Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1.docx
Скачиваний:
131
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
81.65 Кб
Скачать

1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации не соз­дают новых правовых норм. Однако признание ими неконституцион­ности той или иной нормы уголовно-процессуального законодатель­ства влечет прекращение ее действия, изменение по существу содер­жания этой нормы или ее части и применение непосредственно кон­ституционных положений в сфере уголовного судопроизводства.

В случае неопределенности вопроса о том, соответствует ли Кон­ституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному уголовному делу уголовный или уго­ловно-процессуальный закон, суд, исходя из ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Россий­ской Федерации с запросом о конституционности этого закона.

Такой запрос может быть сделан судом первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций на любом этапе рассмот­рения и разрешения уголовного дела.

В Конституционный Суд России могут также обращаться граж­дане — участники уголовного судопроизводства.

2. Подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Отдельные авторы считают, что эти акты не являются источни­ками права.

Другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер.

В принципе авторы настоящего учебника считают, что исполни­тельная и судебная власти не должны заниматься правотворчеством.

Однако думается, что постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приказы и инструкции Генерального проку­рора, Министра внутренних дел, Директора ФСБ и т.д., содержащие новые правила поведения в сфере уголовного судопроизводства, сле­дует относить к источникам уголовно-процессуального права.

Наши суждения подтверждаются появлением после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подзаконных актов, содержащих важные уголовно-процессуальные положения.

Среди них, в частности, многочисленные решения руководите­лей правоохранительных органов, в которых регулируются вопросы

20

. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях.

Представляется, что перечисленные вопросы в силу их социаль­но-правовой значимости должны быть урегулированы уголовно-процессуальным законом.

3. Правительственные акты — источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством. В частности, ст. 82 УПК РФ установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством России. Следовательно, формой суще­ствования и проявления уголовно-процессуального права — правил поведения — является соответствующий правительственный акт.

Недопустимо также закрывать глаза на факт существования не­формальных источников уголовно-процессуального права, к кото­рым относятся судебная практика и правовой обычай.

Не случайно применительно к судебной практике официальные представители Судебного департамента при Верховном Суде Рос­сийской Федерации указывают на то, что «... к числу несомненных плюсов создания банка (банка судебных решений — прим, авт.) можно отнести то, что каждый судья сможет обращаться к тому или иному решению и находить правильный выход из сложной юридиче­ской ситуации»1.

Роль правового обычая значительно более существенна, чем принято считать в уголовно-процессуальной литературе.

Правовой обычай, являющийся непосредственным продуктом развивающихся общественных отношений, может даже «теснить» закон, превращая его нормы в «мертвые», т.е. не действующие в правовом пространстве соответствующего государства.

В теории государства и права выделяют три вида правовых обычаев.

Обычай secundum legem (в дополнение к закону).

С его помощью осуществляется детализация закона, когда в нем не­достаточно полно указаны средства реализации правового положения.

Так, практика руководствуется обычаем в требованиях к иному документу как к источнику доказательств в части фиксации его происхождения, наличия и состава реквизитов.

Обычай praeter legem (кроме закона).

Этот обычай используется в случаях отсутствия в законе каких-либо институтов в целом. Кодификация законодательства практиче­ски сводит (или свела) «на нет» эту форму обычая.

1 Куликов В. Суд идет в кассу. Всемирный банк готов выделить 50 миллионов долларов на борьбу с коррупцией в наших судах // Российская газета 2007 28 марта.

1. Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса

21

Обычай adversus legem (против закона).

Как правило, в этом случае мы сталкиваемся с наличием в за­коне «мертвой» уголовно-процессуальной нормы, не действующей в силу явного ее противоречия здравому смыслу или принципу спра­ведливости. Так, практика до последнего времени игнорировала возможность привлечения к уголовной ответственности свидетелей и потерпевших, дававших заведомо ложные показания, при отсутст­вии у них свидетельского иммунитета1.

Теория уголовного процесса широко использует, кроме того, следующие уголовно-процессуальные понятия.

Уголовно-процессуальная деятельность — урегулированная уго­ловно-процессуальным законом система активных действий (опера­ций, усилий) участников уголовного процесса при определяющей роли органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда.

Уголовно-процессуальные отношения — урегулированные уголов­но-процессуальным законом общественные отношения (или связь) между участниками уголовного процесса, проявляющиеся в их вза­имных правах и обязанностях, имеющие своей целью обеспечить права, свободы и законные интересы личности, достижение целей и решение задач уголовного судопроизводства.

Объект уголовно-процессуальных отношений — все то, по поводу чего или в связи с чем совершаются действия участников уголовно­го процесса или принимаются ими решения.

В уголовно-процессуальных отношениях различают общий и специальный объекты.

Общий объект уголовно-процессуальных отношений — предпола­гаемое уголовно-правовое отношение между государством в лице его органов, осуществляющих уголовное преследование и судебное его рассмотрение, и преступником (или виновным, подозреваемым, обвиняемым), подлежащее разрешению в сфере уголовного судо­производства.

Специальный объект уголовно-процессуальных отношений — ожи­даемый результат поведения участников конкретного уголовно-процессуального отношения (например, ожидание возможности опознания потерпевшим лица, совершившего преступление).

Субъекты уголовно-процессуальных отношений — участники пра­воотношений в сфере уголовного судопроизводства.

Особенностью уголовно-процессуальных отношений является обязательное и определяющее участие в них представителя государ­ственной власти (прокурора, начальника органа дознания, дознава-

1 В 2005 г. за совершение данного преступления к уголовной ответственности привлечены более 400 человек.

22

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса

23

теля, следователя, руководителя следственного органа или профес­сионального судьи либо суда в коллегиальном составе).

Содержание уголовно-процессуальных отношений — действия участ­ников уголовного судопроизводства, поскольку всякое правоотноше­ние — норма права в действии (в реальном воплощении), как совер­шенно справедливо, на наш взгляд, утверждается в правовой литературе.

Форма уголовно-процессуальных отношений — права (правомочия, полномочия, компетенция государственных органов и должностных лиц) и обязанности участников уголовного судопроиз-водства.

Уголовно-процессуальная форма — правила и процедуры (условия, основания, сроки, последовательность, порядок и т.п.) совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений.

Основными чертами любого вида правоприменительной деятель­ности и, следовательно, уголовно-процессуальных отношений и уголовно-процессуальной деятельности являются:

а) точное установление в федеральном законе порядка уголовно-процессуальной деятельности;

б) предоставление заинтересованным участникам уголовного су­допроизводства права личного (за исключением случаев их нежела­ния) участия в уголовно-процессуальной деятельности;

в) предоставление заинтересованным лицам широкого спектра уголовно-процессуальных гарантий в целях охраны их прав, свобод и законных интересов;

г) обеспечение принятия решения государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроиз­водство, в соответствии с законом на основании установленных в определенном законом порядке фактических обстоятельств (осно­ваний, условий и т.п.).

Специфика уголовно-процессуальной формы обусловлена ха­рактером материально-правовых отношений.

К ним специалисты в области уголовного судопроизводства относят:

а) превалирование (преимущественное значение) принципа пуб­личности над принципом диспозитивности;

б) обеспеченность надлежащего поведения участников уголовно­го судопроизводства мерами государственного (уголовного, уголов­но-процессуального и т.д.) принуждения;

в) зависимость характера уголовно-процессуального принужде­ния от общественной опасности (степени тяжести) преступления и личности подозреваемого или обвиняемого;

г) наличие досудебной подготовки материалов (материалов пред­варительного расследования);

д) наличие специальных институтов защиты прав подозреваемо­го и обвиняемого (например, принципа презумпции невиновности подозреваемого, обвиняемого);

е) существование правосудия в качестве единственного способа возложения на виновного уголовной ответственности и назначения

ему наказания;

ж) преобладание обязательных форм прокурорского надзора, ве­домственного и судебного контроля над избирательными (альтерна­тивными, факультативными).

Правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рас­смотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке уголовных, гражданских, административных и ар­битражных дел.

При уяснении сущности правосудия по уголовным делам сту­денты ни в коем случае не должны отождествлять его с уголовным судопроизводством по следующим причинам.

Во-первых, правосудие осуществляется не только по уголовным, но и по гражданским, административным и арбитражным делам.

В этом плане понятие правосудия шире понятия уголовного су­допроизводства и выходит далеко за его пределы.

Во-вторых, в уголовный процесс входит деятельность судов по рассмотрению и разрешению только уголовных дел и в ограничен­ных пределах в их рамках — гражданского иска.

В этом ракурсе уголовное судопроизводство, естественно, усту­пает по объему понятию правосудия.

В-третьих, уголовное судопроизводство включает в себя не толь­ко правосудие по уголовным делам, но и досудебную подготовку

материалов.

Таким образом, в этом плане понятие правосудия уже понятия уголовного судопроизводства, которое включает в себя досудебное производство, т.е. деятельность прокурора, органа дознания, дозна­вателя, следователя и руководителя следственного органа по возбу­ждению уголовных дел и их предварительному расследованию. Пра­восудие в этом смысле ограничивается лишь деятельностью суда в сфере уголовного судопроизводства.

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации вряд ли можно отнести к правосудию, ибо оно не разрешает кон­кретных уголовных, гражданских, арбитражных и т.п. дел.

Вместе с тем рассмотрение и разрешение разнообразных вопро­сов, связанных с соответствием отраслевых положений нормам Конституции Российской Федерации, является, безусловно, реали­зацией судебной власти, понятие которой значительно объемнее и содержательнее, на наш взгляд, понятия правосудия.

Уголовно-процессуальные гарантии — установленные уголовно-процессуальным законом способы и средства, обеспечивающие осуществление участниками уголовного процесса своих прав и со­блюдение ими обязанностей.

24

I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства

В качестве гарантий прав участника уголовного процесса могут вы­ступать другие его права, а также обязанности государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

В частности, гарантией права подозреваемого и обвиняемого на защиту является их право на возможность приглашения к участию в уголовном судопроизводстве защитника и законного представителя. В то же время право этих лиц знать, в чем они соответственно по­дозреваются или обвиняются, обеспечивается обязанностью должно­стных лиц государственных органов, осуществляющих уголовное судо­производство, знакомить их с различными уголовно-процессуальными документами, а в случаях, указанных законом, вручать им копии соответствующих документов.

Уголовно-процессуальные функции — роль и назначение участни­ков уголовного процесса, выражающиеся в основных направлениях их деятельности (П.С. Элькинд).

Классическая точка зрения заключается в том, что в уголовном процессе существуют три функции:

1) обвинение (уголовное преследование);

2) защита от обвинения;

3) юстиция (судебное рассмотрение и разрешение уголовного де­ла по существу).

Обвинение и защита (а точнее, их представители) суть стороны в уголовном процессе, противоборство (противостояние) которых должен разрешать независимый, беспристрастный и самостоятель­ный арбитр — суд.

Каждую сторону обычно представляют несколько участников.

Так, например, функцию уголовного преследования осуществ­ляют органы предварительного расследования и их руководители, прокурор, частный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и представители трех последних участников процесса.

Функцию защиты реализуют подозреваемый (обвиняемый, под­судимый, осужденный или оправданный), его законный представи­тель, защитник, гражданский ответчик и его представитель.

Другие авторы полагают, что в уголовном судопроизводстве реа­лизуются четыре функции: обвинение, защита, юстиция и расследо­вание уголовного дела.

Отдельные специалисты (в частности П.С. Элькинд) считают, что в уголовном процессе существуют шесть функций:

а) обвинение;

б) защита;

в) юстиция (рассмотрение и разрешение уголовного дела судом по существу);

1 Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса

25

г) предварительное расследование уголовного дела;

д) побочная (деятельность гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей);

е) вспомогательная (деятельность участников процесса, не вхо­дящих в ранее перечисленные группы и оказывающих содействие в достижении целей и решении задач уголовного процесса: свидетеля, понятых, секретаря судебного заседания и т.д.).

Некоторые авторы одной из функций уголовного судопроизвод­ства считают осуществление прокурорского надзора (В.И. Рохлин).

Уголовно-процессуальный статус (или положение) — установлен­ная уголовно-процессуальным законом совокупность прав, обязан­ностей участников уголовного процесса и гарантий их реа-лизации.

Каждому участнику уголовного процесса известен его процессу­альный статус, поскольку этим статусом его наделяют в соответствии с требованиями закона государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, и всех участников уго­ловного процесса знакомят с их правами и обязанностями.

Уголовно-процессуальная наука — система взглядов, представле­ний, идей, концепций, учений и теорий специалистов, раскрываю­щих природу, характер, сущность и содержание уголовного судо­производства.

Система науки уголовного процесса включает в себя, на наш взгляд, следующие разделы:

1) историю развития отечественного и зарубежного уголовно-процессуального законодательства и практику его применения;

2) современное уголовно-процессуальное законодательство Рос­сии и зарубежных государств и практику его применения;

3) собственно науковедческие проблемы отечественного и зару­бежного уголовного судопроизводства (определение различных по­нятий, тенденций и перспектив развития законодательства и прак­тики его применения и т.д.).

Историческая форма уголовного судопроизводства — организация процессуального механизма, которая предопределяет источник посту­пательного движения производства по уголовным делам и основы процессуального статуса (положения) его участников (А.В. Смирнов).

В теории уголовного процесса различают розыскную (следствен­ную или инквизиционную), состязательную и смешанную формы (типы, модели) уголовного судопроизводства, которые будут более подробно рассмотрены в отдельной теме настоящего учеб-ника.

В данном случае необходимо отметить, что в настоящее время Уголовное судопроизводство всех государств не содержит в рафини­рованном (чистом) виде розыскной или состязательной его форм.

2. Уголовно-процессуальный закон

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]