Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
156
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
762.83 Кб
Скачать

Гомосексуализм

Гомосексуалисты всегда были, есть и, видимо, будут независимо от нашего к ним отношения, и не в наших силах их отменить. Но для психологии это – до сих пор загадка, которую мы не можем пока объяснить. Гомосексуализм (однополая любовь) присутствовал еще в древних культурах, греческой и римской, хотя сам введен в научный оборот лишь в 1869 году венгерским врачом К. М. Бенкертом.

Гомосексуализм (у обоих полов – инверсия; у мужчин – уранизм, у женщин – лесбиянство, лесбийская любовь, сафизм, точнее сапфизм, трибадия) – половое влечение к лицам своего пола. При транссексуализме гемосексуальным считается влечение к лицам с тождественным половым самосознанием, т. е. осознающим себя в том же поле, который присущ и транссексуалу. Распространенность гомосексуализма, по данным разных авторов, варьирует среди мужчин от 1 до 4 %, у женщин – от 1 до 3 %. До последнего времени считалось, что это следствие психологической травмы мужчины, его страха перед женщиной вообще и неправильного отношения к нему матери. Немецкий ученый J. Oогnег и соавт. (1972) доказал, что гомосексуализм – внутриутробного нарушения плода, появляющееся между 3-м и 4-м месяцами беременности. Если мать перенесла какое-то заболевание, чаще всего краснуху, то в результате появляется ребенок, у которого не сформирован центр влечения к противоположному полу. Эта гипотеза подтверждена на лабораторных животных. Можно сказать, что в 90 % случаев гомосексуализм врожденный, а в 10 % – приобретенный.

Этиология и патогенез. Этиологические факторы и патогенетические механизмы гомосексуализма полностью неизвестны. Согласно нейроэндокринной теории гомосексуализм предопределяется нарушениями процесса половой дифференциации мозга в пренатальном периоде. J. Oогпег и соавт. (1972) у феминизированных мужчин-гомосексуалов выявили реакции женского типа на введение эстрогенного препарата, а у некоторых женщин-гомосексуалок – мужского типа. Подобные явления не наблюдались в контрольной группе. Это указывает на неполноценную маскулинизацию мозга у гомосексуальных мужчин и его частичную маскулинизацию у гомосексуальных женщин. Нарушения половой дифференциации мозга обусловливают искажение чувствительности гипоталамуса к гормональным воздействиям. Их выраженность различна и объясняет полиморфизм последующих клинических проявлений. В то же время патология пренатального периода влечет за собой и нарушения эндокринного обеспечения сексуальных функций. Исследования позволили выявить у лиц с гомосексуальным влечением повышение уровня эстрадиола и связывающих тестостерон глобулинов, а также снижение концентрации свободного тестостерона в крови по сравнению с контрольной группой, при этом отмечаются в основном изменение баланса между тестостероном и эстрогенами и в меньшей степени изменение концентрации гормонов. Таким образом, нейроэндокринная и эндокринная теории взаимно дополняют друг друга. Неразрывно связана с ними и генетическая теория гомосексуализма. Высокая конкордантность по гомосексуализму близнецов может быть обусловлена как общим для них экзогенным фактором в критическом пренатальном периоде, так и генетически фиксированной предрасположенностью к нарушению дифференциации мозга.

Однако нарушения дифференциации мозга и гормональные сдвиги не предопределяют формирования гомосексуального влечения, а становятся почвой для искажений полового самосознания и полоролевого поведения, которые повышают риск возникновения гомосексуализма. Нейроэндокринное обеспечение является лишь энергетическим компонентом либидо. Становлению гомосексуализма способствуют также этиологические факторы и патогенетические механизмы, свойственные перверсиям в целом.

Клиническая картина. Гомосексуальные игры нередко встречаются у детей, хотя обычно они еще не имеют сексуальной окраски. Так, среди мальчиков 5 лет они наблюдаются у 7 %, 10 лет – у 30,5 %, но максимальный подъем приходится на возраст 15 лет – 53,1 %. По данным А. Кинзи, препубертатные гомосексуальные игры были отмечены у 52 % юношей и 35 % девушек. Хотя бы один контакт в течение жизни с лицом одноименного пола имели 48 % мужчин (в 37 % случаев завершился оргазмом) и 28 % женщин (13 % из них испытали при этом оргазм). Максимальная гомосексуальная активность приходится на этап формирования психосексуальных ориентаций, когда еще выражено разделение коллективов на однополые группы.

У мужчин и женщин с гомосексуальным влечением в 5 % случаев патологическое влечение направлено на детей (педофилия), в 45 % – на подростков (эфебофилия), в 45 % – на взрослых (андрофилия) и в 5 % – на пожилых лиц (геронтофилия). Обращает на себя внимание преобладание в контактах гомосексуалов (независимо от их пола) эротических форм половой активности: взаимная мастурбация – 40 %; орально-генитальные контакты (у обоих полов взаимные – у мужчин иррумацин, минет, пенилинкция, феллация; у женщин нуннилингус, ламбитус) – 40 %; интрафеморальный коитус – 12 %; мужеложество (coitus per апит; то же с мальчиками – педерастия) у мужчин и имитация коитуса с помощью рук, различных приспособлений или с попыткой введения клитора во влагалище (tribadia interna) у женщин – суммарно 8 %. Кроме того, встречаются и другие варианты: анилингус (анилинкция) – раздражение языком области заднего прохода, петтинг и одна из его разновидностей – фроттаж (у обоих полов фроттеризм, у женщин tribadia externa) – трение половыми органами о разные части тела, в том числе о половые органы.

Гомосексуализм, сформированный на фоне трансформации половой роли в сочетании с преждевременным психосексуальным развитием, затрагивает ядро личности, рано обращает на себя внимание нарушениями полоролевого поведения, сохраняется в течение всей жизни и не поддается терапевтической коррекции. Подобные пациенты обычно к сексопатологам не обращаются. Они в основном социально адаптированы, не пытаются бороться с перверсией. При сочетании гомосексуального влечения и трансформации половой роли чаще встречаются гомосексуальные половые акты. В отношении своего партнера такие гомосексуалы играют роль представителей противоположного пола. Мужчины охотно берут на себя все заботы о доме, с удовольствием занимаются приготовлением пищи и другими чисто «женскими» обязанностями, т. е. играют роль жены в гомосексуальной паре. Подчас их поведение становится утрированным, гиперфемининным, они применяют косметику и переодеваются в одежду другого пола (гомосексуальный трансвестизм), что отражает трансформацию половой роли. В партнеры они выбирают лиц с выраженным маскулинным или даже гипермаскулинным поведением. Отношения неотличимы от истинной любви со всеми ее атрибутами (самоотдача, ревность и т. д.). В случаях трансформации половой роли у женщин в их гомосексуальном поведении проявляются маскулинные черты.

Случаи формирования гомосексуализма на фоне преждевременного психосексуального развития без трансформации половой роли менее заметны, так как полоролевое поведение таких лиц соответствует общепринятым нормам микросоциальной среды, а искажения полового влечения обычно тщательно скрываются ими. В этих случаях нередко встречается гиперролевое поведение.

По-иному формируются варианты гомосексуализма на фоне задержки психосексуального развития. Среди них также встречается трансформация половой роли, хотя она значительно мягче и менее выражена. Появившееся гомосексуальное половое влечение в результате постоянной и трудной борьбы долго не реализуется. Компенсацией служат работа, спорт и различные увлечения. Иногда как частичное разрешение конфликта между половым влечением и негативным отношением к нему практикуются заместительные формы сексуальной активности. Мужчины-гомосексуалы часто посещают общественные бани, где они могут найти объект, как для истинных сексуальных контактов, так и для суррогатных форм половых отношений (скопофилия, взаимный массаж и т. д.). Поверхностный петтинг также относится к заместительным формам гомосексуальной активности.

При гомосексуализме, сформированном на фоне ретардации психосексуального развития в сочетании с трансформацией половой роли, клиническая картина менее контрастна, чем при преждевременном становлении сексуальности. Нередко наблюдаются случаи гомосексуальных контактов наряду с гетеросексуальной половой жизнью. С течением времени одно из влечений начинает преобладать, а другое сходит на нет.

При психопатологической отягощенности трансформация поло- ролевого поведения нередко обусловлена неправильным воспитанием пола ребенка. Гомосексуализм, формирующийся на фоне задержки становления сексуальности, поверхностный, не затрагивает ядра личности, поддается терапевтической коррекции. Он часто проявляется только перверсными тенденциями, а сексуальная активность ограничивается суррогатными формами.

При формировании гомосексуализма на фоне ретардации психосексуального развития без трансформации половой роли большое значение имеют нарушения коммуникации с лицами противоположного пола, влияния микросоциальной среды, а в некоторых случаях психопатологическая отягощенность.

Возникновению гомосексуальной направленности полового влечения способствуют и неблагоприятные влияния микросоциальной среды. В связи с этим уже отмечалось влияние воспитания в противоположном поле. Однако не менее сильным патогенным фактором, способствующим формированию гомосексуального влечения, может стать внушение родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу. Такое воспитание особенно сказывается на женщинах. Попытки матери предотвратить раннее совращение и убедить дочь в том, что все мужчины подлецы и негодяи, часто формируют негативное отношение к мужчинам, которое может мешать становлению гетеросексуального влечения и общению со сверстниками. В подобных случаях требуется длительная психотерапевтическая работа с пациенткой с постепенным введением в круг ее общения мягких, добрых и ласковых юношей или мужчин и полной изоляцией от женщин. Молодой возраст и легкость достижения оргазма делают возможным переключение полового влечения на гетеросексуальное.

При гомосексуализме, сформированном на фоне ретардации психосексуального развития, пациенты могут вступать в брак, но чаще всего первые же попытки начать гетеросексуальную половую жизнь заканчиваются неудачей. У мужчин отсутствуют или резко ослаблены адекватные эрекции и интронтус обычно невозможен, у женщин не наступает достаточного полового возбуждения и оргазма. Даже при сильном желании наладить семейную жизнь мужчин задолго до первых попыток мучают сомнения в своей полноценности, что нередко становится единственной причиной неудач.

Попытки лечения больных, скрывающих свои гомосексуальные тенденции и другие половые извращения, совершенно безуспешны, так как лечение бывает неадекватным.

Транзиторные заместительные формы гомосексуализма встречаются при невозможности адекватно реализовать гетеросексуальное половое влечение (например, изоляция в однополых коллективах и т. д.) и при явлениях гиперсексуальности в результате патологического расширения диапазона влечения. Обычно они преходящие и при возможности гетеросексуальная половая жизнь возобновляется. Прослеживается формирование гомосексуализма у подростков с умственной недостаточностью при растлевающих и совращающих действиях взрослых. Гомосексуализм, как и другие перверсии, может сочетаться с другими половыми извращениями, что обусловливает полиморфизм клинических проявлений.

Поскольку гомосексуализм вещь непонятная, всё, что касается его, окружено загадками и мифами. Один из них состоит в том, что гомосексуалистов много, якобы 10 % мужчин, а самые ярые утверждают, что все 14 %. Ученые же считают, что настоящих гомосексуалистов от 1 до 1,5 %.

Еще один миф, связанный с гомосексуализмом, – их близость к преступному миру. Это ничем не подтверждается, а вот что среди них много наркоманов – правда. Жизнь гомосексуалистов гораздо сложнее, чем у гетеросексуальных мужчин. Сформировать прочную пару мужчине с мужчиной труднее. В традиционных отношениях женщина может снять психологическое напряжение, она мягче, терпимее. Здесь же много агрессии, драм, которые часто подавляются наркотиками. Гомосексуализм – это влечение, как правило, к очень молодым мужчинам. Гомосексуализм иногда близок к педофилии (влечение к детям). Пожилой любит молодого, например, а у молодых привязанности и чувства меняются, поэтому столько трагедий. Это не только сексуальное влечение, но и эмоциональное.

Отношение общества к гомосексуалистам остается агрессивным. Даже в том, как их называют – «голубые» в случае мужчин и «розовые» В случае женщин – свозит презрительность. Гомосексуалисты встречаются чаще в среде людей, работа которых связана с общением, – журналистов, учителей, артистов. Бывают они и среди рабочих, но те, если узнают – обязательно побьют. Есть места, где к ним относятся терпимее, в Лондоне, например. Туда гомосексуалисты съезжаются со всего мира. Это не значит, что там они – как сыр в масле. Проблем везде много, в том числе при приеме на работу и т. д. Гомосексуалисты не могут иметь детей, а закон запрещает им усыновление. В абсолютном большинстве стран их браки не регистрируются. Они всюду ощущают свою «инакость», хотя вреда, собственно, от них нет. Из всех видов девиантного поведения гомосексуализм наиболее «биологичен». Высказываются сомнения, можно ли вообще его относить к отклонениям. Думаю, мы должны относиться к гомосексуалистам терпимо и сочувственно, понимать, что их жизнь сложнее. Нельзя же обвинять диабетика в том, что он диабетик это связано с его физиологическим состоянием. Кстати, гомосексуализм есть почти у всех приматов, у некоторых даже больше, чем у людей, – до 10 % (гиббоны, шимпанзе, орангутанги). Это некая особенность, устроенная природой, настолько странная и необычная, что мы вряд ли поймем, почему есть 1–2 % мужчин и столько же женщин, которых не интересует противоположный пол. В 1932 году З. Фрейд предложил гомосексуальную направленность полового влечения именовать инверсией. Однако этот термин не получил широкого распространения.

Каковы же причины гомосексуализма? Существуют множество теорий, объясняющих гомосексуализм.

Генетическая теория исходит из генетической обусловленности гомосексуальной направленности. При этом используются результаты наблюдений за однояйцевыми близнецами, эксперименты на рыбах и земноводных и т. п. Однако никаких достоверно установленных хромосомных отклонений у гомосексуалистов не выявлено.

Эндокринная теория основывается на отдельных наблюдениях, свидетельствующих о том, что нарушения функций коры надпочечников могут приводить к гомосексуальным тенденциям. Это относится как к выработке у женщин мужских половых гормонов, так и к повышению содержания эстрадиола у гомосексуалистов-мужчин. Однако никаких репрезентативных данных о гормональных различиях лиц с гомо- И гетеросексуальными влечениями не имеется.

Существует немало концепций, объединенных пониманием гомосексуализма как приобретенного в результате воздействия социально-психологических и социальных факторов: случайные впечатления, соблазны, совращение, лишение доступа к лицам противоположного пола, культурные влияния, материнская гиперопека, страх сексуальной неудачи и т. п. С точки зрения А. М. Свядоща (1988), врожденным является гомосексуализм активный у женщин и пассивный у мужчин, а ситуационным (реактивным) – активный у мужчин и пассивный у женщин.

Исследования зарубежных и отечественных ученых позволяют сделать принципиальной важности вывод о том, что какими бы причинами (как правило, многими) ни детерминировалась сексуальная ориентация, она не является делом свободного выбора и не может быть изменена произвольно (И. С. Кон, 1989), то есть по одному лишь желанию человека. Если такое изменение и возможно, то оно требует интенсивной психотерапии и психокоррекции в сочетании с гормонотерапией при непременном сильном желании самого человека. Но и тогда успех лечения не гарантирован.

Сексуальное поведение и его направленность формируются под воздействием множества биологических, психологических, социальных факторов. Половая принадлежность индивида вовсе не столь очевидна и безусловна, как это представляется обыденному сознанию. Неслучайно различают пол генетический, или хромосомный, гормональный, генитальный, и основанный на нем гражданский (иначе – паспортный, или акушерский), а также «субъективный» пол как половую аутоидентификацию субъекта. Возможны несоответствия между этими полами в силу каких-либо нарушений на какой-то ступени формирования индивида. Наглядной иллюстрацией сложности половой дифференциации служит гермафродитизм – двуполость, врожденная двойственность репродуктивных органов, когда пол индивида нельзя однозначно определить ни как мужской, ни как женский. А в случаях транссексуализма лицо не только ощущает свою принадлежность к противоположному полу, но и упорно стремится к соответствующему изменению, в том числе хирургическим путем. Неосуществление этого желания может привести транссексуала к самоубийству.

Что же касается направленности полового влечения, то она может быть не только гетеросексуальной или гомосексуальной, но и бисексуальной (половое влечение к лицам обоего пола). Очевидно, и гомосексуализм, и бисексуализм нормальны в том смысле, что представляют собой результат некоего разброса, поливариантности сексуального влечения, сформировавшегося в процессе эволюции рода человеческого. Если бы все иные формы, кроме гетеросексуальности, были абсолютно патологичны, они бы давно элиминировались в результате естественного отбора. О нормальности (в этом смысле) гомосексуализма свидетельствует и его относительно постоянная величина в популяциях (Я. И. Гилинский, 1993, 2004).