Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.docx
Скачиваний:
114
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
391.91 Кб
Скачать

2.3. Ранний железный век. Скифы, савроматы, сарматы

Железный век известен уже не только по археологическим данным, но и письменным источникам. Благодаря древним историкам и географам, мы располагаем более детальными сведениями о быте и обычаях народов этой эпохи, а также можем судить об их языке.

В начале I тыс. до н.э. началось движение кочевых племен, название которых нам известно благодаря греческим историкам, памятникам из Ассирии и Урарту — киммерийцы. Киммерийцы изготовляли бронзовое оружие, предметы конской упряжи и утварь. Одними из первых к VIII в. до н.э. они освоили производство железа.

У историков нет единого мнения о происхождении киммерийцев. От их языка сохранилось всего несколько имен собственных, записанных ассирийцами. Ранее киммерийцев считали ираноязычным народом, но, возможно, они принадлежали и другой языковой семье (в частности, их язык был потомком сино-кавказской макросемьи). Сложность в определении специфики киммерицев состоит еще и в том, что наименование этого народа было собирательным термином, которым древние греки могли именовать все племена, жившие в Причерноморье до прихода сюда скифов.

Киммерийцы, как и другие кочевники, обладали хорошим легким конным войском, были вооружены луками, копьями и мечами из бронзы и железа. Для походов использовались и боевые собаки. Благодаря подвижности войска, киммерийцы («гимирри» и «ишкуза» в описаниях ассирийцев) совершали быстрые набеги, от которых страдали государства Азии: Фригия, Ассирия, Мидия, Лидия, Урарту. Позже они были разбиты и с VI в. до н.э. растворились среди населения Малой Азии.

Согласно греческим источникам, в VII в. до н.э. киммерийцы испытали давление со стороны скифов, а позже полностью вытеснены ими. Возможно, что некоторая часть киммерийцев смешалась со скифами и была ими ассимилирована; остальные ушли в Азию. Геродот приводит легенду о поражении киммерийцев, согласно которой, при вторжении скифов они разделились на две части: сторонников сражения с пришельцами и тех, кто предпочел бы уйти без сопротивления. Между ними началась междоусобная война со многими жертвами. Похоронив своих погибших, киммерийский народ в итоге покинул свою прежнюю территорию «и скифы, придя, заняли безлюдную страну». От них осталось древнее наименование Керченского пролива: «Боспор Киммерийский».

О самих скифах имеются многочисленные письменные и археологические свидетельства, которые позволяют определенно отнести их к ираноязычным народам. Они, вероятно, были потомками племен срубной культуры бронзового века.

По версии Геродота, скифы первоначально обитали в Азии (очевидно, Южной Приуралье или в южных областях Западной Сибири). Их соседями были массагеты, которые и изгнали скифов с их прародины. Вытеснив киммерийцев из европейских степей, скифы совершили ряд походов в Закавказье и на Ближний Восток. Как писал Геродот, скифская масса устремилась «за изгнанными ими из Европы киммерийцами, проникла в Азию и сокрушила державу мидян». Cкифские дружины сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством и другими государствами Древнего Востока. Спустя три десятилетия, в начале VI в. до н.э., ослабленные многолетними войнами скифы были окончательно разбиты и изгнаны с территории Малой Азии.

Скифов Геродот характеризовал как отважных, но кровожадных в прямом смысле этого слова воинов: «Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь». Головы убитых врагов скифы приносили царю и делали из черепов чаши, а из ободранной кожи — полотенца, которые привязывали к уздечке своего коня.

Потерпев поражение в Азии, скифы вернулись в причерноморские степи. Вернувшись из походов скифские племена именовались «царскими скифами», которые считали «прочих скифов себе подвластными». Они составили основу скифского государства с центром в низовьях Днепра.

Около 512 г. до н.э. правитель Персии Дарий I вторгся в скифские степи. Скифы не приняли сражения и отступили, уничтожая колодцы и пастбища и устраивая внезапные атаки легкой конницы. Дарий вынужден был в итоге отступить за Дунай.

По сведениям Геродота, племена скифов подразделялись на несколько племенных союзов: царских скифов, скифов-кочевников, скифов-земледельцев, и скифов-пахарей, скифов-эллинов (каллипидов), скифов-алазонов и др. Естественными границами Скифии были Дунай и Днестр на западе, черноморское побережье на юге, Дон на востоке. Северная лесостепная зона была занята земледельческим населением, большей частью — нескифским. В IV в. до н.э. легендарный царь Атей объединил Скифию в единое государство.

Основу хозяйства скифов составляло кочевое скотоводство — разведение лошадей и овец. Позже часть скифских племен, очевидно, осела на земле и занялась, наряду со скотоводством, пашенным земледелием. Жилищами им служили большие войлочные кибитки на колесах. Основным оружием скифов были лук и короткий меч («акинак»), копье, дротики. Отличительная черта скифского инвентаря — предметы, украшенные стилизованные изображениями зверей. Под влиянием военных походов и развивающейся торговли у скифов происходил процесс социальной дифференциации, выделилась вожди, которых греки именовали «царями». Их отличают богатые погребения курганного типа: в могилы помещались не только оружие, золотые украшения и предметы быта, но и трупы лошадей, слуг, рабов или захваченных в бою врагов и жен.

Соседями был другой кочевой ираноязычный народ пришедший с востока — савроматы. Их язык, по словам греческих авторов, был похож на скифский. Граница между скифами и савроматами пролегала по реке Танаис (Дон). Долгое время савроматы были союзниками скифов. Их отличало более тяжелое вооружение, предназначенное для сражения в конном строю.

Савроматов от скифов отличало положение женщин, которые воевали или охотились наравне с мужчинами; этих кочевников даже именовали «женоуправляемыми». Геродот писал: «.... Девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай». По легенде, савроматы были потомками легендарных амазонок, которые были разбиты греками и затем смешались со скифами, и «с тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхов выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами».

В III в. до н.э. на смену скифам с востока (вероятно, из Предуралья и Поволжья) пришел новый народ, известный как сарматы. Сарматы были ираноязычными кочевниками, в их племенном союзе господствовали племена сираков, аорсов, роксолан и алан. Прийдя в Северный Прикаспий, сарматы потеснили родственных им савроматов, которые смешались с пришельцами. Затем сарматские племена отвоевали степи между Доном и Днепром у скифов. С этого времени Скифия стала именоваться Сарматией.

Сарматское войско было тяжеловооруженным, воины-всадники имели мечи длинной более метра, трехметровые копья с железным наконечником, а также защитное вооружение — бронзовые и железные шлемы, кожаные панцири, покрытые бронзовыми и железными пластинами. Иногда броней покрывали и коня. С помощью луков и дротиков сарматы могли вести и дальний бой, но предпочитали рукопашное столкновение, где тяжелая конница опрокидывала неприятельский пеший строй. В пешем строю сарматы с их вооружением оказывались неповоротливыми и чересчур уязвимыми. Римский автор Тацит что «нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд». Часть сарматов, в том числе племя языгов, вела с Римом длительные войны, сменявшиеся миром и военными союзами.

По словам Страбона, сарматы — «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». У них процесс социальной дифференциации зашел довольно далеко, о чем говорит наличие богатых погребений вождей и аристократии. Знаменитым памятником сарматского времени на Дону и в Приазовье является курган Хохлач под Новочеркасском, где найдены образцы ювелирного искусства сарматских мастеров II в. до н.э. — I в. н.э. и предметы, импортированные у греков. Богатые женские захоронения, в которых находят оружие и конскую упряжь (а иногда и целиком коней), также говорят о высоком положении сарматских женщин.

Основным населением Северо-Западного Кавказа на протяжении данного периода являлись меоты и синды, которых считают одними из предков предки современных абхазо-адыгских народов. Античные историки по имени меотов, населявших, именовали территорию от Азовского до Черного морей Меотидой, а само Азовское море — Меотским озером).

Скифы, сарматы, синды и меоты испытали сильное влияние древнегреческой культуры. Греческая колонизация Северного Причерноморья началась в VII в. до н.э. Наиболее крупными колониями были города Пантикапей (на месте современной Керчи), Фанагория (на Таманском полуострове), Синдская гавань (позже — Горгиппия, на месте современной Анапы) и др. Около 480 г. до н.э. греческие города объединились в единое государство — Боспорское царство, со столицей в Пантикапее. Боспорское государство просуществовало до 107 г. до н.э., когда государство было захвачено царем Понта Митридатом VI Евпатором. Позже правители Боспора признали зависимость от Рима. В III в. н.э. Боспор освободился от власти Рима, но ненадолго: на рубеже IV—V вв. он был ослаблен нашествием гуннов, а уцелевшие поселения затем вошли в состав Византии.

Боспорское царство являлось важнейшим центром транзитной торговли, поставляя в города Греции хлеб, рыбу, кожу, шерсть и рабов, а местным племенам продавая греческое вино, оливковое масло, ювелирные украшения, престижную посуду, оружие. Постепенно Боспор сарматизировался, несколько его царей носили гордое имя Савромат. Боспорские правители также именовались «царями синдов и всех маитов» (т.е. меотов).

Боспорцы сами основывали новые фактории и колонии. Самым известным памятником греческой колонизации на Дону стал Танаис, расположенный у поселка Недвиговка в 30 км от Ростова. Он был основан в III в. до н.э., но уничтожен в 237 г. н.э. готским племенами; позже на его месте существовало сарматское поселение. Географ Страбон писал о торговой роли Танаиса: «он служил общим торговым местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру [Азовскому морю] из Боспора; первые доставляли рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозили на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни»».

Часть Дагестана входила в состав Кавказской Албании — древнейшего государства на Северо-Восточном Кавказе. Албанией греки именовали страну от Армении до Предкавказья, где обитали сарматы. По сведениям Страбона, в Кавказской Албании на рубеже II—I вв. до н.э. проживало около 26 племен и народов со своими царями. Эти племена (албаны, гелы, леги, утии, гаргары и др.) были предками современных дагестанских и вайнахских народов. В Албании насчитывалось около 30 крупных поселений, среди которых города Албана, Кабала и Чора.

Албания располагала более чем 80 тыс. войска, состоящего состоящим из тяжеловооруженной пехоты и конницы. С IV в. до н.э. страна постоянно воевала, пытаясь отстоять свою независимость: сначала — против Александра Македонского на стороне соседнего Ирана, а затем с Римом на стороне родственной по вере и культуре Армении. С III в. Албанское государство оказалось в подчинении у персов, позже ее завоевали арабы.

Албаны занимались земледелием и скотоводством, а также виноградарством и рыбной ловлей. Албанские города были расположены на транскавказском торговом пути и играли роль транзитных пунктов в торговле. Среди них выделилась знать, но большинство крестьян продолжали жить общинным строем. Первоначально местное население исповедовало языческие культы, в IV в. н.э. Албанская письменность также была создана под влиянием армянского письма.

В раннем железном веке лесную полосу Восточно-Европейской равнины населяли племена, относимые к двум большим этническим массивам: балтские племена (предки современных латышей и литовцев) и финно-угорское население. Балтийские племена, в частности — восточные балты, проживали в междуречье Днепра и Двины, где сложилась днепро-двинская культура, по многим показателем родственная прибалтийской. Население этой культуры вначале выплавляло бронзу, а затем перешло и производству железа.

Многочисленные финно-угорские племена относились вначале к дьяковской культуре (по названию с. Дьяково, находившегося на территории нынешней Москвы), занимавшей Волго-Окское междуречье. Часто эту культуру считают вариантом более общей культуры сетчатой керамики, при изготовлении которой на ткани оставались характерные отпечатки от ткани. Дьяковские племена испытывали постоянное воздействие со стороны балтийских племен.

К юго-востоку от дьяковцев жили предки таких угорских народов, как мещера, мурома, мордва — представители городецкой культуры (до IV в. н.э., затем мигрировавшие за Волгу), а также населившие район Вятки и Камы предки удмуртов и коми-пермяков — племена ананьинской культуры (до III в. до н.э.). Эти финно-угорские этносы издревле контактировали со скифами и сарматами: в ряде ананьинских могильников находят предметы скифского и кавказского происхождения, датируемые еще VII—VI вв. до н.э. Возможно, они принадлежат какой-то группе скифов, переселившихся с Кавказа на Среднюю Волгу.

Многочисленные ираноязычные народы по-прежнему проживали и в Азии, их часто именуют «культурами скифского типа». В частности, саяно-алтайские памятники относят к тагарской культуре (VIII—III вв. до н.э.), родственной афанасьевской; в их погребениях на Енисее много скифских предметов, в том числе оружия. Еще более явно выражен скифский элемент в памятниках горного Алтая, в том числе — курганах урочища Пазырык (VI—III вв. до н.э.), от которых ведет свое наименование пазырыкская культура.

К оглавлению