Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сокол Л.К. Яцкевич И.Г. История государства и п...doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
2.61 Mб
Скачать

2. Правовое положение населения в Московском государстве в конце XV–первой половине XVII веков

В Московском государстве, как и в других государствах периода средневековья, шел процесс формирования феодальных сословий.

Сословие – это обособленные, исторически сложившиеся социальные группы, привилегии и обязанности которых фиксируются в обычаях и законодательстве и передаются по наследству. Сословная принадлежность, как правило, устанавливалась с момента рождения, а переход из одного сословия в другое был затруднен, а в отдельные периоды – вообще невозможен. В рамках феодального общества сложились такие сословия, как светские феодалы, духовенство, «третье сословие» (горожане). В качестве четвертого сословия выделялись феодально-зависимые крестьяне.

Феодалы. В XV – XVII вв. происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, а господствующее положение в обществе занимали феодалы-землевладельцы. Феодалы постепенно консолидировались в единое сословие, но на протяжении рассматриваемого периода этот процесс не был завершен. Выделялись различные внутрисословные группы, отличавшиеся по своему правовому положению. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья и бояре, а низшие слои – дети боярские и слуги вольные.

Служилые князья – это бывшие удельные князья, которые, перейдя на службу к московскому князю, сохраняли право собственности на землю в своих уделах, но утрачивали политическую самостоятельность. Служилые князья получали руководящие должности в армии и государстве, становились боярами московского князя, в связи с чем наполнилось новым содержанием понятие «боярин». Традиционно бояре – это крупные землевладельцы, представители наиболее знатных аристократических семейств, занимавшие привилегированное положение по праву рождения. В Московском государстве понятие «боярин» («введенный боярин») одновременно стало обозначать высший придворный чин, который жаловал великий князь.

Пожалование чином производилось с учетом происхождения и знатности рода феодала, а должности при дворе замещались по принципу местничества, т.е. на основании служебного положения предков. Люди неродовитые могли получить высшие государственные чины только за особые заслуги. Вначале чины совпадали с должностью, но потом приобрели вполне самостоятельное значение: чин символизировал социальный статус феодала, его место в обществе. Правовое положение феодала во многом определялось именно чином. В Московском государстве было пять чинов: введенный боярин, окольничий, думный дворянин, стольник и стряпчий.

По мере консолидации феодального сословия происходило закрепление его привилегий: монопольного права собственности на землю, освобождения от повинностей, права на замещение государственных должностей. Однако при этом в конце XV – XVI в. вассальные (договорные) отношения феодалов и великого князя были заменены отношениями подданства, что привело к существенному ограничению прав феодалов в пользу центральной власти. Феодалы лишились права отъезда от московского князя на службу к другим князьям. Постепенно была прекращена выдача тарханов (грамот, которые предоставляли феодалам особые права и привилегии), ограничено право феодалов на осуществление судебных функций в своих вотчинах. Такими путями преодолевался сепаратизм феодальной знати и обеспечивалась централизация власти.

Главную опору центральной власти составляла новая группа феодалов – дворяне – мелкие и средние землевладельцы, получавшие от государя землю (поместье) при условии обязательной службы. Дворяне формировались прежде всего из числа княжеских слуг («слуг под дворским»). Благосостояние дворянства целиком зависело от великого князя. В отличие от бояр, которые имели в собственности вотчины (наследуемые владения), дворяне получали землю на срок несения военной службы. В дальнейшем различия в форме землевладения перестало быть критерием принадлежности феодала к числу бояр или дворян. Поместья от государства получали как дворяне, так и бояре, а владельцы вотчин, также как и помещики, были обременены обязательной службой. В соответствии с «Уложением о службе» (1556 г.), каждый землевладелец – вотчинник или помещик – обязан был лично служить государю и, кроме того, выставлять определенное количество вооруженных холопов (одного человека с каждых 100 четвертей земли, т.е. примерно со 170 га).

Духовенство. Церковь длительное время в период удельной раздробленности оставалась главной хранительницей идеи общности русских земель. Поэтому объединение земель вокруг Москвы соответствовало политическим идеалам русской церкви. Но противоречия, имевшие место в ходе объединительных процессов, отразились и на положении церкви: конфессиональная территория, подконтрольная Московской митрополии, существенно сократилась – после 1458 г. православные приходы в ВКЛ управлялись киевскими митрополитами, независимыми от Москвы.

В середине XV в. после падения Византийской империи Московская митрополия обрела фактическую самостоятельность, т. е. русская церковь стала автокефальной. Это, с одной стороны, способствовало укреплению суверенитета Московского государства, но, с другой стороны, обусловило большую зависимость церкви от московских князей, которые отныне получили возможность оказывать решающее влияние на избрание церковных иерархов.

Тем не менее, духовенство в Московском государстве стала серьезной силой, которая фактически определяла идеологию самодержавия, подчеркивая божественное происхождение царской власти («царь – помазанник божий») и особую историческую миссию русского государства («царство правды» – «православное царство»). Однако среди иерархов и рядовых священнослужителей не было единодушия во взглядах на взаимоотношения власти и церкви. Церковь нередко осуждала решения монархов и даже претендовала на верховенство над светской властью. С 1589 г. русскую церковь возглавлял патриарх. Столь значимый сан давал церковному руководству дополнительные рычаги для отстаивания интересов церкви.

Духовенство освобождалось от государственной службы и повинностей, подлежало юрисдикции церковного суда, обладало крупными земельными владениями. Большинство церковных земель принадлежало «черному» духовенству (монахам), в то время как «белое» духовенство (священнослужители церковных приходов) имело в собственности значительно более скромные по своим размерам вотчины. Монастырское землевладение расширялось за счет княжеских пожалований, захвата крестьянских земель, но в первую очередь – за счет вкладов «на помин души», поступавших от частных лиц по завещаниям.

Великим князьям в XV—XVI вв. были нужны земли для раздачи дворянам, причем годились только земли, населенные крестьянами. Недостаток подобных имений можно было восполнить в основном за счет церковных земель. Поэтому монархи пытались ограничить церковное землевладение, запрещали монастырям покупать новые вотчины, принимать их в дар. Постепенно в XVII в. данные ограничения были распространены и на «белое» духовенство. Однако эти меры в целом не изменили привилегированного положения духовенства. Запреты нарушались, причем не только частными лицами, но и самим государством, которое во второй половине XVII в. продолжало жаловать земли церкви.

Горожане. Города средневековой Руси были центрами ремесла и торговли, но носили аграрный характер и экономически были тесно связаны с сельской округой. В целом городская цивилизация в России была значительно менее масштабной, чем в странах Запада. Однако, по сравнению с периодом удельной раздробленности количество русских городов резко увеличилось. Если в XIV – XV вв. в Северо-Восточной Руси было 73 города, то в Московском государстве к середине XVI в. их стало 160, а к концу XVII в. – около 300.

Городские жители получили общее название – «посадские люди». На них возлагалась обязанность «тянуть» государево «тягло» – платить государственные подати и выполнять повинности. Основными постоянными податями были прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и полоняничные деньги. Кроме того, взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга, т. е. определенная часть стоимости имущества). К числу основных тяглых служб относились подводная, постойная и строительная повинность.

Городское население делилось на «тяглых» («черных») людей, выполнявших «тягло» в полном объеме, и «нетяглых» («белых») людей, имевших различные льготы. «Тяглые» люди объединялись в «черные» сотни. По имущественному положению они делились на «лучших», «средних» и «молодших» людей. От «тягла» освобождались гости, гостинная и суконная сотни. Гости – это высшая купеческая корпорация, наиболее зажиточные купцы-оптовики. Звание «гостя» жаловалось царем и давало право неподсудности (гостя судил лично сам государь), а также возможность покупать в собственность вотчинные земли. К гостиной и суконной сотням принадлежали купцы, обладавшие меньшими капиталами по сравнению с гостями. Эти корпорации пополнялись из столичных «черных» сотен и из провинциального посадского купечества. По поручению властей они выполняли обязанности, связанные с организацией торговли, раскладкой и сбором различных пошлин с тяглого населения, заведовали таможнями, торговали государственными товарами.

Наряду с высшими слоями купечества исключались из числа «тяглых» людей и так называемые «беломестцы» («белослободчики») – жители частных владений, принадлежащих духовенству и феодалам. «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, которые «закладывали» себя в хозяйство феодала и стремились таким путем освободиться от «тягла». Таким образом, число «тяглых» людей постоянно сокращалось, что наносило серезный ущерб финансовым интересам государства. Поэтому монархи, начиная с Ивана III, вели борьбу с привилегиями «белослободчиков». В конечном счете Соборное уложение 1649 г. закрепило посадскую реформу, направленную на ликвидацию «белых» слобод. Все торговые и ремесленные люди этих слобод отныне должны были платить государственные подати. Предписывалось принудительно вернуть на посад всех, кто ушел в «закладчики». Горожане приписывались к определенным посадам, т. е. фактически закрепощались. Предусматривалась уголовная ответственность за самовольный переход из одного посада в другой.

Крестьянство. Крестьяне составляли основную массу российского населения. Они жили либо на землях, находившихся в собственности феодалов (владельческие крестьяне), либо на государственных.

В XIV – XV вв. в Северо-Восточной Руси среди сельских земледельцев преобладали свободные крестьяне-общинники. Община называлась «черной волостью», а общинники – «черносошными» крестьянами. Понятие «черный» отражало обязанность общинников платить (подати) государству. Некоторые исследователи полагают, что «черные» земли находились в полной собственности крестьянских общин, другие делают вывод о подчиненном праве собственности у крестьян при сохранении за государством права верховной собственности. Крестьяне могли совершать сделки, обращаться в суд с иском, передавать имущество по наследству.

В XVI – XVII вв. значительно возросло число владельческих крестьян. Большинство таких крестьян за пользование землей платило феодалу оброк в натуральной или денежной форме, а в XVI в. распространяется такая повинность, как барщина – обработка господской земли. Вместе с тем владельческие крестьяне, также как и государственные, должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. Поэтому их положение было более тяжелым, чем у государственных крестьян.

В источниках упоминаются различные категории владельческих крестьян – серебряники, половники, бобыли. Серебряники брали у феодала деньги («серебро») и обязаны были вернуть долг с процентами («серебро ростовое») или отработать свои долговые обязательства («серебро издельное»). Половники, не имея собственной земли, пользовались землей господина, отдавая за это половину урожая. Бобылям феодал предоставлял жилище и прокорм и требовал взамен выполнения различных работ. В XV в. началось становление крепостного права, предполагавшего прикрепление крестьян к земле и лишения их свободы выбора места проживания. Сначала для крестьян ограничили возможность перехода от одного хозяина к другому: они могли это сделать только раз в году – накануне и после так называемого Юрьева дня (26 ноября). Уходя, крестьяне должны были уплатить господину определенную сумму (пожилое). При этом крестьянам, исстари проживающим у того или иного феодала (старожильцам) противопоставлялись крестьяне, недавно поселившиеся на землях феодала (новоприходчики): они платили значительно меньшие суммы пожилого.

Право крестьянского выхода формально сохранялось в течение полутора веков, но реализовать его становилось все сложнее и сложнее. В конце XVI в. была проведена перепись крестьян, после чего уход крестьянина от господина стал квалифицироваться как побег, а «переписные книги» явились юридическим основанием для поиска беглых. В интересах феодалов сроки исковой давности по делам о беглых крестьянах («урочные лета») постоянно увеличивались и, в конечном счете, в середине XVII в. было разрешено искать беглых бессрочно. Так завершилось оформление крепостного права, а крепостное состояние стало потомственным.

ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН

В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

1497

Судебник

Ивана III

Юрьев день: ограничение права перехода от одного господина к другому

1580 (1581)

Указ о «заповедных летах»

Установление временного запрета на уход крестьян от феодалов

1581 – 1592

Перепись крестьян

1597

Указ об

«урочных летах»

Введение 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В 1607 г. срок увеличен до 15 лет

1649

Соборное

уложение

Установление бессрочного сыска беглых крестьян. Окончательное оформление крепостного права

Спорным остается вопрос о причинах, обусловивших введение крепостного права. Полагаем, что государство при этом заботилось не только об интересах феодалов, но и о стабильном поступлении налогов в казну. Правительство фактически получило в лице феодалов-крепостников дополнительный штат служащих, обеспечивающих поступление налогов и осуществлявших полицейский надзор над крестьянами.

Крепостное право оформилось в России в период создания централизованного государства, в то время как в Европе крепостное право существовало в основном во времена феодальной раздробленности, а при создании объединенных национальных государствах Запада право феодалов по распоряжению крестьянами, напротив, было ограничено. Это обстоятельство существенно отличает социальную историю Московского государства от истории европейских государств.

Холопы. Наряду с зависимыми крестьянами в частновладельческих хозяйствах работали рабы-холопы. Выделялись большие, докладные и полные холопы. Большие холопы – это наиболее приближенные к господам слуги, занимавшие важные посты в княжеском или боярском хозяйстве. Вольные люди, поступавшие в холопы на определенных условиях и заключавшие при этом договоры (докладные грамоты), назывались докладными холопами. Полными (обельными) считали холопов, чьи предки исстари являлись рабами, и зависимость которых, следовательно, была бессрочной и безусловной. Полных холопов в России к концу XVI в. было уже немного.

К холопам примыкала новая категория зависимого населения – кабальные люди. Кабала (кабальная грамота) – письменное долговое обязательство, в соответствии с которым должник утрачивал личную свободу до тех пор, пока не вернет или не отработает полученную сумму. Кабальные отношения могли основываться либо на договоре займа («заёмная кабала»), либо на договоре личного найма («служилая кабала»). Для составления кабальной грамоты необходимы были определенные условия: лицо должно быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др. После смерти хозяина кабальные холопы освобождались от своих обязательств. По наследству кабальные отношения не переходили.

Холопы обычно не занимались сельскохозяйственными работами, а были слугами или доверенными людьми своих господ. Однако в XV – XVI вв. вполне привычным явлением стало использование труда холопов и кабальных людей на земле. Холопы, получавшие от господина небольшой надел земли в собственность, назывались страдниками. Основной их обязанностью была обработка господской пашни. Наделы холопов облагались государственным тяглом наряду с крестьянскими дворами. Таким образом, положение холопов постепенно сближалось с положением владельческих крестьян.

Из финансовых соображений государство стремилось воспрепятствовать увеличению числа холопов, так как они не несли тягла и были подвластны только своим господам. Все более очевидной к тому же становилась экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому в данный период постоянно сокращались источники холопства, участились случаи отпуска холопов на волю.