Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
денисенко политология.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
27.03.2015
Размер:
677.89 Кб
Скачать

9. Принцип разделения власти. Виды власти

Идеи разграничения государственных органов и их функций высказывались еще античными мыслителями. Платон говорил о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга». Аристотель более отчетливо различал между собой эти «три элемента» политического устройства, он говорил о них уже не как об отдельных формах государственной деятельности, а дал им конкретное воплощение в виде «законосовещательного» органа (народного собрания), административного органа (магистратуры) и судебных органов. Полибий говорил уже не только о разграничении полномочий, но и об установлении динамичного равновесия между ними, когда каждый из этих органов будет оказывать друг другу содействие и поддержку, а также сможет сдерживать власть другого. Хотя эти тезисы и являются основополагающими в теории разделения властей, но было бы преувеличением полагать, будто античные мыслители уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти.

Развивали основы учения о теории разделения власти и более поздние авторы, например, итальянский мыслитель Марселий Падуанский (1275–1343 гг.), французский философ Жан Боден (1530–1596 гг.) и идеолог английской буржуазии Джон Лильберн (1614–1657 гг.). Но и они только заложили фундамент для создания этой теории, хотя их изыскания и продвинулись дальше, чем у античных философов.

Классическая же теория разделения власти зародилась во Франции в середине XVIII века. Конечно же теория разделения власти возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии (здесь уместно упомянуть английского философа Дж. Локка). Теория разделения власти стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения власти имеет большое значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое право-судие.

Возникновение классической теории разделения власти имен-но в XVIII веке было связано прежде всего с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Что касается персоналий, то появление новой концепции было связано с именем Шарля Луи Монтескье, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента – судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. Он пришел к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории – создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечение политических свобод.

Главное требование принципа разделения власти, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хо-зяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения власти не исключает, а предполагает единство и взаимодействие власти, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Система «сдержек и противовесов», установленная в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного про-цесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

Законодательная власть: система государственных органов, имеющая и реализующая право на принятие законов; власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории, в определенной сфере деятельности. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятель-ностью.

Исполнительная власть: система органов государства, име-ющая и реализующая право на основе действующего в государстве законов; власть, обладающая полномочиями управления социальными процессами.

Для судебной власти тоже есть правоограничивающие средства, закрепленные в конституции, процессуальном законодательстве: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Судебная власть: система органов государства, осуществляющая правосудие на основе действующего в государстве законодательства; власть, обладающая правом рассматривать и разрешать уголовные дела, гражданские, трудовые и иные споры в соответствии с установленным законом порядком (судопроизводством).

Кроме всего прочего, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур долж-на ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

В связи с информатизацией общества в XX веке в современной теории государства и права принято выделять еще одну ветвь власти – «четвертую власть» – средства массовой информации. Дело в том, что телевидение, радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы. Они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения «масс» проявляется лишь в критических ситуациях (революции и т.п.), правительства понимают всю значимость влияния «четвертой власти» на людей. Правительства пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (вспомнить хотя бы положение средств массовой информации в России в советский период, да и в более ранние периоды истории нашей страны). В демократических государствах «четвертая власть» – это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован, то есть «четвертая власть» является необходимой частью функционирования системы государственных органов. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства. В результате столь широкого влияния на жизнедеятельность государства и общества можно с уверенностью назвать средства массовой информации «четвертой властью».

Принцип разделения власти должен иметь своим следствием не просто распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из этих сфер особыми структурами. Рациональность данной теории заключается прежде всего в попытке предотвратить бесконтрольную концентрацию властных полномочий в каком-либо одном политическом учреждении. Последняя неминуемо оборачивается созданием деспотической власти и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Принцип разделения власти в различных модификациях присутствует ныне в конституциях и политических системах демократических обществ.