- •Коррупция как системный фактор российских выборов
- •Подходы к определению коррупции
- •Электоральная коррупция и экономика
- •Электоральная коррупция и клиентелизм
- •Электоральное поведение как проявление клиентелизма
- •Институциональные ловушки развития избирательного законодательства
- •Возможности противодействия электоральной коррупции
Коррупция как системный фактор российских выборов
Электоральная коррупция, понимаемая как коррупция, связанная с выборами, уже давно стала нормой российского политического процесса. Можно с полной ответственностью утверждать, что в России коррупция не угрожает системе выборов и политической системе в целом, а является их составной частью. Но этот вывод возможен лишь при уточнении понятия коррупции, поскольку при иных представлениях о коррупции федеральные и региональные выборы в России могут оцениваться как проходящие если не строго по закону, то при небольших его нарушениях, которые не позволяют говорить о коррупции как об их существенном факторе.
Подходы к определению коррупции
Коррупция как сложное социальное явление не имеет единственного общепринятого определения. Наиболее простым и естественным определением коррупции, по-видимому, следует считать подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, политических и общественных деятелей1. Широко распространено понимание коррупции как использование государственными и муниципальными служащими, депутатами, кандидатами на выборах, а также служащими коммерческих и иных учреждений и организаций своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ материального или нематериального характера либо предостаапение таких преимуществ2. Различие этих определений в том, что для первого из них решающим является подкупаемость и продажность, а для второго - незаконность использования статуса должностными лицами и служащими. Такие явления, безусловно, присутствуют при подготовке и проведении выборов, но утверждать, что при отсутствии взяток и незаконного использования статуса должностными лицами и служащими коррупция на выборах исчезает, было бы преувеличением. По-видимому, электоральная коррупция в России должна рассматриваться как более широкое понятие, Представители власти или политики, борющиеся за власть, очень часто совершают разнообразные действия, которые непонятны простым гражданам. В этих ситуациях граждане готовы, с одной стороны, согласиться с правом политиков на такие действия, а с другой - готовы поверить, что эти действия коррупционны. Обычно на выборах к таким коррупционным действиям относят действия, связанные с нарушениями законодательства о выборах в части их финансирования, неправомерного использования кандидатами или иными должностными лицами, за них агитирующими или их поддерживающими, своего служебного положения при подсчете избирательных бюллетеней и подведении итогов выборов. Такой подход к выявлению и анализу коррупции на выборах вполне правомерен, но необходимо учитывать, что такого рода нарушения не исчерпывают всего содержания современной электоральной коррупции. Более того, субъектам коррупционных действий до выборов, на выборах и после выборов бывает выгодно использовать такие коррупцион-ные действия, их публичное обсуждение и осуждение с целью сокрытия более существенных механизмов коррупции. Особенно, когда явные коррупционные действия обнаруживаются у конкурентов на выборах.
Оценка действий политиков во многом определяется тем, какие критерии сумеют навязать гражданам те или иные элитные социальные группы, обычно через средства массовой информации. Самому субъекту, борющемуся за власть или за ее удержание, не всегда просто доказать, что его действия не связаны с коррупцией. На выборах таких доказательств нередко и не требуется до тех пор, пока не возникает коррупционный скандал, предполагающий необходимость реакции на него со стороны избирательных комиссий и других субъектов выборов. Если же коррупционных скандалов не возникает, то выборы нередко оцениваются как проходящие по закону и без коррупции. Но коррупция всегда носит скрытый, конфиденциальный характер, поэтому ее отсутствие на выборах скорее является мифом, формируемым через средства массовой информации теми или иными элитными социальными группами, чем реальностью. Обнаружить такую скрытую коррупцию всегда непросто, это можно сделать на основе анализа фактов, событий и процессов, связанных с выборами. Такой анализ, основанный на адекватном понимании, определении коррупции, может позволить выявить некоторые признаки коррупции. Какой бы скрытой ни была коррупция, она обязательно должна иметь и некоторые явные признаки, конкретные нарушения законодательства, установленных норм и правил проведения выборов, этики, нравственности и т.п. Обнаружить связь явных признаков коррупции с ее скрытыми факторами можно только при использовании адекватного определения этого явления. Коррупция в действиях должностных лиц и будущих кандидатов может присутствовать задолго до объявления даты выборов и продолжаться весьма длительные периоды после завершения выборов, например, на судебных процессах. Поэтому для описания коррупции, связанной с выборами, предлагается использовать термин электоральная коррупция, не сводимый к коррупции на выборах. Электоральную коррупцию более адекватно, чем представления о взятках и нарушениях избирательного законодательства должностными лицами, характеризуют, по-видимому, самые старые, даже древние представления об этом явлении. По одной из версий термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов correi (корреальность, солидарность) - и rumpere (ломать, повреждать, нарушать, отменять). Образовавшийся самостоятельный термин «corrumpere» применялся вримском праве для определения деятельности нескольких лиц, целью которых являлась «порча» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества3. Другой ведущий аспект коррупции, в частности, в электоральной области, отражает определение Никколо Макиавелли, понимавшего коррупцию как использование публичных возможностей в частных интересах4. В случае электоральной коррупции частные интересы могут быть не только личными, но и корпоративными.
Представление об электоральной коррупции как о деятельности, нарушающей нормальный ход выборов с помощью использования публичных возможностей для реализации в ходе подготовки, проведения или по итогам выборов личных или корпоративных интересов, способствует выявлению системной коррупции и должно приводить к соответствующим методам противодействия ей. Нормальным ходом выборов можно считать такой, при котором обеспечивается выполнение общепризнанных норм, правил и процедур современной демократии, в частности, обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод граждан, свобода их волеизъявления, возможность получения ими полной и точной информации о кандидатах, избирательных объединениях и организации выборов, точность и честность подсчета избирательных бюллетеней и т.п. Электоральная коррупция является системной характеристикой российских выборов. Получение полного и подробного описания этой системы было бы очень полезно для определения стратегий и эффективных способов противодействия коррупции. Но в силу скрытого характера многих факторов коррупции, соответствующих трудностей их объективной оценки, а также явного и неявного противодействия субъектов коррупции, системное описание электоральной коррупции пока не получено. Тем не менее, приведенные ниже краткие описания некоторых факторов электоральной коррупции могут дать представление о ее системном характере.