Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ричард Сеннет - Коррозия Характера.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
1.14 Mб
Скачать

Глава 7

Неудача

205

уйти. За первые 6 месяцев 1993 года треть служащих на трех заводах в Рудзоновой долине в Нью-Йорке была уволена, затем компания провела сокращения предста­вителей и других видов деятельности, где только было возможно. Новый менеджмент закрыл поля для игры в гольф и клубы, перестал поддерживать общины горо­дов, где действовала компания «Ай Би Эм».

Я хотел узнать побольше о том, как это было, - как произошел этот «великий поворот» к созданию «поджа­рой» и более гибкой «Ай Би Эм», в частности потому, что многие из менеджеров и инженеров среднего воз­раста, вовлеченные в эти изменения, были моими нью-йоркскими соседями. «Сокращенные» в слишком моло­дом возрасте, они начали новую деятельность как «кон­сультанты», это означает, что они прорабатывают свои адресные книжки, часто в напрасной надежде, что «кон­такты» вне корпорации все еще помнят о том, что они существуют. Некоторые вернулись обратно в корпора­цию, но как краткосрочные работники по контракту, лишенные привилегий компании и положения в орга­низации. Однако как бы каждый из них ни просущест­вовал последние четыре года, все они не могли жить без того, чтобы снова и снова не обращаться к жесто­ким фактам корпоративных перемен и их последствий для собственных жизней.

Кафе «Речные ветры», расположенное недалеко от старых офисов моих соседей, - веселая закусочная,

которую в прошлом днем посещали только женщины, выходившие из дома за покупками, или угрюмые моло­дые люди, обычно коротавшие здесь время после школьных занятий. И вот именно здесь я услышал этих белорубашечных в темных галстуках мужчин, которые «нянчили» свои чашечки кофе и внимательно слушали друг друга, как будто это было деловое совещание. Они пытались разобраться в историях своих собственных жизней. Одна группа из 5-7 мужчин держалась вместе. Они были программистами-разработчиками и систем­ными аналитиками в старой «Ай Би Эм». Самыми разго­ворчивыми среди них были Джейсон, системный ана­литик, проработавший в компании почти 20 лет, и Пол, программист помоложе, которого Джейсон сам уволил при первой волне сокращений.

Я стал, время от времени, посиживать с ними после обеда в 1994 году, через год после того, как все, кроме Джеисона, были уволены, и спустя год после того, как я повстречал Рико во время полета в Вену. Попытку инженеров, посещавших это кафе «Речные ветры», придать смысл тому, что с ними произошло, можно гру­бо разделить на три стадии. Когда я примкнул к их дискуссиям, люди чувствовали себя пассивными жерт­вами корпорации, но к тому времени, когда дискуссии пришли к своему завершению, уволенные служащие переключили фокус внимания на свое собственное поведение.

206

Глава 7

Неудача

207

Когда боль от увольнения все еще была острой, раз­говоры постоянно вертелись вокруг предателей из «Ай Би Эм» и того, как их кинула компания. Программисты копались в корпоративных событиях прошлого, кото­рые, как им теперь казалось, предвещали изменения, которые затем произошли. Эти акты воспоминаний включали такие блоки фактических данных, как, напри­мер, тот сюжет, когда одному из инженеров не разре­шали пользоваться полем для игры в гольф целых восемнадцать туров, или другой сюжет - о неких не­объяснимых путешествиях главного программиста с неназванными целями. На этой стадии мужчины хоте­ли обнаружить доказательства некоего заговора со сто­роны своих начальников, свидетельства, которые оправдали бы их чувство гнева. Быть кинутым или пре­данным - означает, что несчастье вряд ли является результатом вашей собственной ошибки.

На самом же деле, ощущение предательства внутри корпорации возникло и у большинства наблюдателей со стороны, которые приезжали в компанию в то время. Это была история, полная драматизма: высококвалифи­цированные профессионалы в патерналистской компа­нии, с которыми сейчас обращались не лучше, чем с клерками или уборщиками. Компания, казалось, начала разрушать саму себя в этом процессе. Английский жур­налист Энтони Сэмпсон, который посетил ее штаб-квартиру в середине 90-х годов, обнаружил, прежде все-

го, социальную дезорганизацию внутри компании, а не полную энергии рабочую силу. Один администратор признался: «Сейчас намного больше, чем прежде, стрес­са, домашнего насилия и потребности в услугах психо­лога - это прямо связано с увольнениями. Даже внутри «Ай Би Эм» среда изменилась радикальным образом: они чувствуют себя очень некомфортно, ненадежно»119. Люди, которые все-таки «выжили», вели себя так, как будто они проживали взятое взаймы время, чувствуя, что они спаслись не по какой-то основательной причи­не. Что же касается уволенных, местный пастор и быв­ший работник «Ай Би Эм» так это прокомментировал Сэмпсону: «Они чувствуют горечь и чувствуют, что их предали ... нас заставляли чувствовать себя так, как буд­то мы были причиной их провала, тогда как большие парни делали миллионы».

Пол Кэрол, другой исследователь этой заварухи, от­мечает, что при анонимном исследовании морального состояния служащих один человек так отреагировал на новое настойчивое требование компании об «уважении личностных усилий»: «Какое уважение? "Ай Би Эм" -очень непоследовательная компания, делающая «вели-речивые» публичные заявления по поводу уважения, искренности и восприимчивости и в то же время при­меняющая подавляющее, дискриминирующее админи­стрирование на низшем уровне». «Корпоративная пре­данность мертва», - прямо так и сказал консультант по

208