Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в соц-псих.doc
Скачиваний:
57
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
1.8 Mб
Скачать

3. "Плоскости" состояний и "психотехническая воронка"

В тренинговой практике бывает полезно представлять те психологические реальности и процессы, о которых идет речь, в виде наглядных схем, моделей. Естественно, такие модели и схемы могут не иметь ничего

общего с научными схемами и научными представлениями об этих реальностях и процессах. Скорее, они будут представлять собой некоторое наглядное изображение той "психотехнической мифологии", о которой мы говорили выше. Такие схемы и модели служат опорами участникам тренинга для ориентации их в своем внутреннем опыте, они будут задавать (и/или поддерживать созданный на предыдущих шагах тренинга) общий контекст и общий язык взаимодействия в тренинговой группе.

Наша практика показывает, что после обмена членов тренинговой группы своими спонтанными психотехниками и после введения нами некоторых психотехнических мифов клиенты хорошо принимают предлагаемые нами две наглядные модели описания состояний и их регуляции: "плоскость" состояний и "психотехническую воронку". На этом этапе тренинга описываемые этими моделями реальности и процессы оказываются узнаваемыми участниками, поскольку опираются на их личный опыт и на образовавшийся общий контекст. Мы рассматриваем эти модели как некоторый обобщенный психотехнический миф, который может быть соотнесен каждым членом тренинговой группы со своими индивидуальными мифами.

Каждый из перечисленных выше индикаторов позволяет лучше почувствовать состояния партнеров и свои собственные. Но целостное состояние человека невозможно свести ни к одному из этих параметров. Состояние может быть представлено в какой-то момент времени как некоторая плоскость, задаваемая теми индикаторами, которые мы пытались описать, подобно тому, как геометрическая плоскость задается совокупностью точек (см. рис. 2).

дыхание

пространство

"чувства" (^„1 LJ "воспоминание"

"воображение (образ)" Р и с. 2. Модель состояний человека

В так называемом "нормальном состоянии", которому невозможно дать какое-либо определение, но которое каждый субъективно знает и называет нормальным, человек не обращает внимания на свои чувства, мысли, телесные ощущения, на свое дыхание, на восприятие пространства и проч. Его сознание сосредоточено на предмете действия или мысли. Но стоит ему самому поменять какую-то из этих составляющих или это произойдет в результате внешнего воздействия (например, его что-нибудь испугает), как тут же начинают меняться и все остальные параметры. И это уже будет другая плоскость, другое состояние: изменится поза, дыхание, движения, речь. Опишем в качестве примера два состояния, используя эту "модель".

Состояние влюбленности. Ощущение легкости в теле, особая походка, которую можно заметить со стороны, особое дыхание ("легко дышится"), особый ритм ("внутренняя музыка"), особое восприятие пространства (меняется восприятие цветов, например), вспоминаются только встречи с любимым человеком, а все остальные воспоминания могут "улетучиться" ("живу сегодняшним днем"), в воображении — образ любимого человека, мечты о развитии отношений, мысли — «не могу думать ни о чем другом, кроме "предмета" своей страсти», либо необычайная легкость и продуктивность мысли (любовь дает "вдохновение").

Состояние, возникающее при зубной боли. Острое телесное ощущение боли, постоянное прислушивание к ней, тело спонтанно принимает определенные ("страдальческие") позы, поверхностное, учащенное, прерывистое дыхание перемежается глубокими вздохами, пространство часто воспринимается неясно, расплывчато ("боль застилает глаза"), пространство звуков становится источником дополнительных страданий (звуки часто кажутся физическими объектами, "прилетающими" из окружающего пространства и причиняющими дополнительную физическую боль), в воспоминаниях — опыт посещения дантиста, со всеми вытекающими из него "приятными" ощущениями, воображением либо блокируется, либо представляется все тот же зубоврачебный кабинет и бормашина, чувства — страх, раздражение — типичная эмоциональная реакция в этом состоянии, в мыслях — невозможно ни о чем думать, на чем-либо сосредоточиться, кроме зубной боли.

Чтобы представить динамику состояний и возможные пути саморегуляции, мы используем метафорическую модель, которую назвали "психотехнической воронкой". Метафора "воронка" подсказана нашими клиентами и участниками тренинговых групп. Рассказывая о своем опыте саморегуляции, использования тех или иных психотехник, они часто описывают свои ощущения словами "затягивает", "проваливаюсь", "погружаюсь", "двигаюсь, как по спирали". Эта модель может быть представлена в виде двух воронок, соединенных своими горловинами в фигуру, напоминающую песочные часы (см. рис. 3).

"Нормальное" состояние

Нейтральное, аутогенное, медитативное, трансовое состояние

"Другая реальность"

Р и с. 3. Психотехническая воронка

Так называемое нормальное состояние может быть представлено на этом рисунке верхней плоскостью "песочных часов".

Любое изменение данного состояния — будь то вследствие каких-то внешних воздействий или специальной работы с телом, дыханием, восприятием пространства, воображением — ведет к движению внутрь воронки, к плоскостям, находящимся ближе к ее "горловине". Человек может очень быстро попасть в "горловину", "скатившись" по склону воронки. А может двигаться туда постепенно, по спирали, виток за витком. Сама же "горловина", то состояние, к которому постепенно приводит такое движение, в обыденном языке описывается как "просоночное": состояние, возникающее на границе сна и бодрствования, когда уже/еще осознаешь окружающую обстановку, но одновременно еще/уже способен видеть яркие сновидные образы. В разных психотехнических традициях такое состояние может называться трансовым, медитативным, нейтральным, аутогенным. Из этой "горловины" открыт путь к управлению своими образами, чувствами, телесными ощущениями — выход к "новым реальностям". На рисунке этот путь показан как выход в широкую часть нижней воронки. Это те состояния, которые возникают во сне, при высокой температуре, при приеме наркотиков, в глубоком гипнозе, на продвинутых этапах медитации. Но если во сне, во время болезни, при приеме наркотиков этот процесс неуправляем, то психотехнический путь может сделать "выход и пребывание" в этих состояниях управляемым и контролируемым. Традиционно именно эти состояния принято называть "измененными состояниями сознания".

В нашей модели любое состояние вне плоскости так называемого нормального состояния можно считать "измененным состоянием". Речь, таким образом, может идти о различных измененных состояниях, обладающих своими особенностями.

В реальной жизни люди редко находятся в чисто "нормальном" состоянии. Любое взаимодействие либо приводит к появлению и осознанию каких-то чувств или мыслей, либо вызывает какие-то изменения в теле (неловкость, напряженность и зажимы, например). Встреча с "трудным" партнером по общению почти всегда приводит человека в измененное состояние сознания. В трансовом состоянии происходят сексуальные взаимодействия.

Такую точку зрения не так-то легко принять: ведь в обыденных представлениях измененные состояния сознания, транс — это всегда результат внушения, работы гипнотизера, экстрасенса или воздействия каких-то веществ, нередко они воспринимаются как признак "ненормальности". От таких состояний нередко стараются защищаться, не поддаваться им.

Но если попытаться разобраться, что делает гипнотизер, погружая человека в транс, или что рекомендуют делать обучающемуся аутотренингу или самогипнозу, то окажется, что практически во всех системах совершаются шаги, которые люди и так делают в процессе спонтанной саморегуляции или в обыденном, бытовом и деловом общении.

При директивном гипнозе для погружения человека в измененное состояние сознания обычно обращают его внимание на телесные ощущения (формулы могут быть самыми различными: "вы чувствуете нарастающую тяжесть век", "кисти рук становятся теплее и вы начинаете ощущать пульсацию", "мышцы становятся жесткими и неподвижными, тело становится деревянным"); обращают внимание человека на характер его дыхания и его изменения ("хочется глубоко вздохнуть", "дыхание становится глубоким, ровным, спокойным"); обращают внимание на особенности восприятия пространства ("и когда вы смотрите, не отрываясь, на мое лицо, оно постепенно начинает расплываться, менять цвет и форму, оно начинает занимать все поле вашего зрения"). Можно побуждать человека делать эти шаги одновременно, предложив, например, смотреть в одну точку до тех пор, пока она не начнет расплываться и пульсировать, и одновременно следить за ощущениями в теле и за изменениями дыхания. Можно делать эти же шаги последовательно, начиная с формул, касающихся телесных ощущений, затем подключая дыхание и восприятие пространства. Уже этих трех шагов, а иногда и одного из них, достаточно, чтобы человек вошел в измененное состояние сознания. При директивном гипнозе человека обычно стараются вести еще глубже. Ему предлагают, на фоне уже "размягченной" первыми шагами психики, что-то представить или вспомнить. И если человек "пошел за гипнотизером", то возникают яркие образы, сильные чувства, и он погружается в эту реальность.

Остающийся контакт (рапорт) с гипнотизером позволяет тому воздействовать на эту реальность и направлять поведение и самоощущение человека в этой реальности. Тогда можно направить человека на переживание какого-то сильного чувства, связанного с травмирующей ситуацией из прошлого опыта и таким образом избавиться от "эмоционального нарыва", постоянно воздействующего на человека из глубин его психики (т.е. решить психотерапевтическую задачу "отреагирования"). Можно направить человека на выполнение какой-то творческой деятельности или решение творческой задачи, на то, что тот не может сделать в обычном состоянии.

Директивному гипнозу поддаются не все люди. Известны разные статистики гипнабельности. Как правило, число "гипнабельных" при директивном гипнозе не превышает 30-40%.

В последние годы получил распространение недирективный гипноз, развитие которого связано с именем М. Эриксона [см. (14)]. Оказывается, недирективному гипнозу "поддаются" практически все люди.

И в том, и в другом виде гипноза используются одни и те же шаги, те же психологические пути введения человека в измененные состояния: и там, и здесь ведется работа с телом, дыханием, пространством, образами. Разница состоит в том, что директивный гипноз предполагает ведение человека гипнотизером, произносимые им формулы и инструкции не оставляют выбора человеку. Точнее, они дают гипнотизируемому только две возможности: следовать за гипнотизером, либо сопротивляться ему. Недирективный же гипноз построен именно на принципе выбора человеком того пути, по которому он в данный момент может идти, гипнотизер лишь предлагает ему несколько вариантов движения, а затем следует за клиентом по тому пути, который тот предпочел.

Сопоставляя эти два вида гипноза, можно сформулировать их различие на психологическом языке: понятие гипнабельности в данном случае означает способность человека принимать несвободу, чужую волю, уметь следовать за другим человеком. Это может даже, скорее, относиться к традиционной социально-психологической проблематике власти, ответственности, контроля, чем к области измененных состояний сознания. Ведь те же люди, которые "не поддаются" директивному гипнозу, с успехом проделывают те же шаги в режиме недирективного гипноза или реализуя свои собственные спонтанные методы саморегуляции.

По сути дела, при таком угле зрения на проблему центральным оказывается понятие пути, которое так часто используется в восточных традициях.

Если результирующее состояние, в которое желательно попасть в процессе саморегуляции, обычно с трудом поддается описанию, то, используя ориентиры ("индикаторы" и "входы"), задаваемые "плоскостью состояний" и "психотехнической воронкой", можно описать путь, по которому можно дойти до желаемого состояния. Этот путь будет состоять из некоторой комбинации шагов — психотехнических приемов работы с той или иной "составляющей".

В подборе таких индивидуальных комбинаций и состоит принцип тренинга по овладению методами саморегуляции. Человек может опробовать психотехники, соответствующие различным "входам" в "воронку" — техники работы с телом и телесными ощущениями, психотехники работы с пространством, дыхательные техники, техники воображения, работы с ритмом или какие-то синтетические техники и сам почувствовать, куда они "ведут" его состояния. Если техника, соответствующая какому-либо "входу", "не идет", то всегда имеется возможность опробовать другой "вход", поискать свой путь. Здесь человеку предоставляется возможность самостоятельного выбора. Но есть еще один не менее существенный момент. Человек может не только осуществлять выборы и строить индивидуальные комбинации предлагаемых психотехник, а, опираясь на миф "входов" и "воронки", самостоятельно конструировать свои собственные психотехники и проверять их эффективность на практике.