Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тронин.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
92.16 Кб
Скачать

Глава 2. Декреты и иные законы Наркомата юстиции.

Первым законодательным актом советской власти о суде был принятый 22 ноября (5 декабря по новому стилю) 1917 г. Советом народных комисса­ров РСФСР Декрет о суде. Он вошел в историю советского судоустройства как Декрет о суде № 1. Декретом были упразднены органы юстиции преж­него режима, провозглашены основы советского судоустройства, преду­смотрено создание народных судов, определены правовые источники су­дебной деятельности, намечены пути создания некоторых других органов юстиции (следствия, обвинения, защиты), признана необходимость вре­менных судов — ревтрибуналов — для борьбы с контрреволюцией. Декрет оказал влияние на зарождение законодательства о судоустройстве в республиках Средней Азии и Закавказья, на Украине и в Белоруссии. Декрет про­возгласил создание советских судебных органов, построенных на принци­пах участия трудящихся в осуществлении правосудия. В преамбуле проекта Декрета о суде № 1, автором которого был П. И. Стучка (также в разработке проекта участвовал М. Ю. Козловский), подчеркивалось, что перед рабочим и крестьянским правительством встает неотложная творческая задача по созданию новых судов и по выработке новых законов, которые должны «отразить в себе правосознание широких народных масс». Наряду с упразднением института мировых судей, окружных судов, судебных палат Правительствующего Сената и всех остальных судебных учреждений «ста­рого режима», проект предусматривал организацию местных рабоче-крестьянских революционных судов, образуемых местными советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в составе председателя и не менее двух членов. Местным судьям предлагалось руководствоваться декретами СНК, революционной совестью и революционным правосознанием, а не законами низложенной власти. Предусматривалось создание особых следственных комиссий для борьбы с контрреволюцией.

Проект обсуждался в ноябре 1917 г. несколько раз, в том числе во ВЦИК и СНК, вновь была создана комиссия, в состав которой вошел и П. И. Стучка. По меркам революционного времени это было длительное рассмотрение. Переработка проекта объясняется несогласием с рядом его положений, в частности с коренной ломкой старых юридических учреждений, старого законодательства, с предлагаемым порядком избрания местных судей. Оппонентов пугал вопрос, как суд обойдется без законов. Предлагали упразднить старые суды после создания новых законов. Некоторые склонялись в пользу проекта, но предлагали упразднить не все суды одновременно. Принятый декрет, по мнению самого П. И. Стучки, остановился «на полпути» в вопросе упразднения судов. Упразднив все остальные суды, он сохранил местные суды, передав им дела мировой подсудности, т. е. доверив ведение только мелких дел. Мировые судьи не лишались права быть избранными в местный суд. Вопреки проекту Декрет предоставил местным судам возможность «руководствоваться законами сверженных правительств постольку, поскольку они не противоречат революционной совести и революционному правопорядку». Третье существенное изменение касалось избрания местных судов: их предлагалось избирать на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых — временно местными Советами. Таким образом, временные революционные суды заменялись постоянными местными судами. Несмотря на изменения, внесенные в проект, его главная идея, а именно ломка старой судебной системы и создание нового народного суда, стала основой Декрета о суде № 1, принятого Совнаркомом 22 ноября 1917 г. Выступая 22 апреля 1918 г. на Первом всероссийском съезде губернских и областных комиссаров юстиции, Д. И. Курский дал высокую оценку декрету, разрешившему вопрос о структуре нового суда. Вместе с тем открытым остался вопрос о создании единого суда.

После ухода левых эсеров из Наркомюста первыми актами по внутрен­нему устройству аппарата НКЮ были постановление Коллегии от 22 марта 1918 г. «Об организации Комиссариата и о более точном и целесообразном распределении работ между отделами Комиссариата», постановление от 25 марта «О распределении отделов среди ответственных работников Нар­комата», постановление от 30 марта «Об утверждении штатов Комиссариата». В архиве Наркомата имеются также «Сведения об организации отде­лов, подотделов Комиссариата юстиции и круг их деятельности», ориенти­ровочно отнесенные к марту—июлю 1918 г.

26 ноября 1920 г. Наркомюстом было принято Положение «Об отделах Народного комиссариата юстиции». Положение четко определило структу­ру аппарата Комиссариата и функции каждого структурного звена. Перво­начально построение центрального аппарата НКЮ не было сложным. Но включение в его деятельность новых вопросов и активизация деятельно­сти на определенных направлениях привели к значительному усложнению центрального аппарата. Возникла необходимость более четкого определе­ния и разграничения функций каждого отдела и компетенции Наркомюста в целом.

В 1921 г. Наркомюстом было подготовлено и Совнаркомом принято По­ложение «О Народном комиссариате юстиции», в котором были определе­ны задачи Наркомюста: организация и инструктирование органов суда, следствия, защиты, обвинения; наблюдение за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних; рассмотрение в порядке высшего судебного надзора судебных решений и приговоров, вступивших в силу; предвари­тельное рассмотрение законопроектов; опубликование и толкование зако­нов; разработка общих мер наказания, организация исправительно-трудо­вого режима; руководство и наблюдение за проведением в жизнь отделе­ния церкви от государства.