Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mchp_gos_otvety.docx
Скачиваний:
279
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
10.54 Mб
Скачать

35. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц в международном частном праве.

Для международного частного права характерен дифференцированный подход к ФЛ, находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный, во-первых, на разделении на соответствующие категории, а во-вторых, установлении определенного правового режима в отношении каждой из них. Таких категорий, как правило, три. Прежде всего это собственные (отечественные) граждане данного государства. Затем следуют иностранные граждане и, наконец, лица без гражданства. В последние годы становится все более актуальным выделение отдельную позицию и еще одной группы лиц — беженцев.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую правовую связь — гражданство — С определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней ере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится. Правовое регулирование правоспособности лиц без гражданства обычно совпадает с прав-м рег-м правоспособности иностранцев.

По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом. В практике международного частного права сложилось такое положение, когда иностранные граждане, обладая определенным объемом правоспособности, которая предоставлена им собственным правопорядком, во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в своем гос-ве. Иностранные граждане, пребывающие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Преимущественно это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным актом или международным договором.

В РФ: коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с материально-правовой нормой, устанавливающей общие рамки объемов правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ на основе принципа национального режима. Так, в ГК предусматривается, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом». Следует отметить, что обращение к такому средству определения правоспособности иностранца, как коллизионная норма, а именно привязке к личному закону, является совершенно новым для отечественного права, ибо в предшествующем регулировании коллизионные правила предусматривались лишь в части установления дееспособности индивидуумов. В этом смысле важно подчеркнуть, что, во-первых, устранен известный пробел в отечественной регламентации; во-вторых, определение правоспособности посредством привязки отношения к личному закону физического лица отражает основную тенденцию мировой доктрины и нормативной практики международного частного права, учитывающей непосредственную связь между правоспособностью и личностью индивидуума. Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления нового коллизионного принципа (личного закона), применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы: правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица, и объеме правоспособности, обусловленном принципом национального режима (своего рода ее «территориальном сегменте»).

Но! В РФ есть изъятия из национального режима, которые установлены федеральным законодательством: иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, исполнять воинскую обязанность; есть ограничения в отношении архитектурной деят-ти и права собственности иностранцев и т.д. Подробно см. №21

Наиболее общей для многих государств сферой, в которой действуют ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, являются трудовые отношения, а также отношения собственности, особенно в том, что касается вещных прав на недвижимость. В последнее время в научный и правовой оборот вошло понятие «экономическая иммиграция». Следует отметить, что многие европейские государства (ФРГ, Испания, Франция) в целях запрещения либо ограничения «экономической иммиграции» вводят их дифференциацию на группы. Так, иностранцы могут быть дифференцированы на несколько категорий в зависимости от целей и сроков пребывания. Например, во Франции существуют посетители, т. е. временно пребывающие иностранцы: туристы, студенты, лица наемного труда (сезонные рабочие), коммерсанты; обыкновенные резиденты, т. е. лица, получившие разрешение—вид на жительство в течение 3 лет и «лица-резиденты»— лица, имеющие 10-летнее удостоверение — вид на жительство. К числу «привилегированных» иностранцев относятся граждане стран ЕС. Именно принадлежность лица к той или иной категории определяет его правовое положение. В других странах, (Марокко, Алжире, Испании) критерии бывают несколько иными.

Дееспособность иностранцев и лиц без гражданства

При рассмотрении затронутой проблемы существенно одно немаловажное обстоятельство — речь идет преимущественно о дееспособности в рамках обязательственных отношений, ибо в иных областях, например в брачных отношениях, дееспособность представляет собой отдельный вопрос.

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis), который, как известно, существует в двух своих разновидностях — закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae) и закона местожительства (lex domicilii).

В РФ: личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Статья содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных отношениях установить, право какой страны будет выступать в качестве личного закона гражданина или лица без гражданства. Для лиц без гражданства – это домициль. В этом смысле наметившаяся в предшествующем регулировании тенденция к использованию обоих видов коллизионных привязок — принципа гражданства и домициля - оформилась достаточно четко. Т.о., в РФ действует «смешанная» системы коллизионных привязок.

Исторически имеющим широкое распространение постулатом выступало правило: лицо, дееспособное по закону отечественного государства, признается таковым и за границей, и наоборот —недееспособное по праву своего государства лицо должно быть объявлено недееспособным во всех других государствах. Со временем его соблюдение стало вызывать возражения ввиду явной несовместимости с интересами стабильности торгового и хозяйственного оборота, так как всегда существовала угроза того, что чужеземный купец мог объявить сделку, совершенную им в иностранном государстве, недействительной под предлогом отсутствия у него дееспособности по национальному закону.

Германия: еще большая защита «своего» купца. Было закреплено, что если иностранец заключает в пределах Германии сделку, в отношении которой он недееспособен по закону гражданства, но мог бы считаться дееспособным по праву Германии, то он признается дееспособным для целей заключения такой сделки. Данное правило стало практически универсальным.

РФ: в ГК введена особая норма о том, что «лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки».

Действующие ныне принципы допускают даже отступления от личного закона в сторону применения не только закона места совершения действия (сделки), но и закона суда (например: Португалия).

В англосаксонском праве общей нормой определения дееспособности издавна выступал принцип домициля, в обязательственных правоотношениях — «собственное право договора», а в некоторых их видах — закон места совершения сделки.

Рассмотренный подход стал преобладающим не только в национально-правовых системах, но и в международных договорах (в Женевской конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 г. и в Женевской конвенции о чеках 1931 г.). Известное исключение из него существует для сделок с недвижимостью: в этом случае уточняется, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae).

Особое регулирование дееспособности предпринимателя - осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве такового. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ).

Важным инструментом регулирования правового положения иностранных ФЛ и установления соответствующих режимов пребывания граждан договаривающихся государств стали двусторонние договоры о правовой помощи. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. В них вопросам определения право-, дееспособности стабильно уделяется особое внимание.

В части установления объемов правоспособности физических лиц в них прежде всего закрепляется уравнивание в правах иностранных и национальных граждан (национальный режим), особенно в том, что касается осуществления гражданами договаривающихся государств правовой защиты их личных и имущественных прав.

Дееспособность иностранных граждан подчиняется их личному закону, и преимущественно закону гражданства, а в отношении гражданской и процессуальной правоспособности действует национальный режим.

Ограничение и лишение дееспособности иностранцев - в данной области МЧП существует немало расхождений в материальном праве различных государств: не во всех государствах признаются основаниями для ограничений дееспособности такие обстоятельства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм, наркомания и т. д.); различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным.

Более или менее общим положением для решения вопроса об ограничении дееспособности совершеннолетнего лица, является принцип, согласно которому лишение дееспособности или поражение (ограничение) в правах иностранца должно подчиняться его личному закону. Следовательно, руководствуясь именно этим законом, необходимо обсуждать и требования, которым данное лицо не удовлетворяет, в результате чего ставится вопрос об ограничении дееспособности, а также прочие материальные условия.

Важное значение имеет также и иной вопрос: какое государство вправе объявить лицо ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности, т. е. чей суд либо иной орган компетентен вынести по этому поводу решение? Распространенной нормой в этом отношении выступает правило о том, что компетентными являются учреждения страны гражданства или основного места жительства (домициля) и применимым правом, следовательно, будет выступать lex fori.

Что касается юр.последствий такого признания, то они опред-ся по праву гос-ва, в котором это признание имело место.

В РФ: Односторонняя коллизионная норму: «...признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву». Закономерным правовым последствием признания лица ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности является установление опеки и попечительства. Этому аспекту уделено предметное внимание. Так, появились специальные коллизионные нормы, касающиеся отыскания права, подлежащего применению к опеке и попечительству (ГК РФ). Здесь определение «решающего» для существа отношения права поставлено в зависимость от дифференциации объемов. Спектр формул прикрепления к соответствующему правопорядку подразумевает как личный закон лица, в отношении которого учреждаются опека или попечительство, так и личный закон опекуна (попечителя). В то же время не исключается и обращение к закону места совершения акта (lex loci actus) либо закону суда (lex fori). При этом нельзя не отметить крупное нововведение действующего права — при наличии указанных в ГК РФ обстоятельств осуществляется сравнение содержания материальных норм иностранного и российского правопорядков, для его определения на основе критерия большей благоприятности для опекаемого лица: «Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица».

В целях установления известной стабильности в областях подобного рода в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, указанные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию. Так, в случаях, не терпящих отлагательств, учреждение юстиции той договаривающейся стороны, где находится местожительство или местопребывание лица, подлежащего признанию ограниченно дееспособным либо недееспособным и являющегося гражданином другой договаривающейся стороны, может само принять меры, необходимые для защиты этого лица или его имущества. При отмене ограничения дееспособности лица либо признании его дееспособным компетентен суд той страны, гражданином которой является данное лицо (Договор о правовой помощи между РФ с Чехией и Словакией 1982). Регулирование по данным вопросам также содержится в Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 1993 г. совпадает с положениями двусторонних соглашений.

Безвестное отсутствие и объявление умершим – данный институт есть не во всех странах (в США нет, но есть презумпция смерти), либо есть существенные отличия (Франция).

Правило: коллизионные подчиняться личному закону ФЛ. (закон гражданства или местожительства).

Но! Если вопрос решает суд, то применяется закон страны суда.

Данные вопросы также подверглись международно-правовому урегулированию в договорах о правовой помощи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]