Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моисеев Н.Н..doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.84 Mб
Скачать

4. Попробуем заглянуть в более отдаленное будущее

Итак, предположим, что «безальтернативный сценарий», как я назвал становление нового тоталитаризма, состоится, и на планете утвердится (и не только де-факто, но и де-юре) в той или иной форме система гос­подства стран «золотого миллиарда». Какова может быть дальнейшая судьба развития такого порядка в планетарном масштабе? Что по этому поводу может сказать используемая логика? Каким может оказаться расклад событий в последующих десятилетиях?

Я не думаю, что нарождающийся тоталитаризм станет достаточно стабильным и что ему обеспечено долгое и благополучное будущее. Вспомним о невозможности существования однополюсного магнита или судьбу вида-монополиста и его экологической ниши. Судьба пла­нетарного тоталитаризма мне представляется в известном смысле пред­решенной. Мне кажется, ныне формирующейся форме тоталитаризма историей отпущено еще несколько десятилетий более или менее спо­койного развития, если не считать конфликтов типа югославского или иракского, которые неизбежно станут возникать. Но созданная воен­но-политическая конструкция, которую сегодня мы именуем НАТО (а завтра, может быть, она станет называться и по-другому), не имеет ста­бильных исторических аналогов. Да и причин ее неустойчивости очень много и они уже сейчас хорошо просматриваются.

Прежде всего, неизбежны противоречия внутри самих стран «золо­того миллиарда». Они уже существуют в силу неравномерности эконо­мического и политического развития стран и общего закона диверген­ции. Появление новой валюты «евро» — лишь один из симптомов гря­дущей нестабильности. Показательно и то, что, югославская авантюра отрицательно сказалась на судьбе «евро».

Кроме того, я думаю, что для стран «золотого миллиарда» опаснее всего та эрозия Мира ТНК, которая будет происходить из-за неизбежного снижения потенциала рынка в отсталых странах, то есть связан­ная с сокращением объема мирового дохода. Вероятнее всего, из-за падения платежеспособного спроса в странах «мира илотов» начнется медленная деформация рынка. Он во все большей степени станет ори­ентироваться на потребности стран «золотого миллиарда». Это очень опасная тенденция, ибо богатые страны сами по себе, без подпитки извне, не смогут поддерживать современного уровня потребления. В какой степени им удастся преодолеть сжатие рынка отсталых стран, сказать трудно: потенциал Мира ТНК отнюдь не исчерпан. И процесс ослабления того порядка, который я называю тоталитаризмом нового образца, может тянуться десятилетиями.

Еще один симптом — общий упадок нравственности и интеллекту­ального уровня западной культуры, очень напоминающий ситуацию в Риме эпохи императоров. Об этом очень неплохо написано в книге про­фессора Пола Кеннеди*, переведенной на русский язык. Но больше всего меня поразила сверхспокойная реакция жителей западных стран на бомбардировки Сербии. А спокойная реакция на истребление лю­дей и их культуры, как и всякая потеря нравственных начал, — грозное знамение наступающей деградации.

Но это лишь эмоциональный и нравственный фон. Еще более важ­но нечто другое, непосредственно угрожающее человечеству, что пока тоже является только фоном, на котором разворачиваются основные события. Надо ожидать, что через десяток-другой лет в политическую игру реально вмешается новый фактор — глобальный экологический кризис, о котором серьезно говорят пока еще только интеллектуалы, и, может быть, кое-кто из дальновидных политиков. Для большинства разговоры об экологии — лишь некоторая форма кокетства, а иногда и деловой активности, приносящей кое-какие деньги. А ведь кризис на самом деле состоится и станет проявляться в самых различных сферах жизнедеятельности общества. И его интенсивность будет зависеть от тех усилий, которые предпримет человечество для выработки новою типа взаимоотношений человека и Природы. И эти усилия должны прежде всего отвечать духу гуманизма. (Паскаль сказал однажды, что истинный гуманизм — это способность человека и человечества говорить самим себе правду! А мы стараемся сохранить обет умолчания, может быть, даже и не умышленно, а в силу невежества. Что, впрочем, ничем не лучше!)

Но я думаю, что в первую очередь человечество столкнется с про­блемами мальтузианского типа: избыток населения и недостаток ре­сурсов для удовлетворения даже минимальных потребностей челове­ка... Это —

* Кеннеди П. Вступая и двадцать первый век. — М.: Весь мир, 1997.

реальность, которую люди уже начали ощущать. Цены на зерно неумолимо растут уже сегодня, ибо производство пищи на душу населения начало сокращаться уже с конца 1970-х годов. Прогнозы Мальтуса начинают сбываться.

Я думаю также, что те усилия в технологической сфере, которые делаются во многих странах, безусловно сыграют свою положительную роль. Это, прежде всего, развитие энергосберегающих технологий и создание электростанций, использующих возобновимые источники энергии — воду, ветер, солнечную радиацию. Они, конечно, смягчат остроту в недостатке углеводородного топлива, который однажды тоже неизбежно начнет проявляться, новые технологии снизят выбросы «пар­никовых газов». Можно думать и об отдельных успехах в производстве сельскохозяйственной продукции. Но они нe дадут решения — карди­нального решения в предотвращении планетарного экологического кризиса. Кроме того, трудно рассчитывать на то, что прорыв в области техники и технологий поспеет за надвигающейся катастрофой и будет способен ее предотвратить.

По моему глубокому убеждению, будущность человечества должна быть связана с новыми цивилизационными и нравственными принци­пами, то есть с новым каналом эволюционного развития. И такое утвер­ждение не утопия. Не следует недооценивать и то, что все больше ученых и просто думающих, обеспокоенныx людей начинают понимать этот факт. К его обсуждению мы еще вернемся в последней части книги.

Размышляя о планетарном будущем, я невольно провожу аналогию с неолитической революцией. Тогда, на заре неолита, человечество изоб­рело метательное оружие и немедленно начало его использовать с мак­симальной эффективностью. Такова уж природа человека: добиться, и причем немедленно, максимальной отдачи от любого технического нововведения. И благодаря этому очень быстро человечество сумело извести основу своего благополучия: оно съело всех крупнокопытных (и мамонтов тоже). Так люди оказались в условиях перманентного го­лода. Человечество сумело выйти из этого кризиса, перейдя к оседлому образу жизни, изобретя земледелие и скотоводство. Но во что челове­честву обошлась подобная перестройка?!

Какова была острота этого кризиса? У антропологов и археологов нет на этот счет единой точки зрения, но население планеты сократи­лось, по-видимому, во много, много раз. И не столько вследствие голо­да, сколько в результате отчаянной борьбы за остающиеся охотничьи угодья. И сейчас нас может ожидать нечто подобное: борьба за выжива­ние на планете грозит глобальной катастрофой.

Но такой исход не единственный. Я вижу два различных разворота планетарной истории. Первый — это дальнейшее развитие того хода событий, который мы наблюдаем сегодня, дальнейшее развитие тен­денций тоталитаризма, углубление и развитие противоречий, обостря­ющаяся борьба за ресурсы, которая при современном росте техничес­кого и военного могущества цивилизаций может иметь финалом ис­чезновение человека с лица Земли, ведь теперь вместо лука и стрел человек вооружен атомной бомбой...

Но может реализоваться и другой сценарий и его потенциальные возможности тоже уже просматриваются. Знания и, прежде всего, знания о взаимоотношениях Природы и человека, его месте в биосфере рождают Коллективный Разум, общее понимание планетарной ситуации. Распространение информационных технологий, систем, подоб­ных Интернету, распространение симбиоза информатики и телевиде­ния резко ускоряют этот процесс вызревания общего понимания, ко­торое перестает быть уделом одних только мудрецов и даже становится достоянием политиков. Формирование Коллективного Интеллекта — это такой же природный процесс, как и эволюция живого вещества.

Но развитие информационных технологий, как и любой техноло­гии, — это двуликий Янус. Новые технические средства облегчают фор­мирование Коллективного Интеллекта, но одновременно они содей­ствуют и формированию системы тоталитаризма и наряду с распрост­ранением необходимых знаний могут стать инструментом – «зомбирования» основной массы населения планеты. Что, кстати, уже и происходит. Не я первый, кто обращает на это внимание, почитайтe антиутопию Оруэлла.

Итак, и на современном этапе истории людей возникает развилка в процессе общественной эволюции. Коллективный разум может возник­нуть, и вместе с ним, вероятнее всего, может возникнуть и Коллектив­ная Воля, и перед человечеством откроются горизонты информацион­ного общества, в котором Коллективный Разум станем играть такую же роль, как разум человека в жизнедеятельности его организма: убережет развитие общества от последствий глобального кризиса.

Но может случиться и совсем по-другому: Коллективным Разумом будут владеть, только страны «золотого миллиарда», а информационные технологии позволят укрепиться тоталитаризму А это и будет означать, что 90% населения немного шара станут играть роль спартанских илотов, обеспечивая благостную и социально стабильную жизнь «золотого мил­лиарда» в экологически чистых деревнях, а вся планета вместе с со страна­ми «золотого миллиарда» будет продолжать свой бег к пропасти.

Я очень боюсь, что именно этот второй сценарий и станет реально­стью, с которой столкнется планетарное сообщество уже в наступив­шем XXI веке.