Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия учебные пособия

.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
1.08 Mб
Скачать

законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривалась как главный фактор, определяющий способ познания.

Кант возвел гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Её предметом должно быть не изучение самих по себе вещей, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называл свою философию трансцендентальной. Свой метод он называл критическим, в отличие от догматического рационализма XVII в., подчеркивая, что необходимо, в первую очередь, предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Структура человеческого сознания включает в себя:

Чувственность – первый уровень сознания. Формы чувственности – пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени

Рассудок – следующий уровень сознания. Формы рассудка – категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в системе координат пространства и времени. Примеры категорий: количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.

141

Разум – высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога, идея души, идея сущности мира и др.

Кант выделил 2 вида научного знания:

1.Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в процессе опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, апостериорное знание не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

2.Априорное знание – доопытное, т.е. то, которое существует

вразуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или массы, или обнаружить жизнь человека, протекающую вне времени. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

142

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А.Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

Кант выделил схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека, принимающие аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений. Сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Но она – всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром.

Разум может познать лишь образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – « вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. «Вещь в себе» – одно из центральных понятий всей философии Канта – означает внутреннюю сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе» – субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом.

Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания,

143

он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии. Кант выделил 4 антиномии:

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Существуют только простые элементы и то, что состоит из них. – В мире нет ничего простого.

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода. – Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего. – Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа, причины всего сущего.

Спомощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии;

внешние границы – внутреннюю сущность «вещей в себе». Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности по-

знания сущности мира, «вещей в себе».

Этика

144

Кант выделил практический разум, функция которого – руководить поступками человека, т.е. устанавливать принципы нравственного действия.

Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное существо. Свобода, по Канту, есть независимость от причин чувственно воспринимаемого мира. Если в мире эмпирическом, природном всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может начинать ряд, исходя из понятия разума, вовсе не будучи обусловленным природной необходимостью.

Кант называл человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами – будь то природная необходимость или даже Божественная воля, а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, т.е. исключительно внутренним законом разума.

Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, т.е. нравственному закону. Принцип природного мира гласит: никакое явление не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в каком-то другом явлении. Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться как к средству для чего-то другого. Именно

145

потому, что оно есть цель, оно и может выступать в качестве свободно действующей причины, т.е. свободной воли.

Человек как существо мыслящее, а не только чувствующее, есть, по Канту, «вещь сама по себе».

Знание умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, – это, по Канту, особого рода знание-призыв, зна- ние-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки. Оно сводится к содержанию высшего нравственного закона, категорического императива, гласящего: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это значит: не превращай другое разумное существо в средство для реализации своих частных целей.

Кант выступил как противник эвдемонизма, объявляющего счастье высшей целью человеческой жизни. Поскольку исполнение нравственного долга требует преодоления чувственных склонностей, принцип удовольствия противоположен принципу морали, а значит, нужно с самого начала отказаться от иллюзии, что, следуя категорическому императиву, человек может быть счастлив. Добродетель и счастье несовместимы. Этика Канта носит название этики долга.

9.2. Философия Фихте

146

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – представитель немецкой классической философии, занимал позицию крайнего субъективного идеализма (солипсизма).

Фихте предпринял пересмотр кантовского учения, указав на противоречивость понятия «вещи в себе» и на необходимость его устранения из критической философии как пережитка догматического мышления. По Фихте, из «чистого Я» трансцендентальной апперцепции должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым превращается в абсолютное начало всего сущего – « абсолютное Я», из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь объективный мир, именуемый Фихте «не-Я».

Фихте исходил из кантовского трансцендентализма, т.е. исследовал проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской гносеологии – как возможно научное знание – остается центральным и у Фихте. Поэтому Фихте называет свою философию учением о науке (наукоучением). Наука, согласно Фихте, отличается систематичностью. Но это хотя и необходимое, но недостаточное условие научности знания: истинность всей системы базируется на истинности ее исходного положения. Оно должно быть непосредственно достоверным, т.е. очевидным.

Самое достоверное в нашем сознании, говорит Фихте, – это самосознание: «Я есть», «Я есть Я». Акт самосознания – уникальное явление, он есть действие и одновременно продукт этого

147

действия, т.е. совпадение противоположностей – субъекта и объекта, ибо в этом акте Я само себя порождает, само себя полагает.

Диалектика Фихте

Исходное понятие учения Фихте – понятие «Я». С одной стороны, Фихте имеет в виду «Я», которое каждый человек открывает в акте саморефлексии, а значит, индивидуальное, или «эмпирическое Я». С другой – это некая абсолютная реальность, никогда полностью не доступная нашему сознанию, из которой путем ее саморазвития-самораскрытия порождается весь универсум и которая поэтому есть Божественное, «Абсолютное Я». «Абсолютное Я» – это бесконечная деятельность, которая становится достоянием индивидуального сознания только в тот момент, когда она наталкивается на некоторое препятствие. Натолкнувшись на границу, на некоторое «не-Я», деятельность устремляется за пределы этой границы, затем снова наталкивается на новое препятствие и т.п. Эта пульсация деятельности и ее осознания (остановки) составляет саму природу «Я», которое, таким образом, не бесконечно и не конечно, а есть единство противоположностей конечного и бесконечного, человеческого и Божественного, «индивидуального Я» и «Абсолютного Я». В этом и состоит исходное противоречие «Я», развертывание которого и составляет содержание всего мирового процесса и соответственно отражающего этот процесс наукоучения. «Индивидуальное Я» и «Абсолютное Я» у Фихте то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются; эта пульсация совпадений-

148

распадений – ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Вместе с самосознанием («Я есть») полагается и его противоположность – не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном «Я» возможно только путем ограничения ими друг друга, то есть частичного взаимоуничтожения. Но частичное взаимоуничтожение противоположностей означает, что «Я» и «не-Я» делимы, ибо только делимое состоит из частей. Весь диалектический процесс имеет целью достижение такой точки, в которой противоречие было бы разрешено и противоположности – «индивидуальное Я» и «Абсолютное Я» – совпали. Однако полное достижение этого идеала невозможно: вся человеческая история есть лишь бесконечное приближение к нему. Именно этот пункт учения Фихте – недостижимость тождества противоположностей – стал предметом критики его младших современников Шеллинга и Гегеля.

9.3. Философия Шеллинга

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) – видный представитель объективного идеализма в немецкой классической философии.

Философия природы

Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «Абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления.

Детально разработанную Фихте диалектическую схему свободной деятельности субъекта и развития самосознания Шеллинг соединил с идеей развития природы и наполнил конкретным ма-

149

териалом нового естествознания. Он усвоил кантовскую мысль о том, что природа – это «окаменевший интеллект» и дополнил её противоположной мыслью о том, что интеллект – это ожившая и осознавшая себя природа. Развитие природы – это ее пробуждение, одухотворение, постепенное восхождение по ступеням организованности к человеку, его самосознанию и свободе, высшим воплощением которых, завершающим весь процесс развития природы, Шеллинг считает искусство.

Натурфилософия, демонстрирующая, как объект становится субъектом, дополняется у Шеллинга системой трансцендентального идеализма, показывающей, как субъект становится объектом, т.е. как «Я», начиная от простейшей формы духовной жизни, ощущения, поднимается к полному самосознанию, к растворению в объекте, к тождеству с ним в искусстве. Шеллинг старался показать параллелизм природы и духа. Один и тот же порядок мироздания может и должен быть выведен двумя противоположными путями: путем восхождения от природы к сознанию и путем нисхождения от сознания к природе. Синтез обеих сфер, единство природы и свободы, материи и духа Шеллинг обнаружил в «философии тождества», в учении об Абсолюте как безразличии, индифференции, неразличимости субъекта и объекта и в романтической интерпретации искусства, как адекватного образа созерцание сверхчувственного, Абсолюта, непостижимого средствами логического мышления. Философия Абсолюта рас-

150