Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МУ к практ. занятиям ИСЭиПП 2006.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
437.25 Кб
Скачать

Задания

1. Раскройте содержание основных постулатов теории трудовой стоимости А. Смита.

2. Сформулируйте основные положения экономической теории распре-деления Л. Риккардо.

3. Изложите существо экономической теории К. Маркса.

Вопросы

1. В чем состоит суть закона обмена това­ров на деньги А. Смита?

2. Каково содержание теории цены и теории ценности А. Смита?

3. Что такое «экономический человек», согласно теории трудовой стоимости А. Смита?

4. Какова точка зрения Д. Риккардо на социальные проблемы классов, экономические интересы различных слоев об­щества?

5. С каких позиций критиковал Дж. Милль экономические теории А. Смита и Д. Риккардо?

6. Что лежит в основе экономических отношений согласно теории К. Маркса?

7. Как расшифровываются формулы К. Маркса « товар-деньги-товар» и «деньги-товар-деньги»?

8. Что такое прибавочная стоимость?

9. Что лежит в основе социально-политических отношений согласно теории К. Маркса?

Литература: [4, 8, 17, 18, 19, 20, 25].

Практическое занятие 5

Тема: Развитие экономической теории в ХХ веке

Теоретическая часть

Социально-экономические процессы оказывали существенное влияние на формирование нео­классического направления, возникшего отчасти и как продолже­ние экономического учения К. Маркса, и как критическая реак­ция на него. Оно господствовало в Америке и Европе до 30-х гг. XX в. и отражало эпоху свободного предпринимательства. Один из представителей этого направления Альфред Маршалл (1842–1924) – основоположник кембриджской школы и продолжатель теории маржинализма.

Модель человека, максимизирующего полезность, позволяла представить экономику в равновесии, т.е. в устойчивом, оптимальном состоянии. Используя новые методологические принципы, маржиналисты создали целостную теоретическую систему, охватившую все разде­лы политэкономии. Целью обмена и производства для каждого из их участников является наибольшее удовлетворение потребностей. Однако эта мотивация дополняется тем, что удовольствие, получен­ное индивидом от единицы блага (полезность), уменьшается с рос­том количества этих единиц, находящихся в его распоряжении. Применение закона убы­вающей полезности позволило маржиналистам усовершенствовать и счетный аппарат своего экономического субъекта. А. Маршалл дополнил эту теорию отдельными эле­ментами рикардианства, а также более четко разработанным ма­тематическим аппаратом. В целом концепция экономического субъекта у Маршалла пред­ставляет собой наиболее фундаментальную в истории политичес­кой экономии попытку соединить реалистическое описание эко­номического поведения с абстрактными законами, полученными с помощью упрощенной рационально максимизационной моде­ли человека.

А. Маршалл исследовал экономический выбор с позиций «чи­стой» экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной только при условии «совершенной конкуренции». Подобный подход стал определяющим как для созданной им кем­бриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX – первой трети XX в.

Социальные процессы первой половины XX в., сопровождающи­еся депрессиями и кризисами экономики, содействовали осознанию необходимости усиления роли государства как необходимого инсти­тута экономики. Основателем институционализма считается амери­канский ученый Т. Веблен (1857–1929). В книге «Теория праздного класса» он впервые обосновал исследовательскую специфику инсти­туционализма. Можно сказать, что методология институционализма носит междисциплинарный характер, поскольку использует совокуп­ность антропологических, социологических, правовых, статисти­ческих, психологических и других исследований применительно к экономическим проблемам.

Т. Веблен полагал, что эпоха рыночного (денежного) хозяйства охватывает две стадии: на первой стадии собственность и управ­ление находятся в руках предпринимателей; вторая стадия харак­теризуется дихотомией, т.е. делением – реальное управление эко­номическими процессами переходит к представителям «индуст­рии», т.е. к инженерно-техническому персоналу.

Эти идеи получили развитие у одного из ведущих экономис­тов современности профессора Гарвардского университета Дж. К. Гэлбрейта (род. в 1908). Он не разделяет тезис об абсолютной свободе рынка и считает манипуляцию со стороны современных корпораций аморальной охотой за покупателями и их психопрограммированием с применением самых передовых информационных достижений. Будучи одним из теоретиков постиндустриального общества, Гэлбрейт считает приоритетным фактором развития возрастание роли государства, выраженное в «регулировании рынка, совокуп­ности спроса, цен и зарплаты».

В конце 1970-х гг. ХХ в. представитель неоинституционализма Д. Норт сосредоточил основное внимание на исследовании про­блем эволюции институциональной среды и экономического роста. Он исходил из того, что институциональные изменения могут возникать спонтанно за счет стихийного взаимодействия отдельных хозяйствующих субъектов. При этом меняются нефор­мальные правила игры, которые под влиянием государства при­водятся в соответствие друг с другом. Неформальные правила игры и их динамика – важнейший ограничивающий фактор институциональных изменений. Это указывает на их эволюционность (постепенность) и кумулятивность – зависимость от прошлой траектории развития (изменения, начавшиеся в некоем направлении, будут продолжаться в буду­щем, иногда с большей силой). С точки зрения Д. Норта и его последователей, исследование истории экономик различных стран следует трактовать именно с точки зрения институциональных изменений.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929–1933 гг., охватив­шего многие страны мира, было сделано выдающимся ученым-экономистом XX в. Дж. М. Кейнсом (1883-1946). Основой своей макроэкономической теории Кейнс сделал фор­мирование эффективного спроса в масштабе всей страны, состо­ящего из спроса на предметы потребления (потребительского спроса) и спроса на товары производственного назначения (ин­вестиционного спроса).

На потребление и инвестиции влияют многие переменные, а наличие негибких (или слабо реагирующих) цен, как утверждает кейнсианская теория, может привести к такому уровню спроса, который не обеспечит полного использования производственных и человеческих ресурсов. Возникает состояние, именуемое «равновесием с неполной заня­тостью», – именно эти переменные продиктовали выбор двух главных инструментов регулирования эффективного спроса: го­сударственные расходы, или (шире) государственный бюджет в целом (в том числе и налоги), и денежно-кредитная политика.

К началу 70-х гг. ХХ в. завершился период высоких темпов экономи­ческого роста. Во второй половине 70-х гг. два энергетических кри­зиса ввергли экономику развитых стран в длительный период стагфляции – период, когда необычайно быстро стали расти цены и од­новременно шел спад производства. Инфляция превратилась в главную проблему, на которую кейнсианская концепция не рассчи­тывала. Это вызвало критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей стали приписывать все подлин­ные и мнимые причины неудач экономического развития, особен­но обострение инфляционных тенденций.

Центральное ме­сто в экономической теории Запада вновь заняла старая неокласси­ческая школа, в рамках которой возникли новые направления эко­номического анализа: монетаризм, теория рациональных ожиданий и др. Сторонники этих теорий, в противоположность представите­лям кейнсианства, обосновывают необходимость максимально огра­ничить государственное вмешательство в экономику и социальную сферу, сократить государственные налоги и расходы. Оттесненное неоклассической школой, кейнсианство раз­вивается сегодня под названием «посткейнсианство». Одним из наиболее ярких ее представителей являлся Милтон Фридмен (род. в 1912 г.) – американский экономист, продолжатель методологической традиции кембриджской школы А. Маршалла, – в экономическом исследовании исходит из раз­личия нормативной и позитивной экономической науки: норма­тивная предписывает, какой должна быть экономика; позитивная имеет дело с воздействием на экономическое развитие различных факторов, включая политические действия, предпринимаемые для решения экономических проблем.

Пропагандируя учение о монетаристских методах регулирова­ния рыночного равновесия, Фридмен выступил активным сто­ронником введения системы плавающих валютных курсов. Важнейшим методологическим принципом Фридмена является эмпирическая проверка любых теоретических постулатов. Тестом на правильность научной гипотезы или теории является их подтверж­дение в ходе реального экономического развития. Значительное число эмпирических исследований совокупного потребления подтверждало теорию Фридмена, а раз­работанная им методика определения и оценки прогнозируемых доходов стимулировала макроэкономические исследования.

Имя Людвига Вильгельма Эрхарда (1897–1977) в экономической литературе сопровождается метафорой «германское чудо». Мудрость исследовательской стратегии Эрхарда проявилась в двух параллельных хозяйственных реформах 1948 г. – денежной реформе и реформе цен. Главная задача денежной реформы – избавление от обесцененных денег и создание твердой националь­ной валюты. Основной задачей реформы цен, которая вступила в силу че­рез три дня после денежной реформы, была отменена «принудительного хозяйства», административного распределения ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной пла­ты проводилось постепенно, но быстрыми темпами. Л. Эрхард всякий раз подчеркивал, что социальный смысл рыноч­ного хозяйства заключается прежде всего в том, что любой успех экономики, любое достижение рационализации идет на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей. В идейном смысле деятельность Эрхарда протекала в русле не буржуазного ли­берализма, или социализма, а в русле идеологии солидарности.

Известный итальянский экономист Франко Модильяни (род. в 1918), исследуя социально-экономические процессы, обратил осо­бое внимание на то, что согласно теории перманентного дохода, если доход домашнего хо­зяйства снижается лишь на какое-то время, потребление не сокра­тится в той же мере, что и доход. Скорее всего эти люди возьмут в долг, чтобы поддерживать свой уровень жизни. Концепция жизненного цикла выразилась в следующей зако­номерности: потребление зависит от величины дохода за длитель­ный период времени, равный длине жизненного цикла индиви­дуума или семьи.

Модель формирования и потребления накопленной стоимости показывает, что потребление зависит как от дохода, так и от накоп­ленного к данному моменту времени богатства. Подход к потреблению с точки зрения концепции рациональных ожиданий имеет зна­чение для прогнозирования влияния экономической политики не только на потребительское поведение, но и на экономику в целом. Научное толкование поведения потребителей положило осно­ву теории жизненного цикла, получившей дальнейшее концеп­туальное развитие в объяснении того, как домашние хозяйства реагируют на временные изменения доходов. Ос­новой теории Модильяни является модель человека, который, исходя из ожидаемой продолжительности своей жизни и ожидае­мых доходов, рассчитывает уровень потребления, гарантирующий ему максимальную полезность на всю оставшуюся жизнь.

Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение преж­де всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее на­циональная модель: американская, германская, французская, шведская, японская, китайская.