Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия учебные пособия

.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
1.08 Mб
Скачать

ный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически детерминированного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности.

Особое внимание Фрейд уделил проблеме культуры. Согласно ему, человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных влечений и страстей, в противном случае оно будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация энергии подавленных влечений и перенос её на культурное творчество. Таким образом, бессознательное является источником всех культурных образований: ритуалов, религии, морали, искусства, поэзии, музыки, массовых мероприятий.

Чем более развита культура, тем больше запретов и ограничений для бессознательного она создаёт, тем больше сфер жизни попадает под действие табу. Нереализованные желания, вытесняясь из сознания, затопляют бессознательное, порождая неврозы. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, основана на запретах, которые касаются именно бессознательных импульсов. Поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский философ и ученый – считал ошибочным сведение бессознательного только к

181

сексуальности, трактовку либидо лишь как энергии влечений, а тем более выведение всей культуры из сублимаций индивида.

Юнг выделил два уровня бессознательного:

Коллективное бессознательное – это то, что достаётся каждому человеку от рождения, наследство не только древних эпох человеческой истории, но и всей биологической жизни; это опыт всего человечества, зафиксированный в формах инстинкта и архетипов.

Личное бессознательное – это собственный опыт каждого человека, приобретаемый в процессе его жизни.

Архетипы – это некие психические формы и идеи, которые

повторялись бесчисленное количество раз и осели в виде бессознательного; они лишены специфического содержания. Архетипы передаются через культурные традиции и представляют собой универсальный образ, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Они могут проявляться в содержании сновидений, мифах, бреде душевнобольного, грезах, галлюцинациях. Специфическое содержание архетипа проявляется, когда индивидуальный опыт накладывается на эти готовые формы

Цель философии, по Юнгу, заключается в том, чтобы помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность.

10.6. Феноменология

182

Феноменология – философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, противопоставляющих объект и субъект, и достигнуть области собственно философского анализа – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Основные представители: М. Хайдеггер, Э.Гуссерль, М.Шелер, М.Мерло-Понти, А.Шюц, П.Рикёр.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – основатель феноменологии. Он считал, что именно философия должна стать строгой наукой, которая способна дать обоснование всякому истинному, адекватному знанию. Для этого надо обратиться внутрь сознания, к самому субъекту и именно там искать «последние очевидности» то, что определяет для человека осмысленное видение мира.

Достоверные истины, на которых покоится наука, даны нам с очевидностью: непосредственно, ясно и отчетливо. Но такую полную очевидность никогда не может дать эмпирическое созерцание внешнего мира, она возникает только при обращении к сознанию, где то, что мыслится, полностью совпадает с тем, что есть. Чтобы достигнуть очевидности структур чистого сознания, связанных с вечными истинами, необходимо совершить феноменологическую редукцию. Необходимо воздерживаться от любых суждений о мире и о самих себе как конкретных чувственных существах и перенести все свое внимание на мир сознания. Обычные суждения и чувства, отношения, расположенные в про-

183

странстве и времени, даже собственное «Я» не рассматриваются, зато «остаток», на который направлено внимание феноменолога, содержит мир как чистый феномен сознания и трансцентальную субъективность (чистое безличное «Я», лишенное всякой индивидуализации). Здесь уже нет многочисленных конструкций, при помощи которых люди пытаются понимать мир, навязывая ему свои изменчивые мнения. Именно теперь, считает Гуссерль, человеку открываются «сами вещи» – структуры чистого сознания, определяющие истинное знание.

После совершения феноменологической редукции обнаруживается, что сознание всегда активно, направлено на «предмет»: суждение – это всегда суждение о чем-то, восприятие – восприятие чего-то. Здесь – совпадение чистой предметности и чистой субъективности. Сознание и полагает свой предмет, и относится к нему. Это свойство сознания Гуссерль называл интенциональностью. Поскольку сознание относится определенным образом к полагаемому предмету, оно создает смысл (значение). Смысл не равен ни самому предмету, ни образу или чувству, ни логической структуре высказывания. Мир чистого сознания – это мир смыслов. Феномен – единство идеального предмета и смысла, существующее в «чистом сознании». Он отличается от явления тем, что за явлением есть еще сущность, а за феноменом – нет, они сами себя исчерпывают, они очевидны.

Сознание – это поток феноменов, который дан человеку до всякой рефлексии и выступает как целостность. Феномены – эле-

184

менты потока переживаний и тоже целостности. Они не могут быть восприняты путем абстрагирования, выведения общего из индивидуального. Поэтому соотнестись с феноменами можно только путём идеации – особого рода усмотрения сущности, интуитивного категориального созерцания. Усмотрение феноменов

– это извлечение их из потока сознания. Однако делать это можно по-разному. Существует много различных видов направленности сознания на один и тот же идеальный предмет (воспоминание, фантазирование, ожидание и т.д.). Гуссерль, обращаясь к структуре интенциональной деятельности, берет в качестве универсального ведущего свойства сознания восприятие.

В структуре интенциональности он выделяет предметный момент– ноэму («что» сознания) и момент направленности сознания на объект – – ноэзис («как» сознания). К ноэме относятся чувственные данные, предметное «нечто» и предметный смысл, который не равен самому предмету (так дерево, существующее в моем сознании, не есть само дерево). Ноэма как целостность существует благодаря синтезирующей деятельности сознания. «Синтез идентификации» позволяет нам видеть целое, а не отдельные ракурсы. Ноэзис – это способы полагания идеального предмета. Форм и способов много: это воспоминания и мечты, предвосхищения и желания, представления и оценки. Очень важно не смешивать эти акты. При подмене наличного акта полагания другим истинное положение дел ускользает от нас.

185

Единство ноэмы и ноэзиса также осуществляется благодаря синтезам сознания. Идя путем созерцания, человек открывает деятельную сущность сознания: сознание конституирует смыслы, которые мы придаем действительности. Поскольку смысл является отношением, а не вещью, то его и нельзя передать как вещь. Каждый человек сам и только сам может придать смысл тому, что происходит, нельзя получить смысл извне. Усмотрение феноменов позволяет нам избавиться от натуралистических иллюзий и от навязанных извне интерпретаций, от конструкций мнения. Кроме того, феномены не подчинены причинным связям, их связи – смысловые. Это говорит, во-первых, о том, что сознание – это сфера свободы, сфера «иначе-действия», непредсказуемая заранее, и во-вторых, это означает, что сознание мы можем только описывать. Метод феноменологии – дескриптивный метод, метод описания. Сознание не укладывается в жёсткие понятийные формы, отсюда – огромная важность выбора языка, способного передать в описании все переливы живого сознания.

10.7. Герменевтика

Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.

Главная идея: существовать значит быть понятым. Предме-

том исследования в герменевтике выступает, как правило, текст. Герменевтика устанавливает связи, определенные отношения (понимание) между двумя субъектами понимания: интерпре-

186

татора и интерпретируемого, принадлежащими, как правило, к разным культурам, или имеющими в рамках одной культуры различные личностные ориентации и установки.

Герменевтику интересует человек, живущий не столько в объективном мире, сколько в пространстве истории и культуры, в мире социально-исторических ценностей и личностных смыслов. Чтобы понять человека, необходимо понять условия его жизни и его обычаи, мысли и полученные знания, глубинные основания его желаний и стремлений; необходимо отыскать индивидуальное в смысловом поле социально-исторических установок и ценностей конкретной культуры.

Ф.Шлейермахер (1768-1834) считал, что при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – « дух автора».

Герменевтика, как толкование текста, имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла, и он не будет нуждаться в толковании.

Содержание текста, т.е. то, что описывалось, противопоставлялось выражению текста, т.е. тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер,

187

понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст.

Два пути осуществления понимания:

дивинация – искусственное «вчувствование», «вживание»

вдушу автора произведения;

сравнение – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением, тогда чита-

тель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, и текст будет полностью понят.

Герменевтика Гадамера

Гадамер рассматривал герменевтику не в качестве учения о методе и механизмах понимания, а как учение о бытии, как онтологию. Он возвёл герменевтику к истокам человеческой жизни, к самой сущности человека; стремился преодолеть одностороннюю гносеологическую ориентацию, включив в проблематику герменевтики вопросы мироощущения смысла жизни.

Гадамер видел цель герменевтики не в воссоздании аутентичного (авторского) текста, а в продолжении действительной истории текста, в построении каждым новым интерпретатором нового смысла, по сути, нового текста. Он отстаивал тезис об определенной самостоятельности смысла текста по отношению к его творцу: обычно в тексте обнаруживается многое такое, что не имел в виду автор.

Гадамер настаивал на необходимости сохранять «дистанцию» по отношению к истолковываемому письменному тексту

188

или историческому событию. Этому способствует такое толкование соответствующего текста, при котором он берется не изолированно, а в контексте «истории воздействия», влияния его.

Понимание у Гадамера не сводится ни к способу познания или объяснения, ни к психическим процессам; оно рассматривается как способ существования человека.

В процесс истолкование текста Гадамер внёс новые идеи. Настаивая на уникальности бытийной исторической ситуации, в которой был создан текст, и ситуации его интерпретатора, он сделал вывод: «проникновение» интерпретатора в смысл текста невозможно, да и нежелательно. Текст становится поводом к размышлению, в ходе которого осуществляется самоутверждение интерпретатора. Такое понимание является базисом деятельности человека и даже жизни в целом, т.к. в диалоге автора и интерпретатора через формирование диалоговой вопрос-ответной системы рождаются новые смыслы. Интерпретация текста становится творческой стороной герменевтического опыта.

Прежняя герменевтика стремилась понять все многообразие мира и человеческих отношений посредством отыскания герменевтического метода как метода понимания Другого. В результате мир и человек были упрощены, за истину жизни выдавалась мертвая схема жизни. Чтобы выйти за границы не-истинности и войти в Истину бытия, необходимо сменить старый метод герменевтики как понимания на новый – диалогичный, плюралистичный метод самого бытия.

189

Поэтому задача герменевтика – не нарушать сложившейся традиции, не ломать чужих герменевтических опытов. Герменевтический опыт любого человека является реальностью. Герменевтический опыт объективен.

Понимание является продуктом не только мыслительной деятельности, но и до-понятийных, до-языковых форм деятельности.

Гадамер акцентировал неожиданный аспект в понятии «предрассудок»: пред-рассудок – это предварительное рассуждение, которое лежит в основании процесса понимания. Поэтому, в отличие от традиции, пред-рассудок не препятствует пониманию, а способствует ему. Пред-рассудок укоренен в традиции. Зная и понимая пред-рассудки, человек способен понять традицию, значит, понять время, в котором живет он сам и объект понимания. Благодаря пред-рассудку обеспечивается формирование единого смыслового континуума между интерпретатором и интерпретируемым. Пред-рассудок способствует передаче опыта, следовательно, является гарантом понимания. Нет беспредпосылочного мышления, нет беспредрассудочного понимания.

10.8. Прагматизм

Прагматизм – философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности.

190