
Фактор конкурентоспособности
«Эксперт»
№49 (638)/15
декабря 2008
http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/49/reiting_regionov/
Инвестиционный подъем,
Экономический потенциал регионов,
Эффективное управление
Первоочередные шансы на выход из кризиса получают регионы, успевшие конвертировать благоприятный инвестиционный климат в крупные инвестпроекты.
Для регионов наступил переломный этап инвестиционного развития. Именно в период кризиса по-настоящему становится ясно, кто на что способен. В ближайшие годы в условиях резкого сокращения инвестиционной активности регионы с благоприятным инвестиционным климатом получают мощное конкурентное преимущество перед своими соседями, менее озабоченными проблемами его создания.
Во-первых, единственный оставшийся на сегодняшний день крупный инвестор — государство будет продолжать вкладывать средства в развитие инфраструктуры и крупных базовых производств. При этом федеральную власть в первую очередь интересуют регионы с мощным инвестиционным потенциалом и высоким качеством управления социально-экономическим развитием.
Во-вторых, частный инвестор будет еще больше дорожить своими деньгами и более тщательно подходить к выбору места инвестирования. Он станет выбирать только хорошо зарекомендовавшие себя регионы с устойчиво благоприятным инвестиционным климатом и прежде всего с надежными правовыми гарантиями инвестиционной деятельности.
Наконец, и те и другие будут внимательно следить за устойчивостью финансовой системы регионов во время кризиса.
Именно поэтому в тринадцатом выпуске рейтинга, совпавшем с экономическим кризисом, наибольшее внимание уделено законодательным, управленческим и финансовым аспектам.
Смена караула
Главная особенность нового рейтинга — долгожданное появление регионов с минимальным инвестиционным риском и нового лидера.
В категорию
«минимального риска» вошли Краснодарский
край, Ростовская и Липецкая области
(см.
график
1 и
таблицу
1).
Лидером, то есть субъектом, имеющим
наименьший риск, впервые стала Липецкая
область, которая из года в год
улучшала свои позиции по социальному,
экономическому, управленческому
и экологическому рискам. Второе место
Краснодарского края также закономерно
и является результатом не только
повышенного внимания федеральной власти
к краю, но и многолетних встречных
усилий руководства региона по созданию
благоприятного инвестиционного климата.
От своего географического соседа
не отстает и Ростовская область,
поднявшаяся в рейтинге с 15−го
на 3−е место.
В десятку лучших по инвестиционному риску вошли также Рязанская, Вологодская области и Чувашская Республика. Причем для Рязанской области и Чувашии это первое попадание в топ-10. Они заняли места Санкт-Петербурга, Москвы, Новгородской и Ярославской областей (см. таблицы 2 и 3). Тем не менее последние остались в числе десяти лучших по среднему уровню интегрального инвестиционного риска за все 13 лет рейтингования. Помимо названной четверки, а также Татарстана и Белгородской области в эту десятку входят Краснодарский край, Калининградская, Нижегородская и Московская области.
История рейтинга регионов показывает, что удержаться в числе лидеров по интегральному риску в течение нескольких лет подряд очень сложно. Рекордсменом пока остается Санкт-Петербург, который занимал лидирующие позиции четыре раза. А вот постоянно входить в топ-10 удавалось лишь Татарстану и Белгородской области, которые вновь подтвердили стабильность и качество своего инвестиционного климата.
Наибольшее снижение ранга риска у Воронежской области связано с заметным уменьшением управленческого и законодательного рисков. Улучшилась социальная атмосфера, заметно снизился криминал. Крупный инвестор наконец-то пошел в регион. С активностью региональной власти связан и долго готовившийся взлет в ранге риска Тульской области (см. таблицу 5). Напротив, наиболее сильно просела по рангу интегрального риска Новгородская область, болезненно переживающая смену руководства.
Москва сохранила лидерство по экономическому и финансовому рискам, отдав первенство по социальному риску Липецкой области. В законодательном риске вперед вышел Санкт-Петербург, серьезно пересматривающий свое инвестиционное законодательство, в криминальном — Ненецкий автономный округ, в управленческом — Ярославская область, которая одна из немногих сформировала полный пакет документов стратегического и среднесрочного планирования, а в экологическом — Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, учитываемый в рейтинге последний раз.
В составе первой десятки регионов по рангу инвестиционного потенциала произошло лишь одно изменение. Пермский край переместился с 8−го на 13−е место, преимущественно за счет снижения его доли в природно-ресурсном и финансовом потенциалах. Вместо него в число крупнейших вошла Нижегородская область за счет усиления институционального, потребительского и туристического потенциалов (см. таблицу 4). Краснодарский край продолжает наращивать потенциал и вышел в новом рейтинге на 5−е место, обойдя Ханты-Мансийский округ. Татарстан поднялся в ранге потенциала с 10−го на 8−е место, а Самарская область, напротив, переместилась с 9−го на 10−е место.
Наиболее заметно в ранге совокупного инвестиционного потенциала поднялась Сахалинская область (на 11 мест за счет роста природно-ресурсного потенциала), Калужская область (на 7 мест за счет роста производственного и финансового потенциала) и Камчатский край (на 7 мест за счет роста природно-ресурсного потенциала). Напротив, ранг Амурской области снизился на 7 мест, а Читинской (без учета объединения с Агинским Бурятским автономным округом) — на 6 мест.