Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
794.62 Кб
Скачать

Два типа неведения истории (п. Тиллих)

Выявление специфики исторической реальности, ее качественного отличия от природы не является чем-то само собой разумеющимся. Это определенная мировоззренческая позиция, которой противостоит «аисторизм». П. Тиллих называет его «неведением истории», имея в виду, что аисторизм как противник исторического мышления отрицает, с тех или иных позиций, саму важность обращения к проблеме исторического; для аисторического мышления «призыв к осознанию истории» является излишним.

«Первый тип - это мистическое неведение истории, для которого все временное является покровом видимости, обманчивой маской, скрывающей лик вечности, и которое стремится прорваться сквозь этот мираж к вневременному созерцанию вневременного; второй тип есть натуралистический аисторизм, который присутствует во всякой зависимости от жизни природы...» Поддерживаемый натурализмом, этот второй тип аисторизма обостряется «рациональным, математическим методом мышления: это – технико-математическое объяснение мира средствами естествознания, рационалистическая концепция реальности как машины с навеки неизменными законами движения, которые проявляются в бесконечно воспроизводимых и предсказуемых природных процессах»187.

Более ранним примером может служить неисторический натурализм древнегреческой философии.

Специфика исторического познания Проблема существования объективных законов истории

К. Поппер различает обобщающиенауки (теоретические), интересующиеся универсальными законами (физика, биология, социология и т.д.), иисторические, интересующиеся конкретными, специфическими событиями.

Соответственно альтернативой объективному закону, представляющему высшую форму естественнонаучного знания, оказывается смысл истории. «Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. …Историческое познание не имеет своей целью представить конкретное явление как случай, иллюстрирующий общее правило ……Идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности»188. Другими словами, мы встречаемся с противоположностью генерализирующего (естественнонаучного) и индивидуализирующего (исторического) путей познания мира. К. Поппер подчеркивает, что как не может быть никаких исторических законов, так нет и унифицирующих теорий. В истории постоянно возникает проблема неисчерпаемости предмета исследования189. Лишь в том случае, когда история рассматривается «частично», то есть как история политической власти, либо история экономических отношений, либо история технологии, возможно создание теории.

С этим же связана и проблема выделения существенного. Вгенерализирующихнаукахсущественноесовпадает собщим. Соответственно в естествознании всякий объект рассматривается как экземпляр общего родового понятия, и с этой точки зрения объекты естествознания взаимозаменяемы. Виндивидуализирующем познаниисущественноесвязывают сценностью. Культурная ценность определяет выбор исторически значимого - таков принцип исторического мышления. «Исторически важным и значительным считается не только то, что способствует, но и то, что мешает реализации культурных благ»190. (Заметим, что это в определенной мере аналогично тому, что под биологически значимым понимают как то, что способствует, так и то, что препятствует реализации потребностей организма.)

Ту же самую мысль о противопоставлении систематикиприродыфизиогномике истории, о противоположности науки, вырабатывающей представления об общем, и исторического познания, связанного с постижением индивидуального, высказывает О. Шпенглер, понимая историческое познание как искусство портрета, перенесенное в духовную сферу, когда требуется глаз художника, способный разглядеть за конечным - бесконечное191.

В историческом познании возможна лишь индивидуализация, тогда как в научном -генерализация. Основной категорией исторической логики оказываетсяиндивидуальная тотальность192, которая представляет собойисторическизначимоежизненное целое. Как определить эту значимость? Г. Риккерт соотносит исторически значимое с общезначимостьюкультурной ценности, понимая под ней то, что признано либо всеми людьми вообще, либо всеми членами культурного общения193. Такими индивидуальными тотальностями являются индивиды, коллективные индивидуальности, культуры; все они обладают признаками однократности, исконности. Их нельзя дедуцировать, можно лишь, чувствуя, понять.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]