Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в теорию соц. коммуникации - Соколов.rtf
Скачиваний:
152
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
17.07 Mб
Скачать

1.2. Коммуникационная деятельность

Всякое не мгновенное, а длительное изменение (дви­жение) есть процесс. Всякая социальная коммуникация но определению представляет собой социально-коммуни­кационный процесс. Движущими силами, детерминирую­щими течение процесса и ею конечные результаты, могут быть:

а) стихийные естественные силы, чуждые сознатель­ному целенолаганию;

б) целенаправленно действующий субъект (деятель), стремящийся использовать доступные ему средства для достижения собственных целей.

Коммуникационные средства и методы, созданные искусственно людьми или возникшие естественным путем, будем называть коммуникационными явлениями. Комму­никационные процессы, целенаправленно осуществляемые субъектами коммуникации, назовем коммуникационной деятельностью.

Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1.) иллю­стрирует коммуникационную деятельность, поскольку она акцентирует целесообразность взаимодействия коммуни­канта и реципиента. Но было бы неправильно сводить со­циальную коммуникацию только к коммуникационной дея­тельности, игнорируя сопровождающие эту деятельность явления. Более того, оказывается, что коммуникационная деятельность зависит от коммуникационных явлений как своих необходимых предпосылок, методов и средств. Дос­таточно назвать такие коммуникационные явления как речевая способность и естественный язык, без которых немыслима социальная коммуникация. Поэтому в реаль­ную, а не элементарную схему коммуникации должны быть включены коммуникационные явления. В разделе 1.3 мы рассмотрим эти явления, а теперь обратимся к формам коммуникационной деятельности.

Формы коммуникационной деятельности опреде­ляются в зависимости от целевых установок, свойственных партнерам по коммуникации. Возможны три варианта:

1. Участники коммуникационной деятельности от­носятся друг к другу как к равноправным, самоценным субъектам, не пытаясь управлять (манипулировать) друг другом. Имеет место субъект-субъектное отношение в ви­де диалога равноценных личностей. Коммуникационная деятельность носит творческий характер в том смысле, что достигается общность партнеров, возникает новое психическое образование, обозначаемое словом "мы". Такая форма коммуникации есть общение.

Обычно диалог представляется как последователь­ность активных высказываний говорящего (коммуниканта) и соответственно пассивного восприятия слушающего (реципиента). Ложность этой схемы в том, как отмечал М. М. Бахтин, что реципиент всегда занимает но отно­шению к слышимой речи активную позицию: он согла­шается или не соглашается, готовит ответ, дополняет ее, анализирует мотивы и т. д. "Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит активно ответный характер..., всякое понимание чревато ответом и в той или иной форме обязательно его порождает: слушающий становится го­ворящим"1.

Ответ не обязательно должен последовать немед­ленно; услышанное и активно понятое сообщение может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Жанры сложного культурного общения — письменная речь, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедлен­ною действия.

Реальный единицей речевого общения является не слово, не предложение, не абзац, выделенные в соответ­ствии с лингвистическими критериями членения текста, а высказывание. Высказывание это завершенная единица смысла, дающая возможность ответить на него. Выска­зывания варьируются от коротких реплик бытового диалога и военных команд до научных докладов и многотомных романов. Границы высказывания определяются сменой говорящих.

Особым случаем специально организованного обще­ния является обслуживание. Реципиент выступает в роли клиента (автора запроса, требования), а коммуникант в роли обслуживающего персонала, пытающегося удовлетворить запросы клиента. Например, общение "библиотекарь - читатель", "продавец - покупатель" и т.п. Коммуни­кационное обслуживание особый вид обслуживания, имеющий целью удовлетворение коммуникационных но-гребное той людей.

2. Коммуникант рассматривает реципиента как объект коммуникационного воздействия, как средство достижения своих целей. В этом случае возникают субъект-объектные отношения, которые свойственны коммуникационной дея­тельности в форме управления. Управлять людьми можно путем приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом), обучения (педагогические средства и методы, воздействующие на духовное развитие ученика), внушения (суггестия), когда исполь­зуется принудительная сила слова. Именно на внушении строится практика манипулирования сознанием покупа­телей, избирателей, массовых аудиторий, которыми поль­зуются средства массовой коммуникации, политические партии, реклама, пропаганда.

Израильский философ Мартин Бубер (1878 - 1965), распространяя различие между общением (субъект-субъектное отношение) и управлением (субъект-объектное отношение) на жизнедеятельность в целом, постулирует два типа отношения человека к окружающей действительности: .

а) отношение "Я - Ты", предполагающее "перетекание из "Я" в "Ты", подлинное понимание и взаимность об­щающихся людей;

б) отношение "Я - Оно", когда человек, будучи субъектом сознания и действия, воспринимает окружающие его предметы и других людей в качестве безличных объек­тов или вещей, служащих для утилитарного использо­вания, эксплуатации, манипулирования. Бытие людей де­лится таким образом на диалогическое существование, когда развертывается диалог между личностью и окру­жающим миром, между личностью и Богом, и моно­логическое (эгоцентрическое) существование. Полноценная реализация личности, утверждает М. Бубер и своем уче­нии, именуемом ''диалогическим персонализмом, возможна лишь в первом случае1. Таким образом, формы коммуникационной деятельности приобретают мировоззренческое звучание

3. Рецепиент целенаправленно выбирает коммуни­канта и использует его в качестве образца для подражания. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего уча­стия в коммуникационном акте. Образуется обьект-субъектное отношение, где активным субъектом стано­вится реципиент, а пассивным объектом, как ни парадок­сально, коммуникант. Коммуникационную деятельность в такой форме назовем подражание (греч. мимесис).

Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникации (рис. 1.1.), ибо не обна­руживается явного сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привле­кательностью для реципиента, всегда есть. Это те образцы поведения, внешнего облика, творческой деятельности, образа жизни, которые реципиент выбирает для усвоения. Подражание - древнейший вид коммуникационной дея­тельности, свойственный высшим животным. Особенно велика роль подражания (имитации) в процессе социали­зации, овладения умениями, мастерством и т.п.; достаточ­но вспомнить, что овладение родным или иностранным языком происходит через подражание.

Велика роль подражания (мимесиса) в социальной жизни. Традиции, обычаи, стереотипы поведения пере­даются oт поколения к поколению благодаря подражанию. Недаром в "Поучении Мерикара", памятнике египетской письменности XXII—XXIII ив. до п. э., говорится:

"Подражай отцам своим и предкам своим"1. Можно ска­зать, что подражание — способ существования живой социальной памяти.

На рис. 1.3 систематизированы перечисленные формы коммуникационной деятельности. Следует отметить, что эти формы перетекают друг в друга в зависимости от изме­нения коммуникационных ролей партнеров. Так, управ­ление может принимать форму общения, а обслуживание ставить задачи управления (воспитание, идеологическая обработка и т. д.). Подражание есть фактически само­управление.

Коммуникационные роли

Реципиент в роли:

целенаправлен­ного субъекта

объекта воздей­ствия

Коммуникант в роли:

целенаправлен­ного субъекта

ОБЩЕНИЕ,

ОБСЛУЖИ­ВАНИЕ

УПРАВЛЕ­НИЕ,

ОБУЧЕНИЕ

объекта воздействия

ПОДРАЖА­НИЕ

Рис. 1.3. Формы коммуникационной деятельности

Типичным способом реализации коммуникационного общения является дгшлог двух собеседников; для управле­ния и подражания типичен монолог в устном, письменном или пантомимическом (поведенческом) виде. Диалог близок к поведению по схеме "стимул-реакция", он не требует такого уровня программирования и организации, как моно­логическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, свойственной первобытным пародам, а монологическая речь — более поздним коммуникационным образованием, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.

Для диалога не характерна письменная форма реали­зации (понятно, есть исключения). Монолог же может быть предъявлен как в устной, так и в письменной форме. Пись­менный монолог еще более "запрограммирован", чем устный, поскольку заведомо предполагается отсутствие обратной связи от реципиента, тем более — массовой ауди­тории. Кроме того, в письменной речи отсутствуют мими­ка, интонация и другие невербальные средства, облегчаю­щие правильное понимание устной речи. Ю. Н. Тынянов отмечал, что "слова могут быть вышибленными из их зна­чения той или иной интонацией"1. Следует обратить внимание на то, что в письменной речи обычно "участвует" внутренняя речь, на которой "проговаривается" то, что предполагается записать и отбираются нужные фразы. На­пример, Ф. И. Тютчев отрабатывал свой стихи "в уме", отсеивая без записи ненужные варианты; А. С. Пушкин, как свидетельствуют черновики его произведений, предпочитал записывать варианты на бумаге.

Обратим внимание на расхождения в употреблении терминов "коммуникация" и "общение" в русской научной терминологии. Часто, но не всегда они используются как синонимы. Иногда в качестве общения рассматриваются любые виды взаимодействия людей в рамках социальной общности, к которой они принадлежат. Сюда относятся антропологическое общение, связанное с продолжением рода, совместная производственная и досуговая деятель­ность, военные столкновения и конфликты и т. д. Ясно, что в данном случае понятие "общение" поглощает понятие "социальная коммуникация".

В отечественной психологии общение считается базо­вой категорией, имеющей три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен знаниями, идеями), интер­активную (обмен не только словами, но и действиями), перцептивную (восприятие друг друга партнерами но об­щению и установление на этой основе взаимопонимания)2. Получается, что коммуникация - разновидность общения или часть его.

Отсутствие четкого разделения между категориями "деятельность" и "общение" приводит к путанице. есть три точки зрения:

1) общение есть вид деятельности, причем имеется в виду речевая деятельность (А. А. Леонтьев);

2) общение это часть (элемент, аспект) всякой деятельности, оно включено в любую деятельность, в то время как сама деятельность выступает как условие общения (А. Н. Леонтьев);

3) деятельность и общение - две разные и самостоятельные стороны социального бытия человека, его образа жизни (Б. Ф. Ломов).

Наша позиция, как следует из содержания данного раздела, состоит в том, что общение это форма коммуникационной деятельности, а коммуникационная деятель­ность есть разновидность человеческой деятельности, кото­рая имеет типовую структуру (объект, субъект, цель, методы, средства, операции) и может служить областью приложения деятельностного подхода (см. раздел 7).