- •B.C. Мерлин – творец учения об интегральной индивидуальности
- •© 2008 Г. В.В. Белоус*, и.В. Боязитова**
- •Вклад в.С. Мерлина в разработку проблем психологии темперамента
- •В.С. Мерлин – создатель учения об интегральной индивидуальности
- •Значение теории систем в интеграции научного исследования в.С. Мерлина
- •Список литературы
- •V.S. Merlin – the creator of integral individuality doctrine
- •1 Sc.D. (psychology), professor, head of general psychology chair, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk
- •2 Sc.D. (psychology), professor, dean of psychological department, the same place
Вклад в.С. Мерлина в разработку проблем психологии темперамента
Важной особенностью творческого пути B.C. Мерлина является разработка многих вопросов психологической науки, позволившая существенно обогатить современное человекознание. Прежде всего, необходимо отметить его достижения в области познания проблем психологии индивидуальности. Решения, предложенные Мерлиным и его ближайшими учениками, открыли возможность для развития традиционного учения о типах темперамента и одновременно послужили источником для постановки новых оригинальных проблем исследования.
Для того чтобы объективно раскрыть и по достоинству оценить значение научного наследия B.C. Мерлина, кратко рассмотрим историю становления собственно психологического учения о типах темперамента.
История учения о типах темперамента, исследованию которого посвящены лучшие годы в творческой биографии ученого, уходит корнями в глубокую древность. Именно там, в недрах естественных наук о человеке, с позиции редукционизма "снизу", зародилось научное представление о темпераменте человека, не утратившее своей актуальности и в наши дни. В период господства редукционизма "снизу" все внимание исследователей было сосредоточено на поиске природных оснований темперамента, в качестве которых признавались биохимические свойства организма (Гиппократ), затем – морфологические (Кречмер, Шелдон) и, наконец, в XX в. – нервно-физиологические детерминанты синтетической деятельности мозга (Павлов). До всесоюзного совещания 1962 г. сущность темперамента объяснялась, а точнее говоря, описывалась законами той науки, к которой он сводился и из которой одновременно выводился. Значение этого этапа в познании типов темперамента можно понять лишь в историческом аспекте. Этап редукционизма "снизу" заложил тот фундамент, на котором строятся современные типологии темперамента (B.C. Мерлин, В.М. Русалов, Я. Стреляу, Г. Айзенк и др.), а шире – современные научные представления о целостной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, B.C. Мерлин, Б.А. Никитюк, СЛ. Рубинштейн, В.М. Русалов и др.). Помимо редукционизма "снизу" темперамент человека испытал на себе не меньшее влияние редукционизма "сверху". Он в корне изменил причинно-следственный подход к темпераменту и из класса следствия перевел его в класс причин. С темпераментом начали отождествлять верхние этажи социальной атрибутики индивидуальности – личностные свойства и образования межчеловеческих взаимоотношений. Так как темперамент человека в значительной степени наследственен (по данным Г. Айзенка, роль наследственности составляет 85%), биологические факторы играют важную роль в генезисе отношений личности, различных типов взаимоотношений людей и жизни общества в целом. Редукционизм "сверху" утверждал жесткую, однозначную и линейную зависимость вышестоящего от нижележащего. Трудно и даже невозможно перечислить всех исследователей, которые представляли в нерасчлененном виде такие понятия, как темперамент и личность (личность сводилась к генотипу), темперамент и социальные роли (с харизматической точки зрения лидером или ведомым рождаются) и т.д. При таком подходе к пониманию высших уровней интегральной индивидуальности они теряли специфичность функционирования и превращались в придаток генетических наук о человеке.
Следовательно, ни редукционизм "снизу", ни редукционизм "сверху" не в состоянии дать подлинно научное понимание специфики темперамента как психологической категории. Редукционизм в любых вариантах лишь подготавливает почву для более глубокого проникновения в суть изучаемого явления.
Преодоление ограниченности различных видов редукционизма в трактовке основ темперамента протекало в двух направлениях: в обособлении переменных темперамента от окружающих его "снизу" и "сверху" других частей целого и в установлении между разнородными характеристиками индивидуальности отношений взаимосвязи и взаимовлияния. С этой целью широко использовался корреляционный аппарат, благодаря которому был сделан первый шаг к объяснению причин синтезирования свойств индивидуальности. Примером может служить обнаруженная Шелдоном корреляция типов темперамента и типов телосложения людей. С этого момента корреляция, а затем факторный, дискриминантный, таксономический и другие средства математического анализа прочно вошли в арсенал формализованного познания темперамента. В учение о типах темперамента, находившееся на протяжении многих столетий под мощным влиянием редукционизма, интенсивно стал проникать интегратизм, тесно связанный с возможностями математической формализации.
Творческий вклад B.C. Мерлина и созданной им научной школы состоит в том, что впервые гиппократовский "красис" ("надлежащее соотношение частей"), обозначающий суть темперамента, получил объективное обоснование при помощи математической модели инварианта. Так, в 1967 г. один из авторов этих строк, будучи аспирантом B.C. Мерлина, по предложению профессора кафедры математического анализа Пермского пединститута И.Д. Пехлецкого, применил общесистемный принцип функционального инварианта к характеристике структуры и типов темперамента [7]. При таком подходе к пониманию типа темперамента были выделены реальные психологические типы, наполненные не только линейными, но и нелинейными связями свойств, а также выявлены их психологические детерминанты. Было установлено, в частности, что свойства в типе связаны друг с другом по принципу содействия, или синергии. Именно "сотрудничество" множества свойств темперамента обеспечивает группе людей, обобщенных данным типом, возможность успешного приспособления к определенному кругу профессий и, следовательно, гармонизации индивидуальности.
Другое достижение, следующее из принципа функционального инварианта, базируется на постановке и решении новой проблемы надтиповой структуры темперамента, отражающей общебиологическую особенность людей. Психологическим эквивалентом надтиповых инвариантов темперамента выступают компенсаторные взаимоотношения между свойствами темперамента. Было показано, что свойства темперамента, образующие надтиповой нелинейный инвариант, обладают различной приспособительной значимостью. Под приспособительной значимостью понималась различная степень влияния одних и тех же параметров свойств темперамента на эффективность приспособительной деятельности. Это уже далеко не количественная оценка приспособительной роли свойств темперамента. Наконец, под руководством B.C. Мерлина была предпринята попытка с интегративных позиций решить проблему взаимоотношения различных иерархических уровней темперамента. В построенной модели каждый уровень отличался как типом математических зависимостей, так и приспособительной функцией. Такие понятия, как иерархичность, нелинейность, компенсация и синергия, динамичность и инвариантность, обнаруженные при исследовании структуры темперамента, позволили рассматривать ее как большую самоорганизующуюся и саморегулируемую систему.
Темперамент человека был охарактеризован через совокупность симптомокомплексов и функциональных инвариантов, которым соответствуют определенные психологические закономерности. Так как функциональный инвариант является неотъемлемой характеристикой любой самоорганизующейся и самоуправляемой системы и входит в аппарат общенаучных понятий, собственно психологическое учение о темпераменте человека позволило осуществить выход за пределы психологии и интеграцию в систему "всеобщей взаимосвязи явлений материального мира". Можно с уверенностью сказать, что вывод темперамента на широкую научную "орбиту" послужил прологом к созданию B.C. Мерлиным теории интегральной индивидуальности, которая стала венцом творческой деятельности ученого.
