Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

CA1HBQON

.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
1.11 Mб
Скачать

101

перехода риска являются различными гражданско-правовыми категориями. Первый имеет прямое отношение к вещным правам, а второй – к обязательственным правоотношениям. Поэтому и коллизионные проблемы, возникающие в связи с этими категориями, должны решаться на основе различных коллизионных норм.

Коллизионные вопросы права собственности помимо национального законодательства регулируются также и рядом международных договоров. Среди них наиболее известной является Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. Характерной чертой этого договора является то, что он решает большинство вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании принципа lex rei sitae, а на основании обязательственного статута, т.е. права, применяемого сторонами к своим обязательствам по внешнеторговой сделке. Также к региональным международным соглашениям относится Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве

Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в силу различных обстоятельств. Одним из таких является принятие специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества.

Национализация – это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате ее проведения в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению соци- ально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.

102

А приватизация представляет собой процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имущества в частную собственность.

Каждое государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение характера и содержания права собственности, установление порядка его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции “О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов” подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.

В 1974 г. в Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов каждое государство вправе осуществлять эффективный контроль над ними, включая право национализации, которое является неотъемлемой частью его суверенитета. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному осуществлению этого права.

Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может установить обязательные для государства условия и правила национализации. Так, в 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН подтвердила этот принцип принятием специальной ре-

103

золюции о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Таким образом, международное право признает право любой страны на проведение национализации. Однако государство может оговорить в соответствующих международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в отношении иностранных инвесторов, например, меры по принудительному изъятию их капиталовложений, в том числе путем национализации, или предоставлять им в случае ее проведения равноценную компенсацию без необоснованной задержки. Обычно такие обязательства государства принимают на себя на основе принципа взаимности и закрепляют их в двусторонних международных договорах о защите и поощрении капиталовложений.

Конкретные условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении которой осуществляется национализация, может находиться как на территории этого государства, так и за границей (банковские вклады, имущество филиалов и т.д.). В связи с этим встает проблема экстерриториального действия законов о национализации.

Признание экстерриториального действия законов о национализации в большинстве государств исходит из закона места нахождения вещи, с помощью которого и определяется момент возникновения и перехода права собственности на имущество. Однако, ситуация осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств в данном случае исходит из того, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В российской правовой доктрине по этому вопросу существует другая точка зрения, согласно которой нахождение какой-либо части национализируемо-

104

го имущества за границей не имеет юридического значения, т.к. национализация распространяется на всё такое имущество.

Контрольные вопросы

1.Раскройте право собственности в объективном и субъективном смысле?

2.В чем особенность правового регулирования права собственности в международном частном праве?

3.Какие положения содержит третья часть ГК РФ, касающиеся права собственности?

4.Какие коллизионные привязки используются при регулировании отношений права собственности?

5.Какие исключения из принципа lex rei sitae принято выделять в российском международном частном праве?

6.Как в российском праве определяется момент перехода права собственности и момент перехода риска?

7.Что представляет собой процесс национализации в соответствии с международными актами и российским законодательством?

8.Что означает признание экстерриториального действия законов о национализации?

Нормативные акты

1.Гражданский кодекс РФ. Часть третья // Собрание законодательства РФ. 2001. – № 49. – Ст. 4552.

2.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №166-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 28. –

Ст.3493.

105

3. Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” от 25 февраля 1999 г. // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 7. – Ст. 2238.

Литература

1.Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3 т.: Т.2: Особенная часть. – М., БЕК, 2002. – 656 с.

2.Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – М.: Международные отношения, 1994 г. – 416 с.

3.Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – 3-е изд.,

пер. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 408 с.

4.Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. – М.: Спарк, 2002. –

1007 с.

5.Международное частное право: Учебник / Отв. ред. Г.К. Дмитриева. – М.:

Проспект, 2004. – 688 с.

106

ЛЕКЦИЯ 8. ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В МЧП

1.Понятие внешнеэкономической деятельности

2.Международная купля-продажа

3.Инкотермс 2000 г. (правила толкования торговых терминов)

4.Договор франчайзинга

1. Понятие внешнеэкономической сделки

Коллизионные вопросы ВЭС исследовались в отечественной литературе главным образом применительно к ВТС. К ВТС относятся сделки и правоотношения, в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем (иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом), и содержанием которых являются операции по ввозу товаров из-за границы или по вывозу товаров. Сюда, следовательно, относятся прежде всего договор купли-продажи товаров, подлежащих ввозу из-за границы или вывозу за границу, а также связанные с товарным экспортом или импортом сделки подряда, комиссии, перевозки, поклажи, кредитно-расчетные отношения и др.

В 1991 г. в Основах гражданского законодательства СССР вместо термина "ВТС" появляется термин "ВЭС". Богуславский М.М. под ВЭС понимал сделки, совершаемые советскими организациями с иностранными контрагентами в процессе осуществления внешней торговли и иных видов ВЭД.

Понятие ВЭС на протяжении многих лет не имело легального закрепления и, соответственно, вызывало различные научные дискуссии, сохранившиеся со времени обсуждения ВТС. Среди наиболее значимых при определении ВЭС рассматривались следующие вопросы: является ли обязательным для ее квалификации признак нахождения сторон на территориях разных государств, может ли быть ВЭС безвозмездной и какое значение имеет предпринимательский характер для квалификации сделки?

107

В настоящее время сам термин ВЭС встречается только в ст. 1209 ГК РФ, определяющей право, подлежащее применению к форме сделки. Согласно п.2 данной статьи форма внешнеэкономической сделки, в которой хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. При этом нормы, закрепляющей само понятие ВЭС, в ГК не содержится.

Можно встретить утверждение, что к ВЭС относятся сделки, в которых коммерческие предприятия сторон находятся на территориях разных государств. Это утверждение подразумевает, что все остальные гражданско-правовые сделки, имеющие коммерческий характер и осуществляемые в процессе международного оборота, уже нельзя рассматривать как ВЭС. В действительности же требование о местонахождении коммерческих предприятий сторон на территориях разных государств является условием регулирования определенных видов ВЭС соответствующими международными конвенциями. Подобные нормы включены в текст конвенций о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., международном финансовом лизинге 1988 г., международном факторинге 1988 г.

Международные сделки, не подпадающие под регулирование этими конвенциями, также могут быть отнесены к ВЭС, если анализ содержания осуществляемых сделок позволит квалифицировать их в качестве таковых. Например, продажа воздушных судов (исключенная из сферы действия Конвенции ООН 1980 г.), осуществляемая между российскими и американскими юридическими лицами, будет относиться к ВЭС, учитывая характер и предпринимательскую цель этой сделки. Сделка международной купли-продажи может квалифицироваться как ВЭ и тогда, когда оба участника находятся на территории одного государства (что также нарушает условия действия Конвенции ООН 1980 г.).

Международные сделки, опосредующие куплю-продажу, а также обмен недвижимым имуществом, работами, услугами между физическими лицами, не являющимися предпринимателями, не будут квалифицироваться как ВЭ. Данный

108

критерий – коммерческий характер ВЭС, закреплен в ряде основополагающих международных договоров, участницей которых является РФ. Так, в качестве обязательного условия Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" 1980 г. закрепляется требование о совершении коммерческой сделки: товары, приобретаемые в целях бытового или личного пользования, исключаются из сферы действия данного международного договора. Вопрос о том, какую куплюпродажу следует квалифицировать как ВЭС, будет решаться исходя из критериев, закрепленных в национальном законодательстве.

Отсутствие единого для всех видов ВЭС обобщающего понятия обусловлено спецификой каждого ее вида в отдельности, что связано с особенностями их правового регулирования.

2. Международная купля-продажа

К числу основных разновидностей внешнеторговых сделок относятся сделки международной купли-продажи товаров.

Одним из известных источников в этом отношении бесспорно является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., заключенная в Вене 11.04.1980 г. Венская Конвенция не содержит коллизионных норм. Единообразный подход участников международного соглашения обеспечивают положения, относящиеся к ключевым вопросам заключения и исполнения граж- данско-правового договора при осуществлении международной купли-продажи, – понятию, содержанию оферты и акцепта, моменту заключения контракта, переходу риска с продавца на покупателя, форме договора, объему и пределам ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение, принципам ответственности, основаниям освобождения от ответственности, последствиям неисполнения

ит.д.

Всферу действия документа не включен ряд сделок купли-продажи с определенными категориями товаров (воздушные, морские и речные суда, электроэнер-

109

гия, продажи с аукциона, на бирже, в порядке исполнительного производства и т.д.), не распространяется на предоставление услуг или выполнения работ (договора подряда).

Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. Она не касается: действительности самого договора, в том числе по причине порока формы или каких-либо его положений, или любого обычая; последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности (перехода права) на проданный товар; не решает вопросов ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерти какого-либо лица, применения исковой давности, разрешения споров, в том числе арбитражем.

Офертой считается предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта (п.1 ст. 14). Акцептом является заявление или иное поведение адресата оферты, выражающее согласие с офертой. Молчание или бездействие само по себе акцептом не является (п. 1 ст. 18). Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматривается лишь как приглашение делать оферты, если в самом предложении прямо не оговорено иное самим лицом, сделавшим такое предложение (п. 2 ст.14).

Договор считается заключенным в момент, когда согласно предусмотренным в Конвенции условиям вступает в силу акцепт оферты. Акцепт вступает в силу в момент, когда требуемое ст. 18 согласие акцептанта получено оферентом. По законодательству РФ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК).

Конвенция предлагает сторонам целый спектр действий, побуждающих к исполнению обязательства в натуре: замена товара, уменьшение покупной цены при ненадлежащем качестве товара, предоставление дополнительного срока для устранения дефектов вещи (товара), устранение недостатков в объекте договора куп-

110

ли-продажи покупателем за счет продавца с последующим вычетом стоимости такого устранения из покупной цены и т.д. Лишь при невозможности получить исполнение в надлежащие сроки и в соответствии с требуемым контрактом качеством сторона, потерпевшая от неисполнения, при условии существенного нарушения условий договора, наделяется правом на его расторжение.

Нарушение является существенным, если оно влечет за собой такой вред для другой стороны, что последняя в значительной степени лишается того, на что вправе рассчитывать на основании договора (ст. 25). Расторжение договора, при существенном нарушении стороной своих обязательств может иметь место только после уведомления об этом другой стороны.

Конвенция исходит из принципа презюмируемой вины (объективной ответственности), т.е. сторона отвечает в любом случае, если только не докажет, что неисполнение явилось следствием действия препятствия, лежащего вне ее контроля, или неисполнение было вызвано действиями третьих лиц с учетом относящихся в этому положений Конвенции.

Необходимым условием стало введение в содержание документа категории "препятствие вне контроля". Имеется в виду препятствие, принятие которого в расчет сторонам или стороной при заключении договора либо избежания или преодоления как самого препятствия, так и его последствий нельзя было разумно ожидать (ст. 79). В результате освобождение от ответственности, согласно Конвенции, предполагает наличие 4 элементов: неисполнение договора должно быть вызвано неким препятствием, такое препятствие должно лежать вне контроля не исполнивших договор сторон, препятствие не могло быть учтено в момент заключения контракта, последствия рассматриваемого препятствия должны носить неизбежный характер.

Международный договор, к которому ныне могут присоединиться любые государства, даже если они придерживаются самых противоположных концепций в

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]