Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 244-1

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.02.2024
Размер:
2.14 Mб
Скачать

Выводы

На основании информации, представленной в настоящей главе, могут быть сделаны два общих вывода, каждый из которых соответствует решению конкретной задачи.

Во-первых, охрана и использование геонаследия являются сложной задачей, последовательно решаемой в пределах территорий. Геоконсервационные мероприятия могут быть объединены в пять блоков (инвентаризация, каталогизация, охрана, мониторинг, эксплуатация), для каждого из которых аргументирована актуальность использования государственного подхода.

Во-вторых, государственное управление в геоконсервации выполняет семь основных функций (координирующую, законотворческую, кадастровую, маркетинговую, стимулирующую, программную, патриотическую). Каждая из них реализуется во всех блоках геоконсервационных мероприятий, и с каждой из этих функций связан собственный инструментарий государственного управления.

Сделанные выводы указывают на необходимость и перспективность государственного управления геонаследием, которое может использовать широкий набор действенных инструментов. Они позволят сделать такое управление действительно комплексным и при этом сфокусировать его на решении наиболее насущных задач, что служит предметом рассмотрения в следующей главе.

ожидаемые результаты // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2012. – № 1. – С. 87-91.

60

Государственное управление уникальными центрами георазнообразия

Перспективность использования разнообразного инструментария государственного управления геонаследием ставит вопрос о первоочередных целях соответствующих действий. Безусловно, геонаследие присутствует на всех территориях, однако при столь большом размере страны как у России требуется выбрать локации, где эффективность этого инструментария окажется наиболее востребованной. К таковым относятся территории, на которых объекты геонаследия не только концентрируются в большом количестве, но также характеризуются высокой уникальностью и разнообразием представленных типов. Одна из таких территорий располагается на Юге Европейской части России.

В настоящей главе, во-первых, обращается внимание на уникальные центры георазнообразия как наиболее подходящие локации применения инструментария государственного управления геонаследием, а, во-вторых, потенциал его применения демонстрируется на примере конкретного уникального центра георазнообразия, каковым является Горная Адыгея. Соответствующие положения частично опубликованы автором в научных изданиях96 97 98.

96Mikhailenko A.V., Ruban D.A., Ermolaev V.A. The Khadzhokh Canyon System - An Important Geosite of the Western Caucasus // Geosciences. – 2020. – Vol. 10. – P. 181.

97Ruban D.A., Yashalova N.N. Real and Promoted Aesthetic Properties of Geosites: New Empirical Evidence from SW Russia // Heritage. – 2021. – Vol. 4. – P. 160-170.

98Ruban D.A., Sallam E.S., Ermolaev V.A., Yashalova N.N. Aesthetic Value of Colluvial Blocks in GeositeBased Tourist Destinations: Evidence from SW Russia // Geosciences. – 2020. – Vol. 10. – P. 51.

61

Уникальные центры георазнообразия как особые объекты государственного управления

Уникальные центры георазнообразия – это территории, в пределах которых отмечается большое количество объектов геонаследия, представляющих различные типы и характеризующихся высокой степенью уникальности. При этом следует сделать три существенные оговорки. Вопервых, объекты геонаследия должны входить в число доминирующих особенностей данных территорий и действительно концентрироваться в их пределах, что отчасти может происходить за счет крупного размера некоторых из них. Иными словами, речь идет о том, что для уникальных центров георазнообразия должно быть свойственно преобладание геологических ландшафтов или, точнее, уникальных геологических ландшафтов. Во-вторых, типы геонаследия могут сочетаться в пределах одного и того же объекта. В таком случае георазнообразие будет создаваться (полностью или частично) за счет высокой комплексности объектов. В-третьих, располагающиеся в пределах таких территорий объекты могут иметь различный ранг; при этом среди них должны присутствовать объекты глобального или национального ранга.

Важно подчеркнуть, что отмеченные выше критерии выделения уникальных центров георазнообразия предопределяют их исключительную ценность в целом. Это происходит за счет того, что сосуществование нескольких уникальных объектов геонаследия уникально само по себе, т.е. возникает синергетический эффект. Иными словами, рост уникальности совокупности объектов происходит экспоненциально в зависимости от

62

количества и отличий этих объектов. Необходимо добавить, что понятие об уникальных центрах георазнообразия используется по отношению к конкретным территориям. Однако оно не означает строгой привязки к природной среде и только инситным объектам. Напротив, деятельность человека является геологическим процессом, придающим уникальные особенности геологической среде, а эксситность обеспечивает сохранность и/или лучшую доступность многих уникальных объектов. Следовательно, уникальные центры геооразнообразия могут частично и даже полностью располагаться на урбанизированных территориях, а в составе их могут присутствовать как геологические памятники, соответствующие естественным или искусственным обнажениям горных пород, так и музеи с минералогическими, палеонтологическими и иными коллекциями, выставки, инсталляции и т.п.

Исключительная ценность уникальных центров георазнообразия делает их первоочередными объектами государственного управления геонаследием. В этой связи следует определить особенности реализации его функций по отношению к данным территориям.

Координирующая функция по отношению к уникальным центрам георазнообразия заключается, прежде всего, в организации надрегионального взаимодействия. Дело в том, что данные территории зачастую располагаются на территории нескольких административных единиц (республик, областей), что требует согласования действий представляющих их уполномоченных органов власти. Более того, в ряде случаев уникальный центр георазнообразия может выходить за пределы страны, что ставит задачу по налаживанию трансграничного сотрудничества, решение которой возможно только с использованием механизмов межгосударственного взаимодействия.

Законотворческая функция по отношению к уникальным центрам

георазнообразия заключается в придании им особого статуса.

63

Действующее законодательство нацелено на конкретные объекты природного наследия с охранным статусом (см. выше), тогда как в данном случае требуется разработка и введение совершенно особой и принципиально новой правовой категории. Успешная реализация такой функции в России возможна на основе уже принятых нормативноправовых документов, и это сделало бы страну мировым лидером в отношении управления геонаследием.

Кадастровая функция по отношению к уникальным центрам георазнообразия заключается в учете не конкретных объектов, а по сути геологических ландшафтов, границы которых весьма размыты. Теоретически возможно четко оконтурить такой центр по границам входящих в его состав геологических памятников, однако это может значительно сузить его, исключив менее уникальные, но при этом неотъемлемые периферийные части значимых в геологическом отношении территорий. Иными словами, императивом государственного управления должен стать переход от точечных действий к пространственноинтегрированному подходу.

Маркетинговая функция по отношению к уникальным центрам георазнообразия заключается в их особом продвижении. Исключительная ценность и наличие объектов глобального и национального ранга делают данные территории наиболее привлекательными для позиционирования геонаследия в целом, аргументации его охраны и привлечения внимания потенциальных туристов. Одновременно с этим богатство геонаследия в уникальных центрах георазнообразия требует очень тщательного, взвешенного подхода к их продвижению, которое вполне можно увязать с маркетингом территорий и региональным брендингом.

Стимулирующая функция по отношению к уникальным центрам георазнообразия заключается в том, что управление ими является весьма

затратным и в плане охраны, и в плане использования геонаследия в

64

качестве ресурса. Связано это как с множественностью проявления геонаследия, так и с необходимостью инфраструктурного развития. Как следствие, только участие государства может обеспечить должную финансовую и организационную поддержку и одновременно стать гарантией для возможных инвесторов. Создание геопарков на основе уникальных центров георазнообразия формирует новое поле для развития государственно-частного партнерства.

Программная функция по отношению к уникальным центрам георазнообразия заключается в целесообразности управления ими в рамках специальных государственных инициатив, регламентируемых программами и стратегиями. Наиболее очевидной из них может стать создание сети национальных геопарков, призванной охватить все уникальные центры георазнообразия России. Принципиальная возможность этого подтверждается успешным опытом Китая и ряда других стран, которые в течение 10-15 лет смогли создать подобные сети99 100 101 102 103 104. Успешная реализация данной функции предполагает наличие государственного понимания проблемы и воли к ее решению, равно как и значительную инновационность государственных инициатив.

Патриотическая функция по отношению к уникальным центрам

99Fuming L., Fang W., Heigang X., Zhaoguo W., Baofu L. A Study on Classification and Zoning of Chinese Geoheritage Resources in National Geoparks // Geoheritage. – 2016. – Vol. 8. – P. 247-261.

100Rohling H.-G., Schmidt-Thome M. Geoscience for the public: Geotopes and national geoparks in Germany // Episodes. – 2004. – Vol. 27. – P. 279-283.

101Yang G., Chen Z., Tian M., Wu F., Wray R.A.L., Ping Y. On the growth of National Geoparks in China: Distribution, interpretation, and regional comparison // Episodes. – 2011. – Vol. 34. – P. 157-176.

102Zecha S., Regelous A. Promoting Geodiversity Education by Using EarthCaching in National Geoparks // Geoheritage. – 2018. – Vol. 10. – P. 637-643.

103Zhao X., Wang M. National geoparks initiated in China: Putting geoscience in the service of society // Episodes. – 2002. – Vol. 25. – P. 33-37.

104Zhao X., Zhao T. The socio-economic benefits of establishing National Geoparks in China // Episodes. – 2003. – Vol. 26. – P. 302-309.

65

георазнообразия заключается в их включении в число объектов, которые не просто составляют национальное достояние, но и формируют его значимые образы. В этом отношении ценность геонаследия заключается как в его уникальности, так и в неразрывной связи с геологической средой, традиционной рассматриваемой в качестве минерально-сырьевой базы. Иными словами, патриотическое истолкование геонаследия имеет практическую составляющую, демонстрируя потенциал освоения отечественных геологических ресурсов, одновременно с позиционированием страны в качестве ответственного недропользователя.

66

Перспективы использования механизмов государственного управления в уникальном центре георазнообразия Южного федерального округа

Территория Южного федерального округа, включающего республики Адегею, Калмыкию и Крым, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области и город Севастополь, характеризуется разнородностью геологического строения. Однако на значительной площади его проявления минимальны, что характерно для равнинных областей. В горных сооружениях Крыма и Кавказа обнаженность горных пород несравненно лучше, хотя довольно часто геологическое строение здесь монотонно. Особая концентрация геонаследия отмечена на территории, которую условно можно определить как Горную Адыгею. В административном отношении она соответствует южной половине Майкопского района Республики Адыгея и примыкающей к ней с запада восточной половине Апшеронского района Краснодарского края. В физико-географическом отношении она принадлежит северному склону Большого Кавказа на участке сочленения Северо-Западного и Западного Кавказа. Центральными элементами являются Лагонакское нагорье с горными вершинами Фишт, Оштен и Пшеха-Су и долина реки Белой к югу от Майкопа. Наконец, в геологическом отношении это участок мегантиклинория Большого Кавказа на сочленении Лабино-Малкинской, Лагонакской, Пшекиш-Тырныаузской и Архыз-Гузерипльской зон.

Рассматриваемый уникальный центр георазнообразия был выделен

67

около 10 лет назад 105 106, однако его характеристика все еще нуждается в уточнении, а охрана и использование, хотя частично и реализуются, требуют значительной систематизации, которую обеспечит широкое использование инструментария государственного управления геонаследием.

Прежде всего, необходимо дать краткую характеристику геонаследия уникального центра георазнообразия Горной Адыгеи. Следуя ранее предложенным схемам и при этом уточняя их, можно выделить следующи е инситные объекты геонаследия (рисунок 3): 1) Лагонакское нагорье (позднеюрская карбонатная платформа, рифы, современный карст, палеонтологические находки, геологические панорамы; глобальный ранг), 2) Раскол-скала (позднепермский рифовый массив; глобальный ранг), 3) система Хаджохского каньона и водопады Руфабго (каньоны и теснина, обнажения триасовых пород, складки, водопады; национальный ранг), 4) Каменномостские пестроцветы (протяженные обнажения позднеюрской себкхи; национальный ранг), 5) Гранитное ущелье (докембрийские метаморфические породы, раннепалеозойские серпентиниты и позднепалеозойские гранитоиды; национальный ранг), 6) Хамышкинский разрез (пермская моласса и юрские породы; национальный ранг), 7) Сахрайский каньон (обнажения триасовых пород, тектонические нарушения, водопады; региональный ранг), 8) Партизанская поляна (нижне-среднеюрские глинистые сланцы, тектонические элементы, геологические панорамы; региональный ранг), 9) долина реки Полковницкой (зеленые песчаники с гигантскими раковинами аммоноидей; региональный ранг), 10) местонахождение Молчепа (следы

105Рубан Д.А. Уникальные центры георазнообразия - основа для создания национальных геопарков // Отечественная геология. – 2010. – № 4. – С. 77-80.

106Ruban D.A. Quantification of geodiversity and its loss // Proceedings of the Geologists' Association. – 2010.

– Vol. 121. – P. 326-333.

68

жизнедеятельности раннеюрских морских организмов, геоархеологический объект; региональный ранг), 11) Гуамское ущелье (природные и антропогенные формы рельефа, выходы верхнеюрских известняков; региональный ранг), 12) долина реки Сюк и Сюкское местонахождение (нижне-среднеюрские глинистые сланцы, тектонические элементы, скопление раковин ископаемых организмов; локальный ранг), 13) гора Гуд и Солдатский перевал (выделяющаяся форма рельефа, выходы среднеюрских пород, геологические панорамы; локальный ранг), 14) гора Кабанья (выделяющаяся форма рельефа, среднеюрские известняки, крупные раковины древних моллюсков; локальный ранг), 15) Нижегородский разрез (выходы фуабгинской свиты; локальный ранг).

Рисунок 3 – Состав уникального центра георазнообразия Горной

Адыгеи

В общей сложности выделено 15 объектов. Почти все они являются комплексными, а в целом на территории представлена значительная часть

69

Соседние файлы в папке книги2