Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
16-10-2014_19-58-56 / Юдин монография по злоупотреблению процес.правами.docx
Скачиваний:
190
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
514.06 Кб
Скачать

Заключение

В литературе было отмечено, что "социальная ценность судебной власти объясняется ее предназначением обеспечивать любому субъекту права систему процессуальных гарантий в защите его действительных прав от всевозможных необоснованных обвинений, исков, притязаний, недобросовестной конкуренции, ограничений и злоупотреблений".*(505)Таким образом, проблема, поднятая в настоящей работе, имеет непосредственное отношение к эффективности функционирования судебной власти. Изучение форм злоупотребления процессуальными правами и борьбы с этим негативным явлением является условием реализации принципа законности в гражданском судопроизводстве.

Мы установили, что субъективное гражданское процессуальное право - это предоставленная участнику гражданского процесса законом, санкционируемая судом возможность совершать процессуальные действия либо воздерживаться от их совершения, обладать результатом реализации своего права, требовать от суда применения последствий совершенных процессуальных действий (бездействия) в виде активного или пассивного поведения последнего, обжаловать действия (бездействие) суда в установленном законом порядке; возможность, основанная на интересе лица и реализуемая его волей при условии соблюдения общей обязанности быть добросовестным в гражданском процессе. В качестве принципов реализации субъективных гражданских процессуальных прав были выделены и рассмотрены: принцип активного использования права; принцип осуществления права в соответствии с его назначением; принцип реального осуществления права; принципы экономичности, рациональности, разумности, оперативности, а также процессуальной добросовестности. Полагаем, что процессуальную добросовестность необходимо рассматривать также в качестве предпосылки права на предъявление иска в гражданском процессе.

Гражданское процессуальное законодательство остро нуждается в четкой регламентации общего понятия злоупотребления правом, его признаков, отдельных составов злоупотребления, понятия и мер процессуальной ответственности за недобросовестность, условий ее применения. Существующий уровень правового регулирования рассматриваемых отношений остается неудовлетворительным, поскольку многие вопросы остаются неразрешенными.

Злоупотребление процессуальным правом было определено нами как особая разновидность гражданского процессуального правонарушения, состоящая в противоправном, недобросовестном и ненадлежащем использовании лицом, участвующим в деле (его представителем), принадлежащих ему процессуальных прав, выразившаяся в виновных процессуальных действиях (бездействии), внешне отвечающих требованиям гражданских процессуальных норм, но совершаемых с корыстным или личным мотивом (сутяжничество, личная неприязнь и т.п.), причиняющая вред интересам правосудия по гражданским делам и (или) интересам лиц, участвующих в деле (процессуальная шикана), либо недобросовестное поведение в иных формах, влекущее за собой применение мер гражданского процессуального принуждения.

Вредоносность злоупотребления процессуальным правом заключается в отрицательных для правосудия и участников гражданского процесса экономических, организационных, идеологических, личных прямых или косвенных последствиях недобросовестности лица.

Универсальным и наиболее главным, на наш взгляд, признаком злоупотребления правом в гражданском процессе является сообщение суду неправды. Для всякого злоупотребления правом характерна искусственность или действие лишь с видимостью права (а на самом деле действие неправомерное). Всякое злоупотребление является имитацией истинного осуществления процессуального права.

Злоупотребление процессуальным правом может быть совершено с прямым или косвенным умыслом, а также по неосторожности в форме легкомыслия или небрежности. Анализ двух форм вины, с которыми совершается злоупотребление правом, свидетельствует, что главенствующее значение при оценке виновности отводится такому признаку психической деятельности лица, как знание или осведомленность о противоправности собственного поведения

Мотивы злоупотребления процессуальным правом можно разделить на основные и промежуточные. К основным мотивам, характеризующимся внутренней оформленностью и законченностью побуждений субъекта, относятся корыстный и личный мотивы. Злоупотребление гражданским процессуальным правом совершается с корыстным мотивом, когда недобросовестное лицо, участвующее в деле, стремится получить юридические (материально-правовые или процессуальные) либо фактические блага, состоящие в приобретении имущества либо прав на него (положительные блага) или в избавлении от обязанностей (отрицательные блага). Личные мотивы недобросовестного участника гражданского процесса выражаются в сутяжнических проявлениях (от незначительного до болезненно выраженного), в личной неприязни к другому лицу, а также в иных формах. К промежуточным мотивам, характеризующимся своей незаконченностью и подчиненностью основным мотивам, относится исправление лицом ошибки, допущенной им в гражданском процессе, а также восполнение недостатков материально-правовой и доказательственной позиции по делу.

Субъектом злоупотребления процессуальным правом может выступать любое лицо, участвующее в деле (его представитель).

По нашему мнению, последствия злоупотребления правом - это применение мер гражданской процессуальной ответственности и иных мер гражданского процессуального принуждения (т.е. гражданских процессуальных санкций).

Гражданская процессуальная ответственность характеризуется двумя универсальными признаками: 1) дополнительное обременение лица и 2) отрицательная оценка личности правонарушителя. Арсенал мер гражданской процессуальной ответственности нуждается в расширении за счет введения штрафа за такие злоупотребления правом, как недобросовестное предъявление заведомо неосновательного иска, заявление неосновательного спора против иска, существенное искажение обстоятельств дела путем дачи суду заведомо ложных объяснений, а также за ряд иных злоупотреблений.

К иным мерам гражданского процессуального принуждения относятся меры гражданского процессуального предупредительного воздействия (разъяснение процессуальных прав и обязанностей; предложение совершить определенные процессуальные действия либо воздержаться от их совершения; удостоверение лицом наличия либо отсутствия определенных фактов), меры гражданского процессуального пресечения (обеспечение иска) и меры гражданской процессуальной защиты (связанные с отказом лицу в совершении процессуального действия; с совершением судом процессуального действия, направленного против злоупотребления процессуальным правом; с наступлением неблагоприятных последствий, не являющихся мерами гражданской процессуальной ответственности; с признанием юридической силы за судебным постановлением; с лишением судебных постановлений юридической силы; с признанием судом последствий совершения процессуальных действий и наделением лица дополнительным или специальным правом; с отказом в признании последствий совершения процессуальных действий; с лишением лица субъективного гражданского процессуального права, а также с признанием совершенных процессуальных действий недействительными).

Правом требовать применения к недобросовестному лицу мер гражданского процессуального принуждения обладает любое лицо, участвующее в деле, а также его представители. Однако суд может применить к нарушителю указанные меры и по собственной инициативе.

Как показал проведенный анализ, отдельные виды злоупотреблений процессуальными правами в гражданском судопроизводстве чрезвычайно разнообразны. Это лишний раз доказывает нашу мысль, что практически любое субъективное право может быть искажено недобросовестным лицом при его использовании. Наиболее общий характер носят злоупотребления правом на предъявление иска в суде первой инстанции, правом подачи заявления в делах, возникающих из публичных правоотношений, и в делах особого производства. Классификация всевозможных злоупотреблений правом в гражданском процессе по предметному признаку позволила нам последовательно рассмотреть злоупотребления правом, связанные с несением судебных расходов; с определением подведомственности и подсудности гражданского дела; злоупотребления при формировании состава суда; злоупотребления, допускаемые лицами, участвующими в деле, при реализации своих процессуальных прав и допускаемые представителями и представляемыми лицами; злоупотребления правом в сфере доказывания; связанные с течением процессуальных сроков, с извещением участников гражданского процесса; злоупотребления правом в приказном производстве; при обеспечении исковых требований; при разбирательстве дела в суде первой инстанции; при окончании гражданского процесса без вынесения решения; злоупотребления при пересмотре судебных постановлений в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также злоупотребления правом при производстве, связанном с исполнением судебных постановлений.