Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KPZS.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
771.58 Кб
Скачать

76. Конституция Монголии.

Новая (постсоциалистическая) Конституция Монголии принята в 1992. По форме правления Монголия – парламентарная республика, по форме государственного устройства – унитарное государство (делится на 18 аймаков и 3 города центрального подчинения). Закрепляются принципы народного суверенитета, многоукладности экономики. Государственным символом, помимо герба, гимна, флага и стяга, является печать (с ручками!). Права и свободы человека и гражданина – на уровне международных стандартов.

Высшим органом государственной власти является однопалатный Великий государственный хурал (76 членов, достигших 25-летнего возраста), парламент, наделенный законодательными полномочиями. Великий государственный хурал определяет основные направления внутренней и внешней политики Монголии, назначает выборы президента, подотчетен правительству, по предложению президента назначает премьер-министра страны.

Президент является главой государства и символом единства монгольского народа. Президент избирается населением на 4 года (коренной гражданин Монголии, достигший 45-летнего возраста, постоянно проживающий в стране в течение 5 лет). Выдвигать кандидатов (по одному) могут только партии, представленные в парламенте. Президент подотчетен Великому государственному хуралу. Президент вправе наложить отлагательное вето на закон, принятый Великим государственным хуралом (может быть преодолено квалифицированным большинством в 2/3 депутатов Великого государственного хурала), предлагает Великому государственному хуралу кандидатуру на пост премьер-министра (лидер партии, победившей на парламентских выборах), представляет Монголию во внешних сношениях, дарует помилование, ведает вопросами монгольского гражданства, является главнокомандующим монгольскими вооруженными силами, в случае необходимости вправе вводить чрезвычайное положение, издает указы. Президент подотчетен Великому государственному хуралу. Президент может быть отрешен от должности Великим государственным хуралом на основании заключения Суда конституционного надзора.

Высшим государственным исполнительным органом является правительство, возглавляемое премьер-министром, организующее обеспечение исполнения законов и актов президента, обладающее правом законодательной инициативы, разрабатывающее программы отраслевого, межотраслевого и зонального развития и пр. Правительство подотчетно Великому государственному хуралу, который назначает премьер-министра.

Судебную систему возглавляет Верховный суд, органом судейского сообщества является Генеральный судебный совет, органом судебного конституционного контроля – Суд конституционного надзора Монголии.

76. Конституция Монголии

Действующая конституция Монголии была принята в «11 часов 35 минут 13 января 1992 года и вступила в силу по всей стране с 12 часов 12 февраля 1992 года или с часа лошади благословенного дня желтой лошади, отмеченного узами молодости, девятого дня первого весеннего месяца черного барса года водяной обезьяны семнадцатого шестидесятилетия».2[4]

Внешняя структура конституции может быть названа традиционной или классической. Она состоит из преамбулы и основной части, где глава шестая «Внесение дополнений и изменений в Конституцию Монголии» параллельно может рассматриваться как переходные или заключительные положения.

Преамбула конституции Монголии представляет собой торжественную часть, в которой устанавливается цель «построить и развить в родной стране гуманное, демократическое общество» и обозначаются стратегические условия достижения поставленной цели. Основная часть конституции Монголии представлена в виде компактно сформированных глав, которые состоят из статей, делящихся на части и имеющих номера.

Всего в конституции насчитывается шесть глав и семьдесят статей.

Порядок расположения глав и статей имеет смысловое значение, отражающее логику изложения конституционных положений.

Смысловые связи изложения глав и статей расположены от общего к частному, а последовательность соответствующих положений обуславливает их реальную роль для государства.

Так, первая глава Конституции называется «Суверенитет Монголии», вторая «Права и свободы человека и гражданина», третья «Государственное устройство», состоящая из четырех разделов – Великий Государственный Хурал Монголии, Президент Монголии, Правительство Монголии, Судебная власть, четвертая глава конституции называется «Административно-территориальное устройство», пятая «Конституционный Цэц Монголии».

Порядок построения структуры конституции позволяет заметить стремление Монголии приобщиться к западноевропейской демократической конституционной традиции, по которой первая глава конституции, так или иначе, затрагивает основы конституционного, государственного, общественного строя, а следующая за ней глава предназначается для регламентации правового положения личности.

Глава первая конституции - «Суверенитет Монголии».

Данная глава затрагивает не только основы государственного строя, но и некоторые стороны общественного строя (формы собственности и их социальная функция, свобода конкуренции, рыночная экономика, партии и общественные организации и т.д.).

Положения Конституции Монголии 1992 года, касающиеся правового положения личности смоделированы по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этой связи, в конституции наблюдается достаточно полный набор прав и свобод человека и гражданина. Это, может быть наименее оригинальная часть конституции Монголии в том смысле, что она отвечает общепринятым международным стандартам и фактически воспроизводит их.

Вместе с тем, название второй главы в некоторой мере расходится с содержанием главы. В частности, следует отметить, общепризнанное понятие прав и свобод человека и гражданина, а не просто прав и свобод человека, более содержательно, поскольку политические и ряд социально-культурных прав определяются в большей части государств для граждан этих государств. Различные типы государств и формы государственного устройства в значительной степени и формы государственного в значительной степени определяют политические права человека. Так избирательные права, право граждан участвовать в управлении делами государства неодинаковы в различных государствах. Поэтому правильней, с точки зрения юридической техники, было бы назвать рассматриваемую главу, как права и свободы человека и гражданина, более того статья 17 Закона приписывает среди прав и обязанности граждан Монголии, устанавливает правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, случаи предоставления политического убежища в Монголии, ограничения прав иностранцев и апатридов и т. д. Данные доводы еще раз показывают на несоответствие названию главы предмету изложения.3[17]

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений конституции Монголии имеет собственные, отличительны особенности. В частности приоритетным правом изменения конституции обладает Великий Государственный Хурал Монголии – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Предложения об изменении конституции вносятся субъектами, обладающими правом законодательной инициативы при посредничестве специализированного квазисудебного органа, который называется «Конституционный Цэц».

Данный факт позволяет судить об усложненном порядке внесения изменений, так как добиться предполагаемого результат в многопартийном парламенте демократического государства, каковым является Монголия, при значительном спектре политических интересов и мнений, крайне сложно.

По вопросу о внесении изменений и дополнений действующей конституции может быть проведен и референдум (всенародное голосование), однако данная процедура опять таки санкционируется Великим Государственным Хуралом при наличии двух третей от общего числа его членов.

Вместе с тем, результаты референдума по рассматриваемому вопросу не имеют окончательного значения и требуют утверждения Великого Государственного хурала посредствам процедуры голосования с результативностью составляющей квалифицированное большинство (три четверти голосов всех членов Великого Государственного Хурала).

Если вносимые дополнения и изменения не получили при двукратном рассмотрении Великим Государственным Хуралом не менее трех четвертей голосов всех его членов, то данные проекты больше не рассматриваются до тех пор, пока не приступит к своей деятельности новый состав Великого Государственного Хурала, избранный в результате очередных выборов.

Внесенные в Конституцию поправки имеют одинаковую с ней силу.

Тем самым, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что конституция Монголии по порядку внесения изменений и дополнений должна быть отнесена к разряду жестких.

Согласно статье третей Конституции Монголии вся власть в стране принадлежит народу, который участвует в государственных делах непосредственно, а также через своих представителей.

В этой связи, в качестве одного из характерных признаков государственной власти, нашедших отражение в конституции Монголии можно говорить о народном суверенитете.

Следует отметить одну интересную особенность. В Конституции Монголии специально не выделяются разновидности публичной власти, но из анализа текста следует, что их, по меньшей мере, две – это государственная власть и местное самоуправление. Как уже было сказано, местное самоуправление не выделяется в качестве самостоятельной разновидности публичной власти.

В зависимости от закрепления основ государственной власти конституция может быть названа демократической и республиканской.

В пользу республиканского характера Конституции Монголии, также, говорит целый комплекс специфических признаков. Например, в пункте 16 части 1 статьи двадцать пятой конституции предполагается возможность проведения референдума и регламентируется его порядок. Кроме того, наиболее значимые органы государственной власти формируются народом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В частности, подобным образом формируются такие органы государственной власти, как Великий Государственный Хурал Монголии и Президент Монголии.

Единая государственная власть делиться на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Органы государственной власти строят свою деятельность в соответствии с конституцией и законами, а государственные должностные лица несут юридическую ответственность за неправомерные действия.

Однако, наряду с положительными для демократии качествами, необходимо отметить высокий уровень централизации государственной власти, который в принципе может способствовать установлению авторитарной формы государственного политического режима. Обозначенная посылка также нуждается в фактическом подтверждении.

Говоря об особенностях Конституции Монголии нельзя не остановиться на одной новелле по сравнению с предыдущими конституциями – на конституционном закреплении правового статуса специализированного органа, призванного наблюдать за конституционной законностью. Таким органам стал Конституционный Цэц (по некоторым данным в связи с необходимостью более адаптированного перевода «Конституционный Суд»).

Анализ раздела четвертого «Судебная власть» и главы пятой конституции Монголии «Конституционный Цэц» позволяет сделать неожиданный вывод – Конституционный Цэц не является органом судебной власти в прямом смысле слова. Перечень полномочий, функции и особенно порядок формирования рассматриваемого органа дают возможность предположить, что это квазисудебный орган, занимающий особое место в системе государственной судебной власти.

В обозначенном тезисе скрывается еще одна немаловажная, острая проблема - расплывчатость, размытость формулировок о разделении власти на ветви. В конституции Монголии попросту нет упоминания о принципе разделения властей, хотя фактически по тексту это прослеживается.

Отсюда можно сделать, по меньшей мере, два вывода.

1.    Применительно к практике конституционного строительства Монголии можно говорить о выходе за рамки классического принципа разделения власти на три ветви и судить о существовании пяти ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной, президентской и квазисудебной. Это смелое предположение, конечно же, нуждается в особом доказывании и не имеет должного признания в науке.

2.    По всем признакам Монголия может быть отнесена к числу стран составляющих континентальную или романо-германскую семью права. Поэтому, Конституционный Цэц Монголии – по природе своей помещается на вершине всей совокупности судебных органов. Он находится вне любого судебного механизма в силу четко ограниченной компетенции.

Конституционный суд в определенной мере продолжает дело законодателя; толкуя Конституцию и закон, он облегчает работу парламента и, в то же время создает условия для эффективного правоприменения. Во всяком случае бремя ответственности по точному и неукоснительному следованию букве и духу закона в самых критических ситуациях берет на себя конституционная юстиция.4[24]

Все сказанное в полной мере относится к рассматриваемому органу государственной власти Монголии. В этой связи, необходимо обозначить основные особенности Конституционного Цэца:

1.       Концентрация надзорных функций в особой судебной инстанции, созданной специально для этой цели.

2.       Конституционный Цэц Монголии независим от обычной судебной иерархии.

3.       Члены конституционного Цэца – непрофессиональные судьи и их подбор осуществляется политическим руководством по политическим признакам.

4.       Конституционный Цэц обладает правом окончательного решения в случае признания какого-либо законодательного акта не имеющим силы.

5.       Особое правовое положение Конституционного Цэца можно изменить, только внеся изменения в Конституцию.

На основе изучения конституционной юриспруденции современной Монголии можно сказать, что факт присутствия Конституционного Цэца в системе власти уже сам по себе является весьма эффективным средством обеспечения конституционной законности и защиты, конституционных прав граждан.

В заключении, говоря об особенностях и значении Конституции Монголии для национального государственного строительства целесообразно выделить следующие характерные критерии:

1. Конституция – основной источник конституционного (государственного) права и системы права Монголии. В Конституции устанавливаются принципы и правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всех отраслей права, в которых развиваются, детализируются, конкретизируются положения конституционных норм, закрепляется механизм их реализации. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, способствует согласованности всего правового регулирования и систематизации Монгольского права.

2. Конституция Монголии обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. Все нормы и институты текущего законодательства должны соответствовать нормам и принципам, закрепленным в Конституции.

В случае возникновения противоречий, коллизий между нормами конституции и иного правового акта, они разрешаются на основе принципа верховенства основного закона. Идея высшей юридической силы конституции имеет большое практическое значение, она служит установлению единых начал законодательства, развитию единства права в целом, укреплению законности и правопорядка в обществе.

3. Конституция принимается народом или от имени народа Великим Государственным Хуралом Монголии. В Конституции 1992 года наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен данный признак.

4. В демократическом государстве, каковым является Монголия, народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Действующая конституция Монголии имеет учредительный характер, который проявляется в принципиальных положениях: провозглашении Монголии демократическим и правовым государством с республиканской формой правления, закреплении разделения властей, утверждении конституционных основ создания и деятельности парламента – Великого Государственного Хурала Монголии.

Сущность действующей Конституции Монголии выражается в закреплении правового баланса экономических, политических, социальных и культурных интересов различных социальных групп и слоев Монголии. В реальной жизни не всегда достигается такого рода баланс. Для того чтобы демократические нормы и принципы Конституции Монголии не остались черными буквами на белой бумаге, необходимо создать механизмы реализации их предписаний, обеспечить соответствие Конституции законов, нормативных актов Президента Монголии, Великого Государственного Хурала Монголии, Правительства, норм, принимаемых на уровне административно-территориальных единиц.

5. Конституция Монголии – это результат сплава исторического и современного опыта, сочетание идей конституционного строительства ряда стран Запада, России, Китая и, безусловно, собственного, национального.

6. На основе анализа информации об общественно-политической ситуации в стране, то есть путем сопоставления юридической и фактической конституции, можно сделать вывод о том, что конституция Монголии обладает высокой степенью реальности.

По сравнению с предъидущими, существовавшими в истории, правовыми актами аналогичного значения действующая Конституция Монголии должна быть признана значительно более прогрессивной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]