Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Создание государственности на белорусских земля...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
148.99 Кб
Скачать
  1. Место киевской руси в истории восточнославянских земель.

Летописец Нестор в “Повести временных лет”, отвечая на вопрос “Откуда есть пошла русская земля?”, рисует картину расселения восточнославянских племен на стадии зарождения у них государственности. Перечисляя отдельные группы славян, он называет их поименно – поляне, древляне, северяне, вятичи, словены и др., а там, где пытается дать им социальную характеристику,– княжествами. После смерти полянского князя Кия, замечает летописец, “почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, а деревляхъ свое, а дреговичи свое, а словъни свое в Новъгородъ, а другое на Полотъ, иже полочанъ”. “Род” здесь выступает в понимании династии. Названные в летописи княжества, или союзы восточнославянских племен, относятся к VI-VIII вв.

Ведущую роль в становлении Древнерусского государства сыграло Полянское княжество с центром в Киеве. Первым полянским князем летопись называет Кия, который вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал Киев.

О преемниках Кия летописей не рассказывает ничего. Возможно, такие сведения и содержались в тексте до первой редакции “Повести временных лет”, но позднее, при неоднократных переработках летописи, выпали.

Важным этапом в развитии Древнерусского государства были VIII– IX вв. Именно тогда, как можно сделать вывод из рассказа Нестора, сложилось государственное объединение – Русская земля, в которое входили поляне, древляне, северяне.

Они селились небольшими деревнями, расположенными неподалеку друг от друга. Как правило, в одной деревне было не больше 70 бревенчатых изб, но могло быть и всего четыре. Зато рядом, на расстоянии одной-двух миль, располагалась уже другая деревня. Через 30–40 миль от одного скопления деревень – другое такое же скопление – и так далее, по всей заселенной территории. В ее центре возвышался укрепленный “град”. Это была крепость, за стенами которой укрывались все жители области в случае нападения врага, а также место племенных сходов и культовых обрядов.

О политическом устройстве восточных славян известно мало. Племена и родовые кланы, во главе которых стояли патриархи, объединяло поклонение общим богам. Самые важные решения, очевидно, принимались путем общего согласия. Со временем появляется слой племенных вождей, называемых князьями. Однако земля и скот по-прежнему считались общественной собственностью, а каждое племя – одной большой семьей: ведь члены его были родичами и помнили свое родство. А каких-то особых социально-экономических различий между ними не было. Восточные славяне славились стойкостью и упорством в бою, хорошо переносили жару, холод и голод. Правда, на открытой равнине они чувствовали себя не вполне уверенно и воевать предпочитали среди лесов и оврагов, где часто устраивали засады на врага.

Торговля у восточных славян поначалу развивалась слабо. И лишь в VIII в., когда на их земли стали прибывать купцы с мусульманского Востока (прежде всего арабы), дело сдвинулось. Так или иначе, восточные славяне постепенно выходили из изоляции, приближаясь к судьбоносному моменту своей истории.

Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся во второй половине 1 тысячелетия н.э. ускоряла процессы объединения отдельных славянских княжеств в единую политическую организацию. Продолжалось переселение народов, и многочисленные кочевники периодически волнами накатывались на земли восточных славян.

В последней четверти IX в. начался последний этап формирования Древнерусского государства – объединение всех восточнославянских (а позднее и неславянских) земель вокруг Киева. Древнерусское государство было закономерно возникшей политической общностью и, объединяя свыше двадцати народов, сыграло прогрессивную роль в их истории. Политическая структура его основывалась на вассалитете знати и различных формах подданничества подвластных народов.

За короткое время Киевская Русь выдвинулась в число ведущих стран средневекового мира, с которой вынуждены были считаться и могущественные державы. Нередко молодому Древнерусскому государству приходилось силой оружия утверждать свои права на международной арене. Этим, видимо, и объясняется первый поход русских на Константинополь в 860 г.

В 882 г. на киевском столе произошла смена династий. Власть захватил варяжский конунг Олег (882– 912 гг.), объединивший в одной политической системе Южную и Северную Русь.

В конце IX – начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю. На территории Беларуси проживали главным образом кривичи, дреговичи и радимичи. Территориальный рост Киевской Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали внутренние факторы – э кономическая, политическая и культурная консолидация восточного славянства.

Начиная с 980 г. – во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства. Определились и закрепились границы Киевской Руси, которые в основном совпадали с этническими границами восточных славян. Они проходили в районе верховья Оки и Волги на востоке; Сулы, Дона, Роси и Южного Буга – на юго-востоке и юге; Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана и Западной Двины – на западе; Чудского озера, Финского залива, Ладожского и Онежского озер – на севере. Это было самое большое государство в Европе, которое отличалось исключительной для времен средневековья этнической однородностью. Только незначительную часть его населения составляли неславянские северные племена – чудь, меря, весь.

В сфере постоянного политического влияния Киевской Руси находился целый ряд соседних территорий, где издавна жило славянское население, в том числе и территория Беларуси [8, с. 48].

Когда и при каких обстоятельствах белорусские земли вошли в состав Древнерусского государства, какое место занимала Киевская Русь в истории восточнославянских земель? Как явствует из древнерус­ских летописей, Полоцкая земля первоначально входила в состав северного союза восточнославянских племен во главе с Новгоро­дом. Полочане (кривичи) принимали участие в призвании Рюрика в Новгород. В летописях сообщается также, что Рюрик, став новгородским князем, начал раздавать города «мужам своим». Среди них упоминается и город Полоцк. Но в 867 г. киевские кня­зья Оскольд и Дир совершили поход на Полоцк и присоединили его к Киеву, который в это время являлся столицей южного союза восточнославянских племен. По всей вероятности, в это же вре­мя к Киеву были присоединены и земли дреговичей.

В 882 г., как сообщается в «Повести временных лет», родствен­ник новгородского князя Рюрика Олег совершил поход на Киев, занял его и сделал столицей объединенного государства – Киев­ской Руси. Киевские князья Оскольд и Дир были убиты. В резуль­тате этих событий земли кривичей (полочан) и дреговичей оказа­лись в составе Древнерусского государства. Во время правления Олега, ставшего после смерти Рюрика фактически главой объе­диненного государства (сын Рюрика Игорь был еще очень малень­ким), в состав Киевской Руси были включены и земли радимичей. Позже других в состав Древнерусского государства – Киевской Руси вошли земли Понеманья и Побужъя. Это случилось во вто­рой половине XI – начале XII в. Так представляется в письмен­ных источниках (летописях) процесс включения белорусских зе­мель в состав Древнерусского государства – Киевской Руси [7, с. 12].

Перед Древнерусским государством, объединившим все восточнославянские земли, стояли важные задачи политической консолидации. Среди этих мер важное значение имела административная реформа, которую начал осуществлять еще Святослав, а закончил Владимир Святославич. Смысл ее заключался в том, что земли и княжества, где правили зависимые от Владимира местные князья, передавались сыновьям Владимира. Последних он посадил в Новгороде, Полоцке, Турове, Ростове, Муроме, Пскове, Смоленске, Искоростене, Владимире, Тмутаракани; в некоторых менее важных городах находились посадники Владимира из ближайшего его окружения. Реформа ликвидировала власть местных князей, связанных происхождением и интересами с их землями и далеких от интересов Киева, покончила с автономией земель.

В результате реформы все наибольшие феодальные владения Руси и все высшие ступени феодальной иерархии оказались в руках одного княжеского рода. Это обстоятельство сыграло большую роль в дальнейшей истории Киевской Руси [2, с. 10].

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись удельные кня­зья и бояре, составлявшие местную администрацию. Как правило, они рекрутировались из местной племенной знати. Крестьян и мещан держали в подчинении с помощью военной силы – кня­жеских дружин. В ряде городов важным органом самоуправле­ния оставалось вече.

О положении белорусских земель в составе Древнерусского государства в период правления Олега, Игоря, Ольги и Святосла­ва е летописях сведений фактически нет. Известно только, что полоцкая дружина принимала участие в походах Олега на Визан­тию и последняя платила дань древнерусским городам, в том числе Полоцку.

После смерти Святослава (972 г.) великим киевским князем стал его сын Ярополк (972 – 980 гг.). Вскоре он поссорился со своим младшим братом – Полянским князем Олегом и убил его. Второй брат – новгородский князь Владимир, боясь участи Оле­га, сбежал к варягам, но через 2 года вернулся и начал борьбу против Ярополка. Готовясь к походу на Киев, Владимир решил за­ручиться поддержкой полоцкого князя Рогволода и послал к его дочери Рогнеде сватов. Но Рогнеда в оскорбительной форме от­казала Владимиру. Тогда он напал на Полоцк, убил Рогволода и 2-х его сыновей, а Рогнеду взял в жены силой. Разбив войско Яро­полка в 980 г. Владимир стал великим киевским князем.

Рогнеда родила Владимиру шестерых детей (четверых сыно­вей и двоих дочерей). Но после, согласно легенде, она совершила неудачное покушение на жизнь Владимира, за что якобы была сослана вместе со старшим сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав вскоре занял дедушкин престол и возобновил мес­тную княжескую династию. После его смерти (1001 г.) полоцкими князьями были сыновья Изяслава – Всеслав (1001 – 1003 гг.) и Брячислав (1003 – 1044 гг.).

Во второй половине XI в. Древнерусское государство начало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Ярослав был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые вскоре приобрели статус самостоятельных государств.

Процесс феодальной раздробленности был вызван дальнейшим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, ростом городов, повсеместным преобладанием феодаль­ных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению местной феодальной знати к политичес­кому обособлению своих княжеств. Эти княжества имеют собственные интересы, цели и задачи. Они стремились стать суверенными, независимыми от столичного города Киева.

Одним из первых начало обособляться Полоцкое княжество. После смерти Брячислава( 1044 г.) полоцким князем стал его сын Всеслав Брячиславович (1044 – 1101 гг.). Сначала он не выступал против киевских князей и даже поддерживал их б борьбе с кочевниками. Но уже в 1065 г. Всеслав напал на Псков, который находился под эгидой Киева. Нападение было отбито. Но в следующем, 1066 г., Всеслав захватил Новгород, разграбил его, а боль­шое количество населения взял в плен. В ответ на это киевский князь Изяслав Ярославович ворвался в Полоцкую землю, осадил и взял Минск (1067 г.). 3 марта 1067 г. на р. Немига произошла битва между войсками Всеслава и киевских князей. Всеслав по­терпел поражение. После этого Изяслав Ярославович заманил Всеслава в свой лагерь под Оршей, вероломно захватил его в плен и посадил в тюрьму в Киеве. Но в сентябре 1068 г. в Киеве вспых­нуло восстание, во время которого Всеслав был освобожден и про­возглашен великим киевским князем.

Правление Всеслава в Киеве продолжалось недолго. В 1069 г. Изяслав Ярославович вернулся из Польши в Киев, и Всеслав сбе­жал в Полоцк. Сын Изяслава – Мстислав изгнал его из Полоцка и занял город. После смерти Мстислава в Полоцке правил второй сын Изяслава – Святополк. Но в 1071 г. Всеслав вернул себе По­лоцк. Правда, киевские князья не оставили в покое Полоцкую зем­лю. Племянник Изяслава – Владимир Мономах несколько раз врывался в пределы Полоцкой земли, разрушая ее города и села.

В конце XI – начале XII в. обособились от Киева и другие белорусские земли. Тяжелее всего вело борьбу за ос­вобождение Туровское княжество, которое непосредственно межевало с Киевским. Ему удалось выйти из подчинения Киеву только во второй половине XII в. Здесь утвердилась самостоятель­ная княжеская пиния – наследников киевского князя Святополка Изяславовича. Но, выйдя из-под власти Киева, Туровское кня­жество распалось на ряд отдельных уделов и княжеств [8, с. 59-60].