Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Статья Равочкин, Соколов, Гайдай ЕЮЖ (мед.право)

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
38.98 Кб
Скачать

РАВОЧКИН Никита Николаевич кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин Кемеровского государственного сельскохозяйственного института

СОКОЛОВ Сергей Валентинович представитель педиатрического факультета Кемеровского государственного медицинского университета

Гайдай Александр Валерьевич представитель лечебного факультета Кемеровского государственного медицинского университета

Медицинское право в России: теория и создание единой отрасли

Аннотация. В статье предпринимается попытка анализа создания единой отрасли медицинского права в целях преодоления разрозненных представлений о нем. Обращается внимание на историю и современное понимание права и медицины в их синкретизме.

Ключевые слова: медицинское право, норма права, медицина, здравоохранение, отрасль.

RAVOCHKIN Nikita Nikolaevich Ph.D. in Philosophy, associate professor of law and humanitarian disciplines department of the Kemerovo state agricultural institute

SOKOLOV Sergey Valentinovich сo-worker of pediatric faculty, Kemerovo state medical university

GAYDAY Alexander Valer`evich сo-worker of healing faculty, Kemerovo state medical university

Medical law in Russia: theory and single branch creation

Annotation. The article attempts to analyze the creation of a single branch of medical law in order to overcome disparate ideas about it. Attention is paid to the history and modern understanding of law and medicine in their syncretism.

Key words: medical law, rule of law, medicine, health care, branch.

Содержание понятия «квалифицированная медицинская помощь», как и проблема оказания ее оказания, приобретает наибольшее значение для здравоохранения России в современной действительности. Медицина требует новых стандартов в оценках качества оказания медицинской помощи. Требуемые нововведения и их реализация, вне сомнения, зависят и от правовой системы, тем более, в контексте становления самого медицинского права, относимого различными специалистами не к отдельной отрасли права, но к подотраслям гражданского, административного, а в ряде случаев – административного, трудового и даже уголовного. Конечно, такая «нестройная разнесенность» норм медицинского права требует создания некоторого целостного конструкта, который ждет своего часа и коллег, претендующих на целое научное открытие. В данной работе мы ограничимся теоретическими аспектами оформления медицинского права. Все чаще взаимоотношения, складывающиеся между медицинским работником и пациентом, имеют под собой правовую основу. Такие отношения возникают между медицинским учреждением и пациентом, где предоставляется бесплатная медицинская помощь, и не попадают под нормы гражданских правоотношений1. Корректное применение правовых норм, как и знание законов, являются важной составляющей профессионализма медицинских работников, позволяя им эффективно реализовывать свои права и обязанности, не нарушая свобод пациента2. А взаимоотношения медицинского персонала зависят не только от морально-правовых норм, но и от профессионально слаженной деятельности медицинских работника, поскольку они приурочены не только к пациентам, но и к коллегам3. Генеральной конференцией ЮНЕСКО принята всеобщая декларация о правах человека. В ней указано, что разработки в области науки должны содействовать доступности качественно оказываемой медицинской помощи. Современная наука представляет большое количество теорий генезиса науки. Исходя из современного понимания, вся совокупность научных направлений зарождается из философского миропонимания. Имеющийся спектр целей возможно достигнуть при помощи исследования научных теорий и решения определенных задач. Методология является основой любого научного исследования, следовательно, она должна обращаться к синкретизму «теория – практика»4.

Предположим, что в современном прочтении медицинское право представляет становящийся комплексный институт. Также с позиции диалектики идей необходимо учитывать, каждый структурный элемент социальной системы не может быть полностью завершен5. Создаются и изменяются принципы правовой и этической безопасности оказания медицинской помощи. Создание различных рекомендаций выделяет еще одну значимую проблему для здравоохранения – доступность медицинской помощи. Современный научно-методологический плюрализм на гранях медицины и права основывается, прежде всего, на принципах биомедицинской этики. Например, актуализируются требования в области регулирования биомедицинских исследований. На протяжении длительного времени эти исследования регламентировались исходя из моральных принципов экспериментаторов. Общеизвестно, что эксперимент объединяет характеристики многочисленных аспектов научной деятельности, это указывает на многообразие сторон его природы6. Общественности необходим был документ, регулировавший все действия клиницистов с нормативно-правовой стороны. На 18й Генеральной ассамблее Всемирной медицинской ассоциации в 1964 г. принята декларация «Рекомендации для врачей по проведению биомедицинских исследований с участием человека в качестве объекта исследования». В 1975 г. произведен первый пересмотр декларации, где изменилось требование о заблаговременном утверждении протокола этическим комитетом для возможности проведения клинических испытаний7. С древних времен врачам известно, что наука о здоровье человека не ограничивается только этими возможностями, но и подразумевали определенные отношения между врачом и пациентом: от заботы о состоянии здоровья и вплоть до этического, законодательного урегулирования врачебной практики8. Нормы права, применяемые в области охраны и здоровья населения, регулируют взаимоотношения, попадающие под различные действия публичных и частных отраслей медицинского права. С каждым годом медицинская деятельность приобретает новые особенности, а феномен охраны здоровья выходит на первый план правового воздействия. Одновременно с этим отсутствует однозначная правовая черта и, напротив, присутствует разнообразие научных сторон в дискуссии поставленной задачи9.

Медицинская деятельность представляет сложную структуру в основе которой лежит сохранение здоровья, предупреждение развития заболеваний, облегчение страданий, спасение жизни человека. Сама многогранность и обширный круг направлений медицинской деятельности нуждается в обобщении и выделения такой науки как медицинское право. Определенный круг понятий включает и правовое регулирование, которое является в свою очередь предметом медицинской деятельности. Рост объема оказываемых медицинских услуг за последние годы является следствием развития частных субъектов медицинской деятельности. В связи с этим формируется единая система правового регулирования, что и определяет урегулирование правоотношений граждан при оказании медицинских услуг. Отсюда следует, что регламентированная медицинская деятельность обозначается в виде императивных методик регулирования. Отношения регулируются и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Закон характеризует особенность определенных видов медицинских услуг10. Многие мнения в концепции медицины и здравоохранения требуют уточнения правового регулирования. Оказание медицинской помощи в стационаре или в поликлинике требуют своего определенного правового регулирования, что должно соответствовать высокой гуманности в структуре повышения качества жизни и здоровья населения. Проблема заключается в том, что многие исследователи дают множественные интерпретации определяющих понятий: «здравоохранение», «медицинская деятельность», «медицинская помощь».

Регулирование прав граждан в сфере здравоохранения представлены широким понятием, что включает в себя общность государственной обязанности и прав гражданина. В советское время урегулирование медицинской деятельности со стороны правовых структур реализовывалось непосредственно административно-правовыми нормами. Фактически, административное право имело решающее значение для решения правовых вопросов в области здравоохранения. Следует отметить, что законодательство здравоохранения представляет структурный комплекс, затрагивающий обширный круг взаимоотношений в основу которого входит социальная принадлежность к конкретной правовой отрасли11. Поэтому особую значимость приобретают нормы представленные во введении работы отраслей права. Медицинское право изолировано определенной сферой деятельности, и, в отличие от представленных отраслей права, характеризует прикладную отрасль. Медицинское право соединяет законодательный ряд регулирования отношений фундаментальных отраслей и является «специализированным законодательством»12. Исходя из сущности медицинского права, сторона правового социального обеспечения не совпадает с формированием стойкой правовой природы медицинской деятельности. Медицинское право расценивается неопределенно и предполагается его систематическая оценка при необходимости. С другой стороны медицинское право представляет единую взаимосвязь множества частей и обоснованно претендует на самостоятельное существование. Охрана здоровья сливается в единую структуру общественного и социального общества как комплексная структура медицинского права. По многочисленным мнениям юристов нельзя принимать во внимание медицинское право как комплексную структуру права. Так как в современном научном сообществе имеются разногласия о наличии комплексных отраслей. Тем не менее, отсутствие комплексных отраслей указывает лишь о малоразвитости социальных и общественных сфер.

Конституция РФ предполагает оказание медицинской помощи и охрану здоровья населения за средства бюджета, как и другие НПА, устанавливает ответственность за сокрытие фактов, представляющих угрозу для здоровья и жизни населения, нацелена на организацию и проведение мероприятий по поводу укрепления и профилактики здоровья. Право на медицинскую помощь и охрану здоровья населения имеет глубокие исторические корни. При изучении нормативно правовых актов в днепропетровской Руси то во многих из них отражены положения, которые в современном обществе допустимо рассматривать как «защита прав пациентов». Важно заметить и тот факт международного права охраны здоровья населения государственная власть вправе производить политику по укреплению и сохранению здоровья населения, а люди вынуждены проявлять ответственность за свое здоровье. Следовательно, здоровье человека обобщает множество положений, которые зарождаются в разных странах мира с конституционным правовым порядком. Государственной Думой РФ сегодня принимаются новые законы, которые захватывают разработку Медицинского кодекса РФ, что будет входить в законодательную базу России об охране здоровья и оказании медицинской помощи населению13. Вполне вероятно, что неотъемлемые части медицинского права со всей сложностью взаимоотношений, все еще находится на этапе разработки для последующего применения определенных программные модели, направленных на профилактику различных заболеваний, повышения уровня жизни, повышения рождаемости и предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи14. Итак, в России медицинское право формирует определенную науку с целью формирования законодательной базы о здравоохранении с перипетиями оказания качественных услуг. В качестве «обобщенного предмета» правового регулирования в медицинском праве отображено осуществление медицинской деятельности в совокупности с общественными отношениями. Действительно, медицинское право даже выходит в фазу своего «просвещения» через преподавание в ряде вузов с целью подготовки профессионалов в сфере здравоохранения. Уже очевидно, что медицинское право охватывает большой круг комплексного правового регулирования при помощи разнообразных структур и реализовывает социальное и политическое значение отношений общества в области охраны здоровья населения15. Медицинская деятельность подразумевает охрану здоровья и жизни населения. Здоровье и жизнь занимает самую верхнюю ступень в системе ценностей среди красоты, гармонии, идеала, смысла, нравственности, счастья16. Правоотношения по своей природной характеристике представляют сложную структурированную модель в сфере медицинской деятельности, не выходящие за пределы правового регулирования, но предопределяют неоднородность и в своей мере определенную комплексность. Возможно, что для возникновения определенных отношений в сфере медицинской деятельности необходим характерный императивный метод регулирования. Мы считаем, что в скором времени медицинское право со всеми своими сложностями и непониманием приобретет характерное направление единой и мощной структурированной отрасли, а НПА перестанут трактоваться с позиций гражданского общества. Конечно, имеются определенные пробелы и противоречия, регламентирующие правовое регулирование обязательного медицинского страхования при участии коммерческих страховщиков, оказание платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования. Именно поэтому необходимо создание четкой теории и пересмотр медицинского законодательства для систематизации и структуризации медицинского права, воспитании здорового правосознания как самих граждан, так и медицинских работников, но и неоднозначности не только при его восприятии, но и для нивелирования возможных вопросов и убеждений о его не-существовании в нашем государстве.

Библиографический список

1. Ткаченко П.В., Липатов В.А., Привалова И.Л., Северинов Д.А., Хмаро Н.И. Этико-правовые аспекты экспериментальной практики // Innova. 2016. – № 1 (2). – С. 29-35.

2. Денисова С.Д., Яскевич Я.С. Биомедицинская этика: Практикум. — Минск: БГМУ, 2011. — 255 с.

3. Глущенко А.Н. К вопросу об административно-правовом регулировании здравоохранения в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2012. – № 29 (288). – С. 93-97.

4. Козодаева О.Н. Медицинское право: особенности правового регулирования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 6 (98). – С. 247-251.

5. Банникова И.Г. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: содержание и историческая ретроспектива // Вестник Пензенского государственного университета. – 2014. – № 2 (6). – С. 51-55.

6.Рабец А.М. К вопросу о формировании и дальнейшем развитии понятия медицинского права в Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2013. – № 1 (2). – С. 16-21.

7.Сергеев Ю.Д., Павлова Ю.В., Поспелова С.И., Каменская Н.А. Медицинское право в России: этапы становления и перспективы развития // Медицинское право: теория и практика. – 2016. – Т. 2. – № 1 (3). – С. 13-21.

8. Вильгоненко И.М., Слепенюк Ю.Н. Правовое регулирование обязательств по оказанию медицинских услуг в системе гражданско-правовых отношений // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018. – № 4 (57). – С. 101-104.

9. Радченко М.В. Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2011. – № 6 (223). – С. 81-83.

10. Елина Н.К. К вопросу о месте медицинского права в системе Российского права // Юридический аналитический журнал. – 2006. – № 1. – С. 102-107.

Равочкин Никита Николаевич – к.ф.н., доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин Кемеровского ГСХИ, г. Кемерово, ул. Марковцева 5.

ideologie@mai.ru

Ravochkin Nikita Nikolaevich is Cand. Philos. Sci., associate professor of law and humanitarian disciplines department of the Kemerovo State Agricultural Institute, Kemerovo, Markovtseva St. 5.

Соколов Сергей Валентинович – представитель педиатрического факультета Кемеровского государственного медицинского университета, г. Кемерово, ул. Ворошилова 22а.

Sokolov Sergey Valentinovich is сo-worker of pediatric faculty, Kemerovo state medical university, Kemerovo, Voroshilova St. 22a.

Гайдай Александр Валерьевич – представитель лечебного факультета Кемеровского государственного медицинского университета, г. Кемерово, ул. Ворошилова 22а.

Gayday Alexander Valer`evich i is сo-worker of healing faculty, Kemerovo state medical university, Kemerovo, Voroshilova St. 22a.

1 Вильгоненко И.М., Слепенюк Ю.Н. Правовое регулирование обязательств по оказанию медицинских услуг в системе гражданско-правовых отношений // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018.

2 Сергеев Ю.Д., Павлова Ю.В., Поспелова С.И., Каменская Н.А. Медицинское право в России: этапы становления и перспективы развития // Медицинское право: теория и практика. – 2016.

3 Денисова С.Д., Яскевич Я.С. Биомедицинская этика: Практикум. — Минск: БГМУ, 2011.

4 Ткаченко П.В., Липатов В.А., Привалова И.Л., Северинов Д.А., Хмаро Н.И. Этико-правовые аспекты экспериментальной практики // Innova. 2016.

5 Радченко М.В. Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2011.

6 Ткаченко П.В., Липатов В.А., Привалова И.Л., Северинов Д.А., Хмаро Н.И. Этико-правовые аспекты экспериментальной практики // Innova. 2016.

7 Там же

8 Денисова С.Д., Яскевич Я.С. Биомедицинская этика: Практикум. — Минск: БГМУ, 2011.

9 Козодаева О.Н. Медицинское право: особенности правового регулирования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011.

10 Вильгоненко И.М., Слепенюк Ю.Н. Правовое регулирование обязательств по оказанию медицинских услуг в системе гражданско-правовых отношений // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018.

11 Глущенко А.Н. К вопросу об административно-правовом регулировании здравоохранения в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2012.

12 Рабец А.М. К вопросу о формировании и дальнейшем развитии понятия медицинского права в Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2013.

13 Радченко М.В. Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2011.

14 Банникова И.Г. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: содержание и историческая ретроспектива // Вестник Пензенского государственного университета. – 2014.

15 Козодаева О.Н. Медицинское право: особенности правового регулирования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011.

16 Елина Н.К. К вопросу о месте медицинского права в системе Российского права // Юридический аналитический журнал. – 2006.