Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Огнестрельные ранения.DOC
Скачиваний:
104
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
245.76 Кб
Скачать

Составление судебно-медицинского диагноза и выводов (или заключения)

Судебно-медицинский диагноз и выводы (или заключение) в случаях огнестрельной и взрывной травмы составляют, руководствуясь требованиями, изложенными в разделе практикума «Судебно-медицинское исследование трупа».

Примеры написания судебно-медицинского диагноза:

Пример 1. Судебно-медицинский диагноз: Одиночное пулевое сквозное огнестрельное ранение головы с повреждением левой височной мышцы, левой височной кости, оболочек и вещества головного мозга, правой теменной кости, мягких тканей правой теменной области. Кровоизлияния в мягкие ткани головы, под оболочки и в вещество головного мозга по ходу раневого канала. Наложение копоти на коже вокруг раны в левой височной области. Умеренное полнокровие внутренних органов, жидкое состояние крови.

Пример 2. Судебно-медицинский диагноз: Взрывная травма. Осколочная сочетанная травма груди и конечностей с размозжением мягких тканей обоих бедер, повреждением обеих бедренных артерий и вен, проникающим ранением передней стенки живота с повреждением печени. Малокровие внутренних органов и тканей. Множественные сквозные и слепые ранения мягких тканей верхних и нижних конечностей.

Примеры написания выводов (заключения) эксперта:

Пример 1. На основании судебно-медицинского исследования трупа гр-на Р., 25 лет, и результатов медико-криминалистического исследования, с учетом обстоятельств дела и вопросов, поставленных на разрешение экспертизы, прихожу к следующим выводам (при проведении исследования трупа – к заключению):

  1. При исследовании трупа обнаружено одиночное пулевое сквозное огнестрельное ранение головы.

  2. Входная огнестрельная рана расположена в левой височной области в 175 см от подошвенной поверхности стоп; выходная огнестрельная рана – в правой темненной области в 178 см от подошвенной поверхности стоп.

  3. Раневой канал прямолинейный, идет в направлении слева направо, снизу вверх, спереди назад. По ходу раневого канала повреждены левая височная мышца, чешуя левой височной кости, оболочки и вещество головного мозга, правая теменная кость, мягкие ткани правой теменной области.

  4. Наличие “штанц-марки” на коже вокруг входной раны, наложений копоти на стенках раневого канала при их отсутствии вокруг раны, отслоения кожи в области входной раны, ярко-красного окрашивания мягких тканей и крови в начальной части раневого канала, позволяет сделать вывод о том, что выстрел был произведен в упор.

  5. Локализация входной раны, направление раневого канала указывают на то, что к дульному срезу была обращена левая височная область.

  6. Смерть Р. наступила от разрушения вещества головного мозга, вызванного огнестрельным ранением головы, и находится, таким образом, с ним в прямой причинно-следственной связи. Огнестрельное ранение головы с разрушением вещества головного мозга по признаку опасности для жизни квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

Пример 2. На основании судебно-медицинского исследования трупа гр-на Ж., 36 лет, и результатов медико-криминалистического исследования, с учетом обстоятельств дела и вопросов, поставленных на разрешение экспертизы, прихожу к следующим выводам (при проведении исследования трупа – к заключению):

1. При исследовании трупа обнаружено:

1.1. Взрывная осколочная травма: обширный дефект передней стенки живота, повреждение печени, множественные слепые ранения таза, правого плеча и бедер с размозжением мягких тканей, переломами костей, разрывами бедренных артерий и вен. Наличие в глубине раневых каналов темно-серых мелких металлических осколков в форме неправильных паралеллипипедов. Сквозное ранение левого бедра.

1.2. Множественные поверхностные раны и ссадины подбородочной области, живота, таза, промежности, верхних и нижних конечностей.

1.3. Малокровие внутренних органов и тканей. Темно-красные кровоизлияния под внутренней оболочкой сердца с расплывчатыми краями (пятна Минакова).

2. Обнаруженные при исследовании трупа гр-на Ж., 36 лет, множественные ранения живота, таза, конечностей с повреждением печени, размозжением мягких тканей обоих бедер, разрывом обеих бедренных артерий и вен образованы комбинированным действием факторов взрыва, включающих в себя ударное и ударно-скользящее действие твердых тупых предметов, действие высоких температур и взрывной волны. На это указывают обширные дефекты и слепые ранения передней стенки живота, таза и бедер, в глубине которых обнаружены металлические осколки, сквозное ранение левого бедра, закопчение кожи и оплавление одежды по краям повреждений.

3. Учитывая совпадение повреждений на трупе и его одежде, а также радиально расходящееся направление раневых каналов, полосовидных ссадин можно полагать, что взрывная травма причинена одномоментно, в результате одного взрывного воздействия.

4. Телесные повреждения на трупе гр-на Ж. носят признаки прижизненности, на что указывают кровоизлияния, обнаруженные в области повреждений.

5. Локализация повреждений на трупе, нахождение трупа на месте его обнаружения рядом с воронкой, дают основание полагать, что в момент взрыва взрывное устройство находилось между землей и передней поверхностью тела, на уровне средней трети бедер; после взрыва произошло отбрасывание тела взрывной волной.

6. Учитывая выраженное (бризантное) разрушение мягких тканей, переломы длинных трубчатых костей конечностей, признаки действия высокой температуры и ударной волны (отбрасывание тела), считаю, что в момент взрыва тело пострадавшего располагалось на расстоянии не более 4-х радиусов взрывного заряда. Принимая во внимание направление ориентации больших размеров ран и длинников ссадин, можно полагать, что в момент взрыва взрывное устройство располагалось приблизительно на 5-10 см кпереди от средней трети бедер пострадавшего. Для уточнения вопроса о характере взрывного устройства изъятые кожные лоскуты следует направить для исследования в медико-криминалистическое отделение бюро СМЭ.

7. Телесные повреждения, причиненные взрывной травмой, в частности полные разрывы бедренных артерий и вен, имеют признаки опасности для жизни и относятся к тяжкому вреду здоровью.

8. Смерть гр-на Ж. наступила от острой кровопотери в результате взрывной травмы с повреждением живота, таза, конечностей, разрывом обеих бедренных артерий и вен. Смерть гр-на Ж. находится в прямой причинной связи с телесными повреждениями, причиненными взрывной травмой.

9. Характер и локализация повреждений не исключает возможности совершения потерпевшим активных действий в промежуток времени, исчисляемый секундами, минутами.

10. Учитывая выраженность трупных явлений при осмотре трупа на месте его обнаружения, следует считать, что смерть гр-на Ж. могла наступить не менее чем за 6 и не более чем за 12 часов до момента осмотра. Признаков перемещения трупа не обнаружено. Считаю, что смерть Ж. наступила на месте обнаружения его трупа.

11. Вопрос о самообороне не является компетенцией судебно-медицинского эксперта.

12. При судебно-химическом исследовании в доставленных образцах крови и мочи этиловый спирт не обнаружен.