Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Взаимоотношения государства и церкви по Григори...docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
118.18 Кб
Скачать

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Исторический факультет

Взаимоотношения государства и церкви

по Григорию Турскому

Выполнил студент

II курса, группы 2053,

Дневного отделения,

Исторического факультета

Родин Д.В.

Руководитель семинара:

КИН Володарский В.М.

Москва, 2012

Введение.

28 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий в Фессалониках издал основополагающий эдикт de fide catholica («о католической вере»), в котором христианская вера была объявлена единственно допустимой для подданных империи, причём исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе. Христианство окончательно оформилось как государственная религия Римской империи. Государство (ещё со времён Константина Великого) взяло на себя обязанность всячески поддерживать христианскую церковь, способствовать укреплению католической веры и её распространению. Церковь же находилась в подчинённом положении у государства римлян и должна была в свою очередь поддерживать императоров в их начинаниях (если они не шли вразрез с христианским учением). Подобное положение сохранялось в Западной Римской империи вплоть до её падения в 476 г. (в Восточной Римской империи, Византии, данная схема взаимоотношений светской власти и церкви действовала вплоть до 1453 г.).

Спустя более чем три века, в 800 году, папа римский Лев III короновал франкского короля Карла Великого как императора восстановленной Римской империи. И это был не только акт реставрации института императорской власти в Западной Европе, который должен был способствовать сближению Карла и Рима, - тем самым Лев «позаботился ещё и о папском престоле, наделив его весьма существенной привилегией – правом официально возводить на трон императора всех римлян»1. Это делало фигуру папы даже более значимой, чем сам император, фактически папа римский заявлял о главенстве церкви над государством, о первенстве власти церковной по отношению к власти светской.

Таким образом, перед нами начальная и конечная точки одного процесса, имевшего место в Западной Европе с 476 по 800 гг.: за три с четвертью века церковь прошла путь от «слуги империи», не более чем идеологической опоры Римского государства до мощной организации, способной претендовать на главенство в Европе и устанавливать свои правила для светских правителей, которые были обязаны прислушиваться к «гласу Божьему» (достаточно вспомнить Генриха IV, пошедшего на конфликт с римским престолом и едва не потерявшего из-за этого свой трон). Однако зададимся вопросом: что представляли собой взаимоотношения государства и церкви в эти самые три с четвертью века? Несомненно, мы должны увидеть здесь генезис, трансформацию положения церкви и государства по отношению друг к другу, а именно постепенное увеличение роли церкви и попытки сначала утвердить свою независимость от светской власти, а позже и поставить себя выше власти варварских королей. Разумеется, проследить весь генезис в рамках одной небольшой работы не представляется возможным, следовательно, мы должны ограничиться каким-то одним периодом. Выбор здесь следует делать исходя из ответа на следующий вопрос: а имеются ли источники, которые раскрывали бы нам отношения церкви и государства в тот или иной период с 476 по 800 гг.?

Такой источник есть: это «История франков» Григория Турского. Хроника турского епископа охватывает время от сотворения мира вплоть до 591 г. и, что является для нас наиболее важным, освещает для нас политические события и социальные явления конца V – VI вв. н.э., т.е. времени, следующего непосредственно за падением Рима под натиском варварских племён. Но эти события и явления проистекают преимущественно из одного региона, того, где родился, вырос и провёл жизнь Григорий, а именно из Галлии, где в конце V в. утвердилась франкская династия Меровингов. Следовательно, наша работа будет построена именно на анализе взаимоотношений франкских королей из династии Меровингов и церковной организации в различных её проявлениях. Надо сказать, что данный пример является весьма удачным, т.к., во-первых, франки со времён Хлодвига исповедовали христианство, причём именно католического толка (Хлодвиг принял крещение в 498 г.), в то время как соседние народы (вестготы, остготы и другие) были арианами, а значит, не могут являться предметом анализа взаимоотношений официальной церковной организации и государственной власти. Во-вторых, Меровингское королевство было на то время одним из сильнейших в Западной Европе, и франкские короли постоянно претендовали на главенствующую роль в делах церкви (о чём мы можем судить из представленного источника). Тем самым мы имеем возможность проанализировать различные аспекты конфликта светской и церковной власти в VI в., при первых Меровингах (несомненно, данный процесс продолжался и дальше, в VII-VIII вв., однако для изучения этого временного промежутка нам придётся искать иные источники).

Итак, проблематика данной работы будет строиться вокруг вопроса о взаимоотношениях государства и церкви при первых Меровингах, правивших в VI в. Мы постараемся изучить три аспекта данной проблемы: взаимоотношения франкских королей и епископата Галлии (и вообще рассмотрим положение епископства во франкской Галлии), роль церковных соборов в жизни Франкского государства и взаимоотношения франкских королей и римского престола. Все эти вопросы будут изучены через призму «Истории франков» Григория Турского, фактически единственного источника по истории франков в конце V – VI вв. н.э.