­вободившийся трон. В итоге Савмак был пленен, убит, а правитель Понтийс­кого царства включил Боспор в состав своей державы.

Очень скоро боспорские колонии и союзные Боспору племена Кубани оказались втянутыми в войны, которые Митридат вел против Рима в 89-63 гг. до н.э. Меотские и особенно сиракские погребения этого времени содержат массу импортных изделий, полученных в качестве трофеев либо платы за службу. В источниках упоминается меотский вождь Олфак, пытав­шийся хитростью убить римского полководца Лукулла. Митридатовы войны, неизменно заканчившиеся победами Рима, истощили ресурсы греческих го­родов, вызвав недовольство и дворцовый переворот. Правителем Боспора стал сын Митридата Фарнак II. Фанагория, возглавившая восстание против Митридата, получила из рук Рима автономию.

В 47 г. до н.э. Фарнак II попытался воссоздать державу своего отца и вновь получил поддержку кубанских племен. Именно в это время вождь сиаков Абеак выставил 20 000 всадников. Однако Фарнак потерпел поражение от Юлия Цезаря и к власти пришел его бывший наместник Асандр, к этому времени все правители Боспора утверждались Римом. Цари Боспора тратили право на чеканку золотой монеты, любые проявления враждебности к Риму влекли за собой появление римских войск. Молниеносно были давлены попытки Митридата VIII восстановить независимость Боспора в > и 49 гг. н.э. Римское владычество в бассейне Черного моря поддержива-1 две боевые эскадры. Вместе с тем можно говорить о расцвете экономики I культуры Боспорского царства в Н! вв. под властью великого Рима.

В III в. н.э. на Боспоре начался затяжной кризис. Он был связан как с общим кризисом античного рабовладения, так и с уходом значительной части местных варваров, обеспечивавших ранее греков продуктами сельского хозяйства и рабами. Кроме того, в III в. на Причерноморье обрушились набе­ги германцев-готов и их союзников. Власть в Пантикапее захватили узурпа­торы. В это время погибли многие сельские поселения, в 230-е гг. разгрому подверглась Горгиппия. Наконец, в 370-е гг. боспорские города подверглись вторжению гуннов, вышедших из глубин Азии.