Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Текст Экономическая история России 1861-2001.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.65 Mб
Скачать

Тема 3 ссср в годы великой отечественной войны: система мобилизационной экономики

План:

1. СССР и Германия перед 22 июня 1941 года. Потери начала войны.

2. Эвакуация промышленности, военное производство и ленд-лиз.

3. Сельское хозяйство.

4. Восстановление экономики освобожденных районов СССР в ходе войны.

5. Труд, образование, снабжение, цены, социальная политика.

1. Ссср и Германия перед 22 июня 1941 года. Потери начала войны

Еще в 1931 году, выступая на Всесоюзном совещании хозяйственников, И.В. Сталин особо указывал на экономическое отставание СССР от капиталистических стран Запада на 100-150 лет и призывал пройти этот путь за 10 лет. «Либо мы это сделаем, – предупреждал он, – либо нас сомнут». За 10 лет – это значит до 1941 года. Может это было случайным совпадением, но Сталин вовремя и жестко развернул страну на путь форсированной индустриализации, и в итоге оказался прав.

Это вынуждены признавать самые ярые критики советской экономической системы. Так, либеральный экономист и журналист Л.И. Лопатников писал: «Надо признать: система централизованного планирования и управления один раз в истории оправдала себя – во время Великой Отечественной войны, когда потребовалось мобилизовать все ресурсы экономики для достижения победы. Это было ее высшее достижение». И даже главный организатор экономических реформ начала 1990-х годов Е.Т. Гайдар, обвинивший в одном из своих интервью И.В. Сталина во всем и вся, все-таки сделал оговорку: « … не спорю, благодаря индустриализации страна технически подготовилась к войне».

Конечно, при этом нельзя отрицать, что советская деревня, став главным источником индустриализации, была поставлена в тяжелейшее положение. Однако в кратчайший срок в стране была модернизирована и получила наибольшее развитие тяжелая (в том числе, военная) промышленность. Как доказала история, без этого победа советского народа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Противник был слишком силен.

Уже задолго до начала Второй мировой войны гитлеровская Германия форсировала развитие собственного промышленного производства путем размещения крупных военных заказов. За очень короткий срок промышленный потенциал был модернизирован и расширен. Было построено более 300 крупных военных предприятий, и к началу войны выпуск военной продукции по сравнению с 1932 годом увеличился в 22 раза. Так, только в одном 1941 году немцы произвели 11 тысяч самолетов, 5,2 тысячи танков и бронемашин, 7 тысяч орудий калибров более 75 мм.

По данным германского Министерства финансов, за время после прихода Гитлера к власти в 1933 году и до 1 сентября 1939 года на цели перевооружения армии было инвестировано около 62 млрд марок. Во время войны эти расходы превысили 614 млрд марок. При этом здесь не учитываются те 40 млрд марок, которые германское правительство оплатило за счет оккупированных стран и своих союзников. То есть, суммарные затраты Германии на ведение войны оцениваются по меньшей мере в 716 млрд марок.

В Германии военная промышленность разворачивалась количественно и качественно, что сопровождалось быстрым ростом смежных отраслей. Стало динамично расти производство электроэнергии, сырья, продукции машиностроения, транспортных средств. Причем это производство незадолго до войны против СССР обгоняло соответствующие показатели Советского Союза. Прежде всего, следует отметить, что советскому народному хозяйству перед войной не удалось достигнуть уровня Германии по выпуску важнейших сырьевых продуктов (кроме нефти).

По производству электроэнергии СССР отставал от Германии более чем на 20%, что давало немцам преимущество в области энерговооруженности своего народного хозяйства, а значит и в производительности труда. Если брать объемы производства проката и стали в обеих странах, то они отличались не столь явно. Однако качество этой продукции давало существенный перевес в пользу немцев. Значительная часть советской стали не была пригодна для производства брони и легированного проката. Так, в общем выпуске проката в СССР удельный вес высококачественных сортов составлял только 22%.

Советский Союз отставал от Германии также по цветным металлам: по выплавке меди – в 2,7 раза, по выплавке алюминия – почти в 4 раза. В свою очередь, это предопределило перед войной качественное отставание СССР в электротехнике, в развитии телефонной связи и радиосвязи, создавало трудности в приборостроении и авиапромышленности.

При этом следует напомнить, что советская экономика в годы первых пятилеток развивалась опережающими темпами, создавались новые отрасли, осваивались самые передовые технологии и т.д. А теперь легко можно представить, насколько более разительным могло быть отставание СССР от Германии в том случае, если бы во второй половине 1920-х годов верх в экономической политике советского правительства взяли сторонники «ситцевой индустриализации».

Не надо забывать также и то, что экономика гитлеровской Германии опиралась на всю мощь экономических потенциалов своих сателлитов и покоренных стран Европы. В 1940 году эти страны суммарно произвели 24 млн тонн стали, 163 млн тонн угля, 2 млн тонн бокситов. Союзная Гитлеру Румыния добыла более 6 млн тонн нефти, из которой было получено 1,5 млн тонн бензина (столько же, сколько его произвела сама Германия).

Помимо этого, во Франции, Голландии и Бельгии немцы захватили около 8,8 млн тонн нефтепродуктов. Во Франции были также захвачены крупнейшие запасы стратегических материалов: 42 тысячи тонн меди, 27 тысяч тонн цинка, 19 тысяч тонн свинца. Значительные объемы железной руды, черных металлов, шарикоподшипников и военной техники немцы получали из нейтральной Швеции.

Военная промышленность оккупированных стран значительно усилила мощь германской военной промышленности. Одни только предприятия фирмы «Шкода» в Чехословакии могли снабдить различными видами вооружений около 40-45 немецких дивизий. Германия использовала производственные возможности автомобильной индустрии как союзной ей Италии, так и захваченных стран, которые суммарно могли поставлять германской армии около 600 тысяч автомобилей в год. Было захвачено огромное количество оборудования и подвижного железнодорожного состава. Из Франции только за первые два года оккупации немцы вывезли 5 тысяч паровозов и 250 тысяч вагонов. Помимо внушительных объемов промышленных изделий и сырья, Германия овладела и значительными продовольственными ресурсами Европы.

Согласно оценке Управления по делам экономической войны США, общая сумма богатства, захваченного немцами в Европе с 1939 по 1941 год составляла 9 млрд фунтов стерлингов, что вдвое превышало годовой национальный доход Германии до начала Второй мировой войны. На германских заводах трудилось около 12 млн человек иностранных рабочих, что позволило компенсировать призыв в армию миллионов немецких рабочих.

Таким образом, накануне войны с СССР Германия значительно нарастила свои военно-экономические ресурсы. Она существенно опережала Советский Союз по техническому уровню и качеству выпускаемых машин. К июню 1941 года Германия обладала более мощной сырьевой, энергетической и машиностроительной базой для того, чтобы форсировать военное производство и оснастить свою армию самыми современными видами вооружений. А вот СССР не имел перед войной всех необходимых возможностей для повсеместного перехода к массовому выпуску новейших образцов военной техники и оснащению ей всех частей Красной Армии, хотя эта техника была уже создана.

Так, в 1938 году конструктором С.В. Ильюшиным был создан скоростной штурмовик Ил-2. В 1939 году поступил в производство пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М. Петлякова. В 1940 году появились скоростные истребители Як-1 конструкции А.С. Яковлева и МиГ-3 конструкции А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Эти машины по своим летным и боевым характеристикам превосходили немецкие самолеты. В танкостроении в предвоенное время конструкторы М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко создали знаменитый средний танк Т-34, а конструктор Ж.Я. Котин – тяжелый танк КВ. В 1941 году появились первые реактивные минометы БМ-13 – знаменитые «Катюши» – конструкции А.Г. Костикова. Создавались и другие новые образцы стрелкового оружия, артиллерии, минометов и пр.

Но 1941 год пришелся в СССР как раз на тот момент, когда новые образцы самолетов, танков и других видов вооружений только начали запускаться в серию, и осваивались они производством крайне медленно. В 1940 году было выпущено всего 20 истребителей МиГ-3, 64 истребителя Як-1 и одна-две машины Пе-2. До начала войны производство новых танков не достигло и 2 тысяч штук. Таким образом, к июню 1941 года не многие летчики видели и летали на новых боевых самолетах, большинство танкистов еще не видели танков Т-34, а артиллеристы не видели «Катюш».

По свидетельству авиаконструктора А.С. Яковлева, И.В. Сталин в узком кругу неоднократно говорил, что нам не хватило для подготовки к войне одного-двух лет. Дефицит новой техники сдерживал формирование и развертывание тех советских армейских подразделений, которые были способны нейтрализовать военно-техническую мощь противника на поле боя. Именно на эту проблему был направлен доклад начальника Генерального Штаба Г.К. Жукова на расширенном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в конце мая 1941 года.

Вскоре – 22 июня 1941 года – Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Первый этап войны (июнь 1941 – конец 1942 года) для СССР оказался крайне неудачным, как с военной точки зрения, так и с экономической. Фактически повторялась ситуация Первой мировой войны, только в гораздо крупном масштабе. Как и тогда, немцы оккупировали районы наиболее развитые в экономическом отношении. Уже к ноябрю 1941 года под фашистской оккупацией оказалась огромная территория, где до войны находилось свыше 39% населения страны (74,5 млн человек) и производилось:

63% всей добычи угля,

68% всей выплавки чугуна,

58% всей выплавки стали,

60% всей выплавки алюминия,

Кроме того, до войны в оккупированных областях осуществлялось 38% всего валового сбора зерна, производилось 84% всего объема сахара, находилось 38% всей численности крупного рогатого скота и 60% всего поголовья свиней. Длина железнодорожных путей на той же территории составляла 41% протяженности всех железных дорог Советского Союза. Там же находились крупные балтийские и черноморские морские порты.

К концу 1941 года СССР понес серьезные потери в производстве военной продукции. В результате оккупации, а также эвакуации военно-промышленных предприятий из прифронтовой полосы остановили свою работу 303 предприятия, которые специализировались на выпуске боеприпасов. Их производственные мощности обеспечивали до войны месячное производство: 8,4 млн корпусов снарядов, 2,7 млн корпусов мин, 2 млн корпусов авиабомб, 7,9 млн взрывателей, 5,4 млн средств воспламенения, 5,1 млн снарядных гильз, 2,5 млн ручных гранат, 7,8 тысяч тонн пороха, 3 тысяч тонн тротила и 16,1 тысяч тонн аммиачной селитры.

В результате потерь и эвакуации предприятий валовая продукция советской индустрии с июня по ноябрь 1941 года сократилась в 2,1 раза. В конце 1941 года экономика Советского Союза не получила ни одной тонны угля из Донбасса и Подмосковного угольного бассейна. Выпуск проката черных металлов в декабре по сравнению с июнем сократился в 3,1 раза, а производство проката цветных металлов за тот же период уменьшилось в 430 раз. А без черных и цветных металлов работа военной промышленности невозможна. Производство шарикоподшипников, без которых нельзя выпускать самолеты, танки и артиллерию, сократилось в 21 раз. Для СССР возникла реальная угроза полного военного и экономического краха.