Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
А.Ляхович Поздний Рахманинов dis.doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
4.01 Mб
Скачать

3.1. Поздний период художественного творчества как духовный феномен. Психологические и эстетические особенности

«Поздний период» – не только хронологическая характеристика, но и качественная: это словосочетание характеризует этап обобщения и подведения итогов творческого пути художника – его «последнее слово», суммарный творческий эпилог, после которого ничего не может быть сказано.

Поздний период тесно связан с духовными особенностями «второй половины жизни», с психическим складом человека, не столько осваивающего и созидающего, сколько суммирующего освоенное и созданное. Поэтому по самой своей природе поздний период творчества имеет черты, стабильные во всех примерах.

В аспекте художественной деятельности поздний период характеризуется накоплением и совершенствованием мастерства: художник, вошедший в поздний период творчества, знает и умеет то, чего не знал и не умел ранее. Поэтому поздний период характеризуется стремлением к высшей мере совершенства, «отделки», эстетизации. Опыт, накопленный на протяжении творческого пути, определяет высокую степень владения и управления материалом в поздний период: характеристики становятся максимально лаконичными, поскольку художник приобретает умение воплощать многое в малом. Исчезает протяженность, намерение «высказаться до конца», исчезают дополняющие и комментирующие характеристики: пόзднее высказывание сжимается во времени (длительность) и в пространстве (фактура), часто представляя собой смысловой «кристалл». Языковые характеристики позднего периода представляют собой максимально информативные формулы, сочетающие обобщенность с образной конкретикой. В этом отношении характерны такие примеры позднего творчества, как Сорок первая симфония Моцарта, «Большая фуга» ор. 133 Бетховена, Четвертая симфония Брамса, «Тапиола» Сибелиуса, Симфонические танцы Рахманинова, Седьмая симфония Прокофьева, Пятая симфония Лятошинского, Requiem Canticles Стравинского, Альтовая соната Шостаковича и другие.

В образном плане для позднего периода типично преобладание интеллектуального над эмоциональным, конструктивного над спонтанным, обобщенного над непосредственным. Этап осмысления, которым характеризуется поздний период, определяет роль философского начала в позднем творчестве. Поздняя концепция всегда предстает моделью личной философии, личного осмысления роли «Я» в мире; то, что сказано в первой главе об особенностях поздних циклов Рахманинова, в некоторой мере актуально и по отношению к поздней концепции «вообще»: развернутая поздняя концепция неизбежно насыщается метамузыкальным смыслом – философским осмыслением личного опыта.

В языковом и стилевом планах поздний период отличается двумя амбивалентными тенденциями: с одной стороны, поздний этап консервативен по своей природе – в прямом, вне-оценочном значении «консервирования» (сохранения) языковых и стилевых особенностей, с которыми художник идентифицирует свое «Я» и его место в мире (культуре). С другой стороны, именно поздний период творчества художника бывает точкой отсчета новых тенденций в искусстве, развитых и утвержденных младшими его современниками. Так, Сороковая симфония Моцарта обозначила появление нового жанрового типа – лирической симфонии, – впоследствии развитого романтиками; поздние сонаты Бетховена (№№ 28-32) обозначили начало романтической тенденции к размытию сонатно-симфонической структуры; поздние фортепианные пьесы Листа («Женевские колокола» и другие) обозначили определяющую роль тембра и звукокрасочности, характерную впоследствии для импрессионизма; поздние оперы Римского-Корсакова, в частности «Золотой петушок», обозначили характерные тенденции европейского модернизма – от языка до драматургии; поздние циклы Рахманинова предвосхитили особенности постмодернистского отношения к времени, стилю и языку, etc. Сосуществование этих двух тенденций, имеющее в каждом случае индивидуальный баланс, тождественно диалектической фазе синтеза противоречий, рождающего следующий виток традиции.

В психологическом плане поздний период неотделим от особенностей данного этапа человеческой жизни. Поздний период, за редкими исключениями, совпадает с этапом старости. Т. Адорно в кратком эссе «Поздний стиль Бетховена» наметил «теорию художественной старости», явление которой полагает в «диссоциации формы», подвергающейся распаду под влиянием «прикосновения смерти» подобно распаду гармоничных форм тела [1, с. 209]. Эта теория – интерпретация приоритета философского начала в позднем творчестве с характерным для него игнорированием-преодолением критерия динамичности; под «формой» Т. Адорно понимает прежде всего динамическую, симфонически-поступательную форму, которую целесообразно признать все же явлением, альтернативным в многообразии проявлений категории формы. Симфонически-поступательная форма – эстетический эквивалент молодости и зрелости – воплощает в музыке, по Адорно, «идею своего динамизма. Без этой идеи творчество — только процесс, но процесс не развития, а взаимного возгорания крайностей, которые уже не привести к безопасному равновесию и не удержать спонтанно возникающей гармонией. Крайности следует понимать в самом точном, техническом смысле: одноголосие, унисон, завиток-формула как знак — и полифония, вздымающаяся над ними без всякого опосредствования» [1, с. 210].

Таким образом, Адорно отметил основные черты позднего этапа творчества – приоритет структурной изощренности, философический тонус – и их связь с состоянием духа, отмеченного «прикосновением смерти», – но отказал им в эстетической самоценности, сравнивая их с «динамизмом» художественной «молодости» в пользу последней, а феномен «художественной старости» определил как «подлинные катастрофы в истории искусства» [1, с. 210]. Ему справедливо возражала М. Юдина, полагая в отмеченных чертах позднего творчества печать не столько разрушения, сколько преобразования и перехода в иную (духовную) сущность [95, с. 118-126].

Все отмеченные свойства позднего периода художественной деятельности актуальны в той или иной мере и в позднем периоде творчества Рахманинова, который охватывает условные возрастные рамки с 45 лет (1918 – дата отъезда Рахманинова из России) до 67 лет (1940 – дата окончания последнего произведения Рахманинова – Симфонических танцев); смерть художника последовала спустя 3 года – в 1943 г. В дальнейшем исследовании будет проведен анализ индивидуальных проявлений этих свойств, а также их эстетических и культурных связей.