Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в теорию соц. коммуникации - Соколов.rtf
Скачиваний:
116
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
17.07 Mб
Скачать

7.3. Дефиниция игры и типизация игр

Столь большая значимость игры в социально-куль­турной деятельности вынуждает нас углубиться в теорию "игрологии" в поисках ответа на вопросы "что такое игра вообще?" и "какие типы игр существуют?". С этой целью выделим отличительные признаки игры, указанные разными авторами.

1. Всякая игра есть свободная деятель-пост ь, игра по приказу не игра, в крайнем случае — имитация игры. Свободно войдя в игру, человек может столь же свободно из нее выйти. То, что может быть пре­кращено по желанию участников, есть игра, например, война, учеба, брак. Неигра — то, что нельзя прекратить по желанию, например, болезнь, любовь, естественные про­цессы, течение времени. Насилие односторонняя игра, где палач играет с жертвой, как кошка с мытью. Рынок есть игpa, а планирование хозяйства насилие; юридиче­ские законы - игра, законы природы неигра.

2. Игра не преследует получение материальных про­дуктов, подобно труду, но она не бесцельна. Целью игры является в ы и г p ы ш, который может носить морально-эмоциональный или материальный характер; в общем слу­чае важнее морально-эмоциональные стимулы, исключение которых приводит к вырождению игры в неигровое занятие.

3. Игра как "царство свободы" п р о т и в о с т о и т обыденной жизни как царству необходимости. Демонстра­тивное инобытие игры обуславливается: а) замкнутостью игрового пространства (храм, арена, экран, игорный стол, служебный кабине!, учебная аудитория); б) регламентиро­ванием времени устанавливается начало, конец игры, периоды ее повторения; в) использованием костюмов, ма­сок, условною языка, паролей и т.д.; г) обособлением игроков, ограниченностью их круга посвященными в "тайну" игры; д) незыблемостью добровольно принятых правил. Поль Валери заметил: в отношении правил игры невозможен скептицизм.

Поэтому шулерам, мошенникам, лицемерам всегда доставалось меньше, чем тем, кто нарушал игру: вероот­ступникам, еретикам, диссидентам, узникам совести. Прав­да, именно изгой, революционер, член тайного клуба, ере­тик - все они необычайно подвержены сплочению в груп­пы и обладают сильно выраженным игровым характером. Другими словами, они хотят играть в "свою" игру, а не в тy, которую им навязывают.

4. Благодаря упорядоченности, следованию опреде­ленным правилам, отрыву от обыденности, игра создает временное, ограниченное совершенство в хаосе повсе­дневной жизни. Она в состоянии зачаровывать людей своим ритмом и гармонией, удовлетворяя их эстети­ческую потребность.

5. Игра представляет собой непредсказуемое, но справедливое испытание силы, упорства, отваги, находчи­вости, воли, интеллекта игроков, и тем самым удовлет­воряет этические потребности; поэтому так возму­щают неправильное судейство, жульничество, нечестная борьба, оскорбляющие чувство справедливости.

В итоге получаем следующую дефиницию: Игра есть целесообразная социально-культурная деятельность неза­висимых субъектов, осуществляемая в рамках добровольно принятых ими условных правил и обладающая этической и эстетической привлекательностью.

В этом определении отсутствуют такие эпитеты, как иллюзорность, фантастичность, бескорыстность, поскольку они не относятся ко всем без исключения играм.

Типизация игровой деятельности. Как отмечено в дефиниции, всякая игра целесообразна, но цели, пресле­дуемые субъектами, могут быть разными. В зависимости от цели игры делятся на четыре типа:

а) Игра-маскарад, заключающаяся в том, чтобы скрыть подлинные намерения, действительное состояние играющего субъекта; например, действия генерала, пытаю­щегося ввести в заблуждение противника. Целью игры в этом случае является манипулирование партнером, зрите­лями, публикой, управление ими желательным образом.

б) Игра-разгадка, состоящая в познании, раскрытии, разоблачении действительной, но скрытой сущности чело­века, события, загадочного объекта. Здесь уместны такие средства смеховой культуры, как загадка, карикатура, па­родия, гротеск, не говоря о типичных примерах игр: ребус, кроссворд, шарада, загадочный рисунок и т. д. Цель игры в этом случае состоит в демонстрации познаватель­ных способностей, эрудиции, интуиции, догадливости.

в) Игра-состязание ("агональная" игра, от лат. "агон" — публичное состязание, публичный бой), суть сос­тоит в борьбе за что-нибудь с целью добиться победы, дока­зать свое превосходство. Сюда можно отнести азартные игры, игры шанса, лотереи и т. п., представляющие собой "борьбу с судьбой". Главный игровой выигрыш заключается в чувстве самоутверждения, удовлетворения, восторга по­беды; сопутствующие материальные приобретения выходят за пределы игры.

г) Игра-сказка — уход в иллюзию от обыденной обязаловки, компенсация серьезности повседневной жизни; сюда относятся также "головокружительные" игры типа качелей, каруселей и т. п. аттракционов. Цель состоит в психи­ческой разгрузке, уходе от действительности, гедонисти­ческих переживаниях, короче говоря — в самомани­пулировании. Игра-сказка, по-видимому, лежит в основе фольклорной деятельности, как первобытной, так и совре­менной.

Привлекательность игровой деятельности заклю­чается в неопределенности конечного результата, в том творческом вкладе, который должен сделать субъект, чтобы снять эту неопределенность. Следовательно, всякая под­линная игра есть творческая деятельность. Но лишь фигурально можно сказать, что всякое творчество есть игра физических и духовных сил человека — творца, поскольку творчество распространяется не только на игру, но и на неигровую трудовую и духовную деятельность.

Однако часто случается, что игра утрачивает свои характерные признаки (непринужденность, добровольность, непредсказуемость, эмоционально-этическую привлека­тельность) и превращается в свою противоположность — обязательный процесс, лишенный игровой сущности. Про­исходит вырождение игры в псевдоигру. Псевдоигра — это неигровая деятельность, сохраняющая игровую форму. Псевдоигры делятся на т р у д о в у ю п о в и н н о с т ь и р и т у а л. Псевдоигровая трудовая повинность осуще­ствляется под действием внешнего принуждения (обязан­ность, долг, насилие). Так, актер, утратив вдохновение, вынужден преподносить зрителям псевдоигру, ибо не может покинуть сцену. Игра превращается и трудовую повинность. Для выполнения ритуальной псевдоигры нужна не творчески продуктивная, а подражательно-репродуктивная деятельность, которая создает видимость игрового, даже театрализованного действия.

Можно ли вытеснить и структуре социально-куль­турной деятельности игру псевдоигрой, т.е. полностью заменить игровую деятельность трудовой? Нет, нельзя! Человек может обойтись без псевдоигры, не впадая к деградацию, но обойтись без творческой игровой деятельности он не может. Не важно, какой тип игровой деятельности будет выбран, важно, чтобы отсутствовал вакуум в структype личностной деятельности. "Человек разумный" обре­чен быть "Человеком играющим", т.е. заниматься игровой деятельностыо посредством языка, искусства, комму­никации. Именно в этом смысле справедлив афоризм Ф. Шиллера "человек играет только тогда, когда он в пол­ном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лить тогда, когда играет"1.