Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.docx
Скачиваний:
117
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
391.91 Кб
Скачать

2.2. Археологические культуры бронзового века

Переходным периодом от каменного века к веку бронзовому стал энеолит, или меднокаменный век (примерно V—III тыс. до н.э.). В это время люди уже начинали использовать бронзовые орудия и оружие, но еще преобладали каменные аналоги. Медь в основном была самородной; технология получения бронзы (т.е. сплавов меди с другими металлами) еще не распространилась. Поэтому орудия были недостаточно прочными (в частности, уступали кремниевым), что отчасти компенсировалось ковкостью меди и возможностью починки или переплавки медных предметов. Население эпохи энеолита уже было знакомо не только с медью, но и золотом, серебром, оловом, свинцом. В этот период были изобретены гончарная печь и гончарный круг, колесо и парус. Значительного расцвета достигли ремесла — керамическое производство и ткачество.

Переход к энеолиту произошел раньше всего на Кавказе, где имелись собственные запасы меди, а позже — в степной и лесостепной зоне. Равнинные районы, собственного металла не имевшие, вынуждены были импортировать медь и бронзу, которые являлись редкостью и обладали, вероятно, большой ценностью. Тем самым была заложена неравномерность в развитии населения гор, предгорий и лесостепной зоны.

Совершенствование металлообработки и гончарного ремесла привело к серьезным изменениям в материальной культуре, хозяйственной и социальной жизни людей. Усовершенствовалось оружие: кроме лука и стрел, появились копья с бронзовыми наконечниками, мечи и кинжалы, праща. Изготовление утвари, оружия и орудий труда привело к началу специализации ремесла. В хозяйственной деятельности была четко выражена половая специализация: мужчины занимались скотоводством, земледелием и металлургией, а женщины — гончарным и ткацким делом.

Это, в свою очередь, привело к изменениям в социальном строе. Уже к концу бронзового века у большинства народов господствовал отцовский род. Погребения свидетельствую о наличии полового и социального неравенства. В этот же период возникли и первоначальные формы рабства, источником которого служил, вероятно, плен.

Бронзовый век в степной зоне от Южного Урала до Дуная был представлен сменявшими друг друга археологическими культурами, такими, как ямная, катакомбная и срубная, названные так по типам подкурганных захоронений. Кочевые племена — носители этих культур — последовательно вытесняли друг друга с занятых территорий, смешивались и ассимилировались.

История бронзового века развивалась уже на фоне существования основных языковых семей, носителями которой являлось как автохтонное (коренное) население, так и пришельцы. Однако археологические данные не позволяют достаточно достоверно восстановить языковую принадлежность тех или иных племен, тем более, что носителями однотипной материальной культуры зачастую являлись представители разных языковых групп. Все же большинство исследователей связывает степные племена с иранской или индоиранской общностью.

Племена ямной культуры (ранний бронзовый век) хоронили своих умерших в грунтовых могилах под огромными курганами. Захоронения в курганах были множественными, и зачастую производились в разное время. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Судя по погребениям, племена в основном занимались скотоводством. Имущественное неравенство у них еще не прослеживается.

Одновременно с этой культурой, в лесостепной зоне европейской части нашей страны проживали племена, которые, вероятно, были предками кельтских, германских и балтославянских народов. Для этой культуры были характерна культура каменных боевых топоров и шнуровой керамики. В Предуралье и за Уралом жили племена ямно-гребчатой керамики (украшавшие свою посуду ямками и оттисками гребня), бывшие предками фино-угорских народов. Еще восточнее обитали алтайские племена (предки тюркских и монгольских народов). Они занимались скотоводством, в том числе коневодством. Навыки обработки меди алтайцы позаимствовали, вероятно, либо у индоевропейцев, либо у народов Кавказа и Передней Азии.

В горной зоне Северного Кавказа в раннюю бронзу существовали автохтонные археологические культуры, представленные предками современных горцев: в центральной и северо-западной части региона — майкопская культура, а на северо-востоке (Дагестан и Чечня) — куро-аракская культура. Они были оседлыми, занимались земледелием и скотоводством (разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также коней и свиней)., металлургией, гончарным и ткацким промыслом.

Кроме того, на восточном побережье Черного моря, а также в Прикубанье распространилась уникальная дольменная культура. Дольмены (от бретонских слов tol — «стол» и men — «камень») представляли собой погребальные сооружения из каменных плит или высеченных в скал монолитов с отверстием в фасадной стене, через которую в погребальную камеру помещались умершие. Некоторые дольмены сопровождаются курганами в виде пирамид, выложенных из камня. Племена дольменной культуры занимались земледелием и скотоводством, а на побережье — морским промыслом. По некоторым предположением, они приплыли морем из Европы.

В эпоху средней бронзы, с начала II тысячелетия до н.э. В степи распространилась катакомбная культура, вытеснившая ямников. Умерших хоронили в специальных погребальных камерах, дно которых находилось ниже входного отверстия. В некоторых мужских погребениях найдены убитые жены. Катакомбники разводили овец, коров, лошадей. Вдоль рек, где эти племена оседали на земле, возникало также земледельческое производство. Они владели высоким уровнем изготовления керамики, которая была крайне разнообразной и имела различный орнамент. В курганах обнаружены погребения данной культуры в повозках, что свидетельствует о распространении колесного транспорта. Некоторые поселения, как, например, Ливенцовское на Дону, представляли собой настоящие крепости.

Оседлое население Северного Кавказа представлено в этот период племенами дольменной и северокавказской культур. Северокавказскую культуру составляли племена, заселявшие несколько локальных регионов — Прикубанье, Ставрополье, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию и Чечню. Вероятно, эти племена имели этническое и культурное единство. Северокавказцы также поддерживали тесные связи с племенами катакомбной культуры, являясь для них главными поставщиками металла. Самым распространенным видом погребальных сооружений северокавказцев были курганы; использовались также и грунтовые некрополи и могилы, высеченные в скале.

В конце периода на Северо-Восточном Кавказе распространилась новая каякентско-хорочоевская культура. Основными занятиями населения этого региона были земледелие, скотоводство и металлургия. Данная культура, а также кобанская культура поздней бронзы (получила свое название по могильнику близ селения Верхний Кобан в Северной Осетии) превратились из позднебронзовых в культуры раннего железа.

У кобанцев прослеживается неравенство, особенно по погребениям воинов-вождей и старейшин. В кобанский период зародилась частная собственность, скот принадлежал уже не роду, а отдельным парным семьям. Тенденция распада больших семей на парные отмечена и в погребальном обряде. Погребения кобанцев были разнообразными: и простые грунтовые ямы, и каменные ящики. Вместе с воином иногда хоронили и его коня. Постепенно на смену общим погребениям приходят индивидуальные, которые делаются на общих родовых кладбищах. У каждой семьи на таком кладбище, вероятно, имелся свой участок.

В антропологическом отношении кобанцы не были однородны. Даже в одном могильнике попадаются черепа двух типов: как длинноголовые (иранский или каспийский тип), так и короткоголовые (современный горский тип).

В эпоху поздней бронзы степная территория как Восточной Европы, так и средней Азии были заселены носителями новой срубной культурой, оформившейся, вероятно, в районе Поволжья. Эту культуру иногда еще называют «протоскифской».

Кочевники срубной культуры быстро перешли к оседлости. Основу их жизни составляли скотоводство и рыболовство. Они уже начали использовать лошадей для верховой езды. Изменился их погребальный обряд: покойников хоронили в небольших ямах, иногда выложенных изнутри камнями и окруженным кромлехами (оградой из камней). В Предкавказье могли использовать каменные ящики. Умершие лежали на дне могилы в скрученном положении (обычно на левом боку), головой на север, руки перед лицом. В более западных регионах срубной культуры (Поднепровье) в погребениях находят много бронзовых предметов; в степи же они были редкостью.

Срубники, скорее всего, были индоиранским населением. Их потеснили другие индоиранцы, проникавшие с юга через Кавказ и Среднюю Азию и бывшие воинственными племенами, использовавшими легкие боевые колесницы.

Культура полей погребений.

В лесной и лесостепной зоне Центральной и Восточное Европы в это время распространилась культура погребальных урн. Покойных кремировали и помещали в глиняных урнах на специальных «полях погребений». Самая древняя из локальных культур погребальных урн — лужицкая культура — возникнув за 1 300 лет до н.э., практически без изменения продолжилась в раннем железном веке. Вполне вероятно, что этот погребальный обряд, пришедший с территории Балкан и сменивший подкурганные захоронения, был заимствован представителями нескольких этнических групп, в том числе предками славян.

К оглавлению