Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тронин.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
92.16 Кб
Скачать

Глава 3. Функции, cтруктура и задачи Наркомата юстиции.

Наркомюст первых лет советской России не только осуществлял организационный контроль за деятельностью судов, но и фактически взял на себя надзор за соблюдением судами законности при осуществлении правосудия. В архивных материалах Наркомата сохранился протокол заседания Коллегии от 11 декабря 1918 г., на котором рассматривался вопрос об организации надзора. В постановлении Коллегии говорилось, что НКЮ осуще­ствляет надзор за деятельностью народных судов как по жалобам и заявле­ниям отдельных лиц, так и по собственному почину. Жалобы и заявления на решения или приговоры народных судов в порядке надзора предлага­лось направлять в Наркомюст через IV отдел, где они предварительно рас­сматривались, и с заключением заведующего отделом — члена Коллегии — они затем поступали в Коллегию. Предполагалось два решения вопроса: либо Коллегия оставляет жалобу или заявление без последствия, либо предлагает Совету народных судей (по Положению о народном суде, при­знанному кассационной инстанцией) пересмотреть приговор или реше­ние, руководствуясь указаниями Наркомюста. При этом НКЮ рассматри­вал в порядке надзора только те дела, которые прошли кассационное рас­смотрение в Совете народных судей. Практическая деятельность НКЮ в 1919 г. содержит немало примеров, когда Наркомюст в качестве надзорной инстанции давал общую оценку соответствия приговора закону, но для ре­шения по существу приговор возвращался в кассационную инстанцию — Совет народных судей.

Основной функцией Наркомюста оставалось тем не менее судебное управление, совершенствование системы и форм деятельности органов юстиции, координация их отношений между собой и с другими органами. Эти вопросы были поставлены на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в Москве 25—28 июня 1920 г. Время, прошедшее после II Съезда и принятия Положения о народном суде, показало необходимость внесения в Положение некоторых корректив. 13 апреля 1920 г. на заседании Коллегии НКЮ был заслушан доклад Д. И. Курского об изменении ряда статей Положения. В частности, было признано необходимым проведение в организации следствия принципа единоначалия и утверждения следователей по важнейшим делам. Съезд подтвердил общий принцип организации суда, проводимый Положением, — коллегиальный порядок рассмотрения дел, — но вместе с тем внес существенные изменения в порядок избрания народных судей. По Положению 1918 г. народные судьи избирались и отзывались уездными исполкомами. Практика показала необходимость установления контроля над этой деятельностью. Съезд вынес решение об утверждении губисполкомами народных судей, избираемых уездными исполкомами. Отзыв народных судей уездными исполкомами требовал подробной мотивировки и подлежал утверждению губисполкомом по представлению отдела юстиции. Эти меры были направлены на упрочение положения народного суда и его независимости от органов власти. В то же время повыша­лись требования к судьям. Серьезные изменения вносились в ст. 25 Поло­жения, которая ранее предоставляла право народным судьям по своему убеждению определять меры наказания, а также полностью освобождать от наказания. Съезд потребовал внести в Положение уточнение, что «от­ступление от нормы наказания, установленной в Декрете, как минимум воз­можно лишь в исключительных случаях, с непременным условием точного обозначения мотива смягчения». Съезд высказался за изменение структуры следственного аппарата, за замену следственных комиссий народными сле­дователями, персонально производящими предварительное расследова­ние. Была предложена следующая структура: районные следователи, изби­раемые губисполкомами и состоящие в ведении губернских Советов народ­ных судей; следователи по важнейшим делам при отделах юстиции; следо­ватели по важнейшим делам при НКЮ. Съезд рассмотрел вопрос о взаимо­отношениях предварительного следствия и дознания, об улучшении орга­низационной связи между ними. Другие изменения, внесенные в Положе­ние о народном суде, касались организации коллегий защитников, учреж­дения дежурных камер и особых сессий народных судов, сокращения сро­ков обжалования деятельности судебных исполнителей, организации выезд­ных сессий.

В период гражданской войны НКЮ осуществлял организационное руко­водство всеми органами юстиции, надзор за осуществлением правосудия и соблюдением законности всеми органами и учреждениями, а также воз­главлял организацию борьбы с преступностью в стране. Роль НКЮ как органа, осуществлявшего контроль и надзор за отправлением правосудия, еще больше усилилась с предоставлением ему права пересмотра пригово­ров и решений в порядке высшего судебного контроля. Положение о выс­шем судебном контроле было утверждено Декретом ВЦИК и СНК от 10 марта 1921 г. Высший судебный контроль включал в себя осуществление общего надзора за деятельностью судебных органов, дачу им руководящих разъяснений и указаний по вопросам советского права. По установленным в законе основаниям Наркомюст мог признавать не имеющими законной силы приговоры и решения судов РСФСР, вступившие в силу и нуждающи­еся в пересмотре. По приговорам ревтрибуналов ему надлежало предвари­тельно запрашивать заключения кассационного трибунала. В порядке осу­ществления высшего судебного контроля Наркомюстом решались вопросы возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам независимо от того, каким судебным органом эти дела были рассмотрены. Перечислен­ные функции осуществлялись Отделом судебного контроля. Предоставле­ние Наркомюсту столь широких полномочий означало создание в респуб­лике единой судебно-надзорной инстанции для всех судов.