Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МКиИ для реферата.doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
3.27 Mб
Скачать

12. Афинский акрополь. 5 в. До н. Э. План

Акрополь, представляющий собой есте­ственную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 километрах от порта Пирея (размеры по горизонтали: около 300 м в длину и 130 м в ширину), издавна (еще во 2 тысячелетии до н. э.) являлся кре­постью жителей этого района.

В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе, служив­шем и общественным центром города, уже находились значительные по архитектуре храмы, однако они не составляли целост­ного ансамбля. Новый комплекс Афинско­го акрополя асимметричен, однако в осно­ве этого лежат единая художественная идея, единый архитектурно-художествен­ный замысел. Отчасти асимметрия под-

сказывалась неправильными очертаниями холма, различной высотой отдельных его частей и наличием на отдельных участках уже ранее построенных храмовых соору­жений. Строители Акрополя сознательно шли на асимметричное решение, исполь­зуя его для создания наиболее гармонич­ного соответствия между отдельными ча­стями ансамбля.

В основе художественного замысла, принятого Фидием и сотрудничавшими с ним архитекторами, лежит принцип гар­монического равновесия отдельных соо­ружений в пределах всего комплекса и последовательного раскрытия художест­венных качеств ансамбля и входящих в него зданий в процессе постепенного обхо­да и обозрения их снаружи и внутри.

Пропилеи (входные ворота), соору­женные с 437 по 432 г. до н. э. архитекто­ром Мнесиклом, являлись фактически общественным зданием. Высота колонн западного шестиколонного дорического портика сооружения — 8,57 м; ионические колонны, расположенные за ними по сто­ронам центрального прохода, несколько выше, их размеры составляют 10,25 м. Помимо западного и примыкающего к не­му восточного портиков, через которые проходили поднимавшиеся на Акрополь, в состав Пропилеи введены боковые, примы­кающие к ним крылья. Левое, северное— пинакотека — служило для собрания про­изведений живописи, а в правом, южном, помещалось хранилище рукописей (биб­лиотека). В целом возникла асимметрич­ная композиция, уравновешиваемая не­большим храмом Нике Аптерос (бескры­лой богини победы Нике), возведенным архитектором Калликратом. Интересно, что ось храма Нике Аптерос расположена не параллельно оси Пропилеи: главный фасад храма несколько развернут в сто­рону подхода к Пропилеям, что сделано в интересах наибольшего раскрытия перед зрителем художественных качеств этого сооружения.

Храм Нике — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени ее расцве­та, построен архитектором Калликратом, одним из двух авторов крупнейшего хра­ма Акрополя — Парфенона, между 449 и 421 гг. до н. э. в ионическом стиле. Храм этот, имеющий форму амфипростиля, представляется изящнейшим творением античного зодчества. Размеры его мини­мальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м, в длину — 4,19 м, высота колонн — 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм вхо­дит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Ак­рополя, в то же время он прекрасно вос­принимается и с противоположной сторо­ны, при спуске с Акрополя, на фоне без­брежных далей, линий гор.

После того как поднимавшиеся на Ак­рополь проходили Пропилеи, перед ними открывалась широкая панорама централь­ной части комплекса. В отдалении, на­право, на самом высоком месте Акрополя, возвышался величественный храм Парфе­нон, посвященный Афине Парфенос (Афине-деве) и игравший ведущую роль во всем ансамбле. Левее, на первом плане, можно было видеть не сохранившуюся до нашего времени гигантскую статую Афи­ны Промахос (Афины-воительницы), со­зданную Фидием. За ней вдали виден был хран небольших размеров — Эрехтейон. Таким образом, первое впечатление, полу­чаемое при входе не Акрополь, строилось на основе смелого, контрастного сопостав­ления горизонтально протяженных и вер­тикально направленных архитектурных и скульптурных памятников, находившихся на различных участках Акрополя.

Наиболее крупное сооружение Акропо­ля— Парфенон воспринималось от Про­пилеи в три четверти — зрители видели не какой-либо один из фасадов, а весь объем сооружения и сразу же получали общее представление о всей его объемной компо­зиции. Прежде чем увидеть главный, во­сточный фасад и войти внутрь здания, зрители должны были обойти храм снару­жи и получить полное представление о его внешнем художественном решении.

Парфенон — октастильный (восьмико­лонный на коротких фасадах) перип-тер, построенный из пентелийского мрамора в период с 447 по 432 г. до н. э. архитекто­рами Иктином и Калликратом (о X17 ко­лонн; размеры по верхней ступени — 09,5 м в длину, 30,0 м в ширину, высота колонн —10,5 м). Внутри храма, помимо пронаоса и опистодома, были целла и осо­бое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорических формах, ощуща­ются черты влияния ионического стиля. В его время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роди появ­ляется тенденция к выработке единого общегреческого (панэллинского) стиля ар­хитектуры.

Сочетание двух стилей — дорического и Конического — проявлялось двояко: или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем изменения про­порций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изя­щества, что было сделано в Парфеноне, где колонны относительно более легкие по своим пропорциям, чем, например, в хра­ме Зевса в Олимпии. Кроме того, во внут­реннем помещении были поставлены четы­ре, вероятно, ионические колонны, не сох- . ранившиеся до нашего времени. Наличие на внешних поверхностях стен, ограничи­вающих целлу, непрерывного (эофорного) фриза с изображением праздника Панафиней (его общая протяженность 160 м, а высота4 1 м) также является признаком ионического ордера. Сочетание двух сти­лей — дорического и ионического — в од­ном и том же сооружении мы видим так­же и в Пропилеях, где в центральном про­ходе находятся шесть ионических колонн. Тончайшая лепка архитектурных дета­лей, необычайно точный их рисунок, прекрасно Найденные общие пропорции, выверенность всех малейших подробно­стей, тесное сочетание архитектурной ос­новы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наибо­лее значительным в художественном от­ношении произведением греческой и миро­вой архитектуры.

Другой храм Афинского акрополя — Эрехтейон, посвященный двум главным божествам города Афин — Афине Полиаде и Посейдону, был построен в период с 421 по 407 г. до н. э. архитекторами Ар­хилохом и Филоклом. Это — несимметрич­ный храм, состоящий не четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков — большого, северного и малого, южного, называемого обычно портиком кариатид. Асимметрия этого со­оружения вызвана сложностью его функ­ционального содержания, необходимостью создать удобные проходы в две основные целлы храма, а также постановкой на сложном по профилю участке с сильным падением уровня почвы. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой ар­хитектуры, о котором говорилось выше,— принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение. После того как вошедший по­бывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в север­ный портик Эрехтейона и через него про­никнуть в западную целлу — целлу Посей­дона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы По­сейдона на площадку Акрополя.

Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана —23,5 X 11,6 м; высота кариатид — 2,3 м), но ар­хитектура его полна особого изящества и утонченности. Легкостью форм и услож­ненностью композиции Эрехтейон контра­стирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфено­ном. Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие ком­плекса Акрополя.

Эрехтейон построен из мрамора, в иони­ческом стиле, примененном в различных масштабах на восточном и северном пор­тиках храма и на западной его стене. Мс­тив кариатид является своеобразным вариантом ионического стиля, в котором роль опор играют изображения девушек — кор. Эта тема впервые появилась в архи­тектуре 6 в. до н. э. в известной сокровищ­нице сифносцев в Дельфах.

Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь, в этом замечательном ансамбле, греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно свя­зать сооружения между собой и в то же самое время органически ввести их в при­родную среду, окружающий пейзаж.

Первоклассным памятником классиче­ской архитектуры в Афинах является так называемый храм Гефестейон, посвящен­ный богу Гефесту, покровителю ремеслен­ников (ранее называвшийся в науке Тесейоном). Дорический гексастильный пе­риптер (6х 13 колонн) Гефестейона имеет небольшие размеры — по стилобату 31,8 X Х13,7 м. Высота его колонн составляет всего лишь 5,88 м. Но в этом хорошо со­хранившемся храме, построенном в сере­дине 5 в. до н.э., почти одновременно с Парфеноном, на участке, примыкающем к Афинской агоре — главной торговой площади города, как и в сооружениях Афинского акрополя, достигнуты были необычайная гармоничность и пропорцио­нальность архитектурных форм. Подобно Парфенону и другим храмам классическо­го периода, в нем выискан и отточен каж­дый архитектурный элемент, каждая де­таль. Тонко найдены очертания стволов колонн, которые благодаря легкой кривиз­не — припухлости на высоте нижней тре­ти колонны—энтазису производят впе­чатление напряженных, пружинящих под тяжестью антаблемента. Этот эффект, при­дающий особую пластичность архитектуре, наблюдается постоянно в древнегре­ческих сооружениях.

Интереснейшим произведением гречес­кой архитектуры является храм Аполлона в Бассах в Фигалии, на Пелопоннесе, воз­веденный в третьей четверти 5 в. до н. э. (ок. 430 г.) строителем Парфенона архи­тектором Иктином. Дорический шестиколонный периптер (6x15 колонн) содер­жал в пределах целлы ряд ионических по­луколонн и одну коринфскую колонну, стоявшую на оси храма. Коринфская капитель храма Аполлона в Бассах известна лишь по рисунку начала 19 века. Таким образом, в этом храме впервые применены били все три основных стиля древнегреческого зодчества —дорический, иониче­ский и коринфский.

В храме Аполлона в Бассах наблюдают­ся элементы асимметрии. Его целла делит­ся на две Части, из которых вторая, нахо­дящаяся в глубине, имеет на левой стене выходную дверь. Культовая статуя была расположена против этой двери у правой стены и воспринималась входящими в храм в профиль.

Изобразительное искусство. Искусство 5 в. до н. э. прошло большой путь от зарождения и формирования классическо­го стиля, вершиной которого является время Фидия, к позднеклассическому пе­риоду в. последней трети столетия и к но­вой ступени классического искусства — искусству 4 в. до н. э.

5 в. до н. э» ознаменовался великолеп­ными архитектурными постройками в разных городах Греции. В это время соз­даются наиболее совершенные в архитек­турно-художественном и строительно-техническом отношениях комплексы. После разрушений во время персидской войны восстанавливают-ся города и отдель­ные памятники. Много было воздвигнуто храмов с богатыми скульптурными укра­шениями.

История изобразительного искусства 5 в. до н. э. раскрывается перед нами в многочисленных подлинниках мраморной скульптуры, на римских копиях с образ­цов греческих оригиналов, в греческих расписных вазах» бронзовых и терракото­вых статуэтках. О живописи, монумен­тальной и станковой, можно судить по ли­тературным источникам.

Главная задача искусства 5 в. до н. э. была в правдивом изображении человека, живого, подвижного, сильного, энергично­го и вместе с тем полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было прославить бойца и победителя в персидских войнах, свободного гражданина города-го­сударства, осознавшего превосходство сво­его строя, своей культуры над старыми культурами Востока и варварским миром. Эти задачи требовали развития реалисти­ческой формы, совершенного знания пла­стической анатомии, умения передать лю­бое движение, выразительный жест. Для воплощения новых идей и образов необхо­дим был и подходящий материал.

В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов — фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изобра­жали либо фигуры в длинной одежде, либо прямостоящую с опущенными руками об­наженную фигуру. Изваять обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой (не говоря уже об изображении какого-либо движения) из мрамора без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволяла грече­ским скульпторам придавать фигуре лю­бое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в кото­ром работали все великие мастера, когда брались за создание круглой скульптуры.

Мраморная скульптура (круглая ста­туя, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашива­лась. Теперь чаще встречается раскраска волос желтой краской. В бронзовой статуе инкрустировали из стекловидной пасты и цветного камня глаза, а губы, прически или украшения делали из бронзового спла­ва другого оттенка.

В первые десятилетия 5 в. до н. э. новый стиль греческого искусства развивается в борьбе с пережитками старого, архаиче­ского стиля, уже не отвечавшего новым требованиям.

Образ человека, сложившийся в архаи­ческом искусстве, имел некоторые черты, близкие искусству Востока: статичность, торжественность, подчеркнутую декора­тивность в трактовке одежды, крутых ло­конов волос и бороды, даже в типе лица и рисунке глаз.

В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, тот новый классический тип, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях, наполняясь новым содержанием. Уже к 470 гг. до н. э., как показывает фрагмент статуи — голова атлета с Афинского акро-8поля, так называемый «Белокурый юно­ша» (Афины, Музей Акрополя),—в гре­ческом искусстве сложился определенный,

новый тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, пря­мая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазами, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму чере­па; складки одежды постепенно становят­ся «эхом тела».

Скульптура эгинского храма. Мрамор­ные фронтонные группы храма Афины Афины на острове Этане близ Аттики яв­ляются памятником переходной эпохи, где еще сильны старые художественные приемы и вместе с тем ярко проявляется новое в искусстве скульптуры. Сооружен­ный после 490 г. до н. э., то есть после Марафонской битвы, величественный до­рический периптер (от которого теперь осталось на месте 15 колонн) стал памят­ником крупной победы греков над полчи­щами персов. Фронтонные группы1 (Мюнхен, Глиптотека) изображали сцены борьбы греков с троянцами. Выбор такого сюжета был не случаен, он свидетельство­вал о том, что греки и раньше побеждали азиатов. От западного фронтона сохрани­лись десять фигур: центр занимала фигу­ра Афины, выполненная еще в архаиче­ском стиле; по сторонам симметрично рас­положены фигуры воинов. Здесь найдено новое по сравнению с 6 в. до н. э. решение фронтонной композиции: соблюден прин­цип одномасштабности почти всех фигур. В зависимости от места в треугольнике стоящие, коленопреклоненные и по углам лежащие фигуры заполняют тимпан фрон­тона. Плоскости о расположенные фигуры воинов с сухой и жесткой моделировкой тела, с декоративным рисунком кудрей, условной улыбкой еще несут в себе много архаических черт, но их сильные движе­ния, хотя и несколько скованные, говорят о новых художественных стремлениях. Интересно отметить, что эгинские фигуры одинаково тщательно отработаны со всех сторон. Эгинские мастера славились рабо­той в бронзе и свои навыки в этом мате­риале переносили в произведения из мра­мора. От восточного фронтона дошло до нас лишь пять фигур. Они несколько большего размера, чем западные, сделаны позднее и более реалистично. Особенно вы­деляется угловая фигура умирающего воина; поворотом корпуса, положением ног показаны объемность тела и глубина

____________________________________________________________