Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в теорию соц. коммуникации - Соколов.rtf
Скачиваний:
116
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
17.07 Mб
Скачать

2.2.3. Коммуникационные отношения

В заключение раздела I был сделан вывод, что коммуникационная деятельность представляет собой обще­ственное отношение между осуществляющими ее людьми. Теперь конкретизируем этот вывод применительно к 1) устной микрокоммуникации и 2) массовой макрокоммуникапии.

Коммуникационные отношения в любом случае пред­ставляют собой социальные и психологические отношения между коммуникантами и реципиентами. Социальные от­ношения определяются, во-первых, социальными ролями (статусами) общающихся людей, во-вторых, коммуника­ционной ситуацией — обстоятельствами, при которых про­исходит коммуникация. Психологические отношения зависят от взаимного восприятия партнеров, их понимания, доверия или, напротив, враждебности друг к другу. В зави­симости от социальных и психологических отношений формируется круг обсуждаемых тем (тематика сообщений), тональность и стилистика речи.

Понятие социальных ролей используется в современ­ной функционально-структурной социологии, где разрабо­тана особая теория ролей. В свете этой теории всякое общество имеет ролевую структуру, состоящую из взаимо­связанных социальных статусов (позиций), дающих опре­деленные права (привилегии) и накладывающих обязанно­сти исполнять ту или иную деятельность (ролевая деятельность) по общественно одобренным образцам (роле­вые предписания). От человека, занимающего данное место в ролевой структуре, ожидается строгое следование роле­вым предписаниям, что накладывает характерный отпечаток на его образ жизни в целом и на коммуникационную дея­тельность в частности. Именно на основании ролевой деятельности в обыденном сознании формируются образы "учителя", "врача", "начальника", "чиновника" и пр., мно­гократно запечатленные в художественной литературе.

В межличностной микрокоммуникации коммуниканты и реципиенты предстают друг перед другом как носители присущих им социальных ролей, но эти роли имеют разное значение в зависимости от ситуации, в которой осущест­вляется коммуникация. Различаются стандартные и нестан­дартные коммуникационные ситуации. В стандартных ситуациях заданы заранее иерархия ролей и нормы отноше­ний между исполнителями разных ролей. В официальных структурах общества, где действуют служебные отноше­ния, явно или неявно регламентированы и тематика, и фор­ма сообщений. Хрестоматийный пример — уставное армейское общение; столь же предсказуемы коммуника­ционные ситуации тила "учитель — класс", "врач — паци­ент", "продавец — покупатель" и др. Нестандартное общение практикуется в неофициальной обстановке (семейной, дружеской), когда отбрасывается иерархия социальных ролей и вступают в силу неформальные меж­личностные симпатии и авторитеты.

Социальные отношения (роли, ситуации) складывают­ся независимо от воли и намерений людей, это прину­дительно действующие нормативы, регулирующие комму­никационную деятельность. Другим регулятором, только не объективным и надличностным, а субъективно-личностным, являются психологические отношения. Коммуникант и реципиент контактируют друг с другом в процессе устной микрокоммуникации как чувствующие и мыслящие субъек­ты. Коммуникационная ситуация осознанно и бессоз­нательно переживается участвующими в ней людьми.

Осмысленное переживание коммуникационной си­туации включает познание (восприятие, перцепцию) ком­муникантом и реципиентом друг друга. Это познание использует этические и эстетические критерии, ситуацион­ные расчеты, привычные симпатии и антипатии. В результате в сознании общающихся людей формируется образ (имидж) друг друга, который может быть привлекательным или отталкивающим, безразличным или волнующим и т. д.

Внешний облик и поведение людей, т.е. имидж — это текст, который может быть расшифрован и прочитан, прав­да, разные люди по-разному прочитывают этот текст, поэтому имеются разные, порою противоположные, мнения об одном и том же человеке. Большое значение имеет ком­муникационная ситуация: являются ли люди равноправ­ными партнерами, делающими общее дело, или они нахо­дятся в отношениях начальник — подчиненный и др.

Для понимания собеседника и вообще — другого че­ловека немалое значение имеет воображение и интуиция. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно мысленно, посредством фантазии, перенестись в положение собеседника. Встречаются люди, обладающие способностью интуитивно проникать во внутренний мир другого человека. К сожалению, этим даром обладают да­леко не все люди, поэтому коммуникационная деятельность затрудняется межличностным барьером, существующим между людьми, несмотря на близость их социально-демографических характеристик (возраст, пол, образование, образ жизни и пр.) В чем суть этого барьера?

Коммуникант обладает: а) самосознанием, т. е. пред­ставлением о собственном имидже, б) имиджем партнера, т. е. представлением о его целях, возможностях, потребно­стях, способностях, интересах и т. д. Таким образом в сознании коммуниканта складываются:

собственный имидж ЯК

имидж реципиента РК.

В сознании реципиента, в свою очередь, образуются:

собственный имидж ЯР

имидж коммуниканта КР

В случае межличностного общения имеет место сле­дующая ситуация: коммуникант говорит в качестве ЯК обращаясь к РК, реципиет отвечает ему как ЯР и адресуется при этом к КР (см. рис. 2.3.). Ск и Ср - сообщения которыми обмениваются К и Р.

Рис. 2. 3. Абстрактная и реальная схемы общения

Ясно, что в реальной жизни Як и КР, так же как ЯР и РК не совпадают, а в лучшем случае имеют сходство. Ком­муниканту трудно предугадать его имидж в сознании реци­пиента и наоборот. Ясно также, что добиться устранения субъективизма невозможно, следовательно, межличност­ный коммуникационный барьер неустраним. Этот барьер возникает не только при межличностном диалоге, но и в случае управления и обслуживания, — при любой комму­никационной деятельности, кроме подражания. (При подражании действует схема КР — Ср — ЯР).

Значение учета межличностного барьера проиллюст­рируем примером. Если оратор (К) имеет неверное представление о себе (ЯК — искаженный имидж), о слуша­телях (ЯР — также искажен), а главное, о том, как его воспринимают слушатели (имидж КР), то его обращение к аудитории СК не будет воспринято аудиторией и повиснет в воздухе. Та же ситуация — в случае учебного процесса.

Образы и имиджи людей, формирующиеся в процессе коммуникации, зависят от явления проекции, т.е. переноса собственных психических состояний и качеств на партнера.

Все исследователи, наблюдавшие явления проециро­вания при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качест­ва или собственные состояния другим людям особенно выражена у лиц, отличающихся слабой самокритичностью и малым проникновением в собственную личность. Эта тенденция в очень большой степени характерна для "авторитарного" типа личности и почти не обнаруживается у "демократического" типа.

Оценка другого человека зависит от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, прису­щее ему отношение к другим людям и связанная с этим отношением всегда имеющаяся у него (но не всегда осозна­ваемая) "теория личности". Уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и распо­ложенных к ним, и наоборот, лица не уверенные в себе, воспринимают других с опаской, подозревая их в холодно­сти и враждебности. Несомненно влияние предварительно полученной информации о человеке-партнере, которая фор­мирует положительную или, напротив, отрицательную установку у оценивающего.

Коммуникационные отношения, присущие массовой макрокоммуникации, во многом отличаются от описанных выше отношений, свойственных межличностной микро­коммуникации. Эти отличия обусловлены механизмом массовой макрокоммуникации, заключающемся в том, что во-первых, массовый коммуникант обращается к реципиен­ту не непосредственно, а опосредованно, при помощи технических средств (пресса, радио, телевидение, кино); во-вторых, формой коммуникационной деятельности явля­ется управление, а субъект-субъектное общение, обмен ролями между коммуникантом и реципиентом — исклю­чаются; в-третьих, сообщение транслируется лишь в одном направлении в жанре монолога.

Поэтому имеет место фиксированность социальной роли и коммуникационной ситуации и относительная стабильность психологического отношения реципиента к массовому коммуниканту при значительном расхождении во мнениях между отдельными реципиентами. С' точки зре­ния теории социальных ролей все средства массовой коммуникации выполняют одну и ту же роль — роль со­циального коммуниканта, причем реализуется лишь одна стандартная коммуникационная ситуация в зависимости от технических средств: "газета — читатель", "радио— слушатель", "кино (телевидение) — зритель".

Массовый коммуникант не является отдельной лич­ностью, он представляет собой коллектив, в который вхо­дят в общем случае три субъекта: а) попечители — госу­дарство, церковь или общественная организация, финанси­рующая данное средство массовой коммуникации, руко­водящее его деятельностью и "заказывающее" содержание и форму сообщений; б) издатели — редакция, организован­ная попечителем, или независимая компания; в) авторы и исполнители, творческие работники, приглашаемые издате­лями. Между попечителями, издателями и авторами далеко не всегда имеется духовное единство и взаимопонимание.

Поэтому трудно говорить о наличии какого-то "коллек­тивного самосознания". Тем не менее, в сознании массовых аудиторий формируется "имидж" данного социального коммуниканта.

Массовая аудитория, которая выступает в качестве коллективного реципиента массовой коммуникации, отли­чается следующими свойствами: многочисленностью, исключающей индивидуальный контакт с каждым из слу­шателей (зрителей, читателей); разнообразием (т. е. разно­го возраста, пола, социального положения, культурного развития и т. д.); анонимностью, т. е. обезличенностыо. Тем не менее в результате конкретных социологических иссле­дований создается "образ" читателей той или иной газеты, слушателей той или иной радиопередачи и т. д. Поскольку эти "образы", как правило, фрагментарны и неадекватны, можно считать что в сознании издателей и авторов существует имидж РК (см. рис. 2.3.). Вследствие этого раз­личия создаются предпосылки для возникновения ком­муникационного барьера.

Сообщения, распространяемые в письменной или уст­ной форме средствами массовой коммуникации, обладают одним несомненным достоинством: они соответствуют нормам литературного языка, а речь профессиональных дикторов может служить эталоном культуры речи. Други­ми свойствами массовых сообщений являются: широкая адресность (всем! всем! всем!); симультанность — они опе­ративно тиражируются и доставляются по разным адресам (не случайно технические средства массовой коммуникации называют "мультипликаторы"); злободневность и быстрая устареваемость в силу вытеснения новыми сообщениями. Разумеется, все эти свойства чужды сообщениям, пере­дающимся в ходе межличностной микрокоммуникации.

Коммуникационные отношения естественным образом обусловливают тональность и стиль, свойственные данному коммуникационному акту. Различаются следующие тональности, распространяющиеся как на микро-, так и на макрокоммуникацию:

— возвышенная тональность, свойственная торжест­венным, ритуальным и официальным сообщениям;

— нейтрально-обиходная, информационно-фактогра­фическая тональность, используемая в повседневном и деловом общении, а также в информационных сообщениях средств массовой коммуникации;

— художественная декламация, используемая в неко­торых передачах радио, телевидения или в кино;

— вульгарная тональность — коммуникация с нару­шением этических норм;

— фамильярная тональность — общение с наруше­нием иерархии ролей.

Коммуникационная ситуация обусловливает стиль речи коммуникантов, т. е. тот набор лексических и грамма­тических средств, который используется коммуникантами. Различаются научный, официально-деловой, публицисти­ческий, разговорно-бытовой, художественный стили. Изу­чением особенностей различных речевых стилей занимает­ся функциональная стилистика, входящая в состав линг­вистических дисциплин. Главными проблемами этой дис­циплины является изучение законов функционирования тех или иных языковых средств в определенных типах комму­никационных ситуаций. Стилистические характеристики и расслоения речи зависят от формы коммуникационной дея­тельности (общение, управление), от жанра речи (монолог, диалог), от количества участников коммуникации, от личностно-индивидуальных особенностей речевого поведения. При этом учитываются не только вербальные, но и невер­бальные средства, придающие соответствующую окраску устной коммуникации.