Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / Тема 1 и 2.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
757.99 Кб
Скачать

Формирование критериев квалификации предпринимательской деятельности в судебной практике

Практика последнее время все чаще сталкивается с необходимостью разграничения понятий действие и деятельность. Так, необходимость определения деятельности через признак систематичности уже подчеркнули судебные органы. Верховный суд РФ в своем постановлении от 30 июня 2006 года по делу № 53-ад06-2 отметил, что, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Интересное толкование понятию предпринимательская деятельность дают в этой связи суды. По мнению Третьего апелляционного суда из смысла ст.2 ГК РФ следует, что предпринимательскую деятельность отличают следующие признаки:

- цель - систематическое извлечение прибыли от использования или реализации имущества,

- учет хозяйственных операций по сделкам в рамках этой деятельности,

- устойчивые непосредственные связи субъекта с контрагентами по осуществляемым сделкам,

- взаимосвязь хозяйственных операций в определенный период времени;

- регистрация лица в установленном законом порядке - решение Третьего апелляционного суда от 25 января 2008 г. По делу № А33-7119/2007-03АП-1545/2007.

Судебная практика вырабатывает также такой критерий ограничения сферы предпринимательства как ограниченная совокупность распорядительных полномочий, а также целевой режим полученных средств. Оба этих признака исключают возможность признания деятельности предпринимательской.

Как отметил ФАС МО в постановлении от 28 сентября 2005 г. по делу № КА-А40/9042-05 деятельность университета по сдаче имущества в аренду не является предпринимательской деятельностью в смысле абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, поскольку:

- средства, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат квалификации в качестве средств целевого бюджетного финансирования,

- учитывались в составе бюджета,

- носили целевой характер,

- отражены в смете доходов и расходов заявителя,

- суммы возмещения коммунально-эксплуатационных затрат не включались в состав арендной платы, являющейся неналоговым доходом федерального бюджета.

Интересная правовая квалификация полученным доходам была дана судом в постановлении ФАС СКО от 5 августа 2003 года по делу № Ф08-2752/2003-1026А. Здесь речь шла о правовой природе денежных средств, перечисленных Афипскому лесхозу в качестве платы на возмещение потерь и убытков лесного хозяйства. Эта сумма сложилась из платы за перевод лесных земель в нелесные, из платы за изъятие земель из лесного фонда (для использования их под размещение объектов строящегося газопровода Россия - Турция в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства) и лесной подати за древесину, отпускаемую на корню. Лесхозом полученные средства были использованы на эколого-компенсационное лесоразведение, ведение лесного хозяйства. Нарушений целевого использования указанных средств материалами дела не подтверждено.

Суды совершенно обоснованно исходили из того, что плата на возмещение потерь и убытков лесного хозяйства не образует объекта налогообложения налогом на прибыль у Лесхоза. Более того, они подчеркнули, что Афипский лесхоз по своей организационно-правовой форме является специально уполномоченным государственным органом в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов. Хозяйственная деятельность лесхозов в соответствии со ст. 108 Лесного кодекса Российской Федерации финансируется из бюджета Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов. Денежные средства, поступившие в счет возмещения убытков от изъятия земель лесного фонда или перевода этих земель в нелесные, по своей природе являются бюджетными и относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.

Разграничение дохода собственника и дохода предпринимателя.

Пожалуй, это один из самых сложных вопросов, для ответа на который в настоящее время чрезвычайно трудно сформулировать теоретические предпосылки. Действительно, как известно, собственник имеет право на получение плодов и доходов от своего имущества. Следовательно, он вправе совершать по поводу данного имущества различные действия для того, чтобы этот доход получить, в том числе постоянно сдавать свое имущество, например жилое помещение, внаем. Будет ли это образовывать состав объективной стороны предпринимательской деятельности? Для ответа на этот вопрос нужно принять во внимание также и то, что сдача имущества в аренду может быть разной. Это может быть предоставление внаем жилого помещения, а может быть строительство и передача в аренду складских помещений.

  • Нужно отметить, что судебная практика чувствует эту разницу и постепенно вырабатывает взвешенный подход к решению этой квалификационной задачи. Так, ВС РФ в своем постановлении от 10 января 2012 г. по делу № 51-АД11-7 сформулировал совершенно обоснованную позицию. Она состоит в том, что нельзя рассматривать как предпринимательскую деятельность действия собственников жилых помещений, которые предоставляют эти помещения внаем. Суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет назначение административного наказания. Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют осуществление без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица только той экономической деятельности, которая обладает признаками предпринимательской деятельности.

  • И далее суд отметил, что из материалов дела об административном правонарушении следует, что Сенчук Ю.Ю. осуществляла сдачу внаем посуточно, а также по часам квартиры. Признавая Сенчук Ю.Ю. виновной в совершении административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что сдача внаем посуточно и по часам жилого помещения является предпринимательской деятельностью. ВС РФ признал, что с таким выводом мирового судьи согласиться нельзя. При этом он сослался на письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 6 июля 2004 г. N 04-3-01/398 "О сдаче помещений в аренду (наем)", Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 10 октября 2003 г. N 27-11н/56495, Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 6 сентября 2006 г. N 28-11/80621@ сдача квартиры внаем выступает одним из способов реализации законного права гражданина на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом и не является предпринимательской деятельностью. Аналогичная позиция изложена в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем», согласно которой в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

Представляется, что разграничение дохода предпринимателя и дохода собственника необходимо проводить путем обращения к способу получения дохода. Если субъект предпринимает какие-либо систематические организованные действия, - то следует говорить о предпринимательстве. Если же он передает свое имущество для осуществления деятельности другому субъекту, как это, например, делают вкладчики банков, акционеры, инвесторы, - то никаких оснований для применения норм о предпринимательстве не существует. Подчеркнем еще раз, что в данном случае речь идет именно о квалификации самого факта получения дохода, а не совершаемых действий.