Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кронгауз часть 2.doc
Скачиваний:
88
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
899.07 Кб
Скачать

Глава 22 теория речевых актов

22.1. Историческая справка

Теория речевых актов возникла и сформировалась в рамках лингвистической философии, прежде всего в работах представи­телей оксфордской школы (Дж. Остин, П.Стросон) и близких к ним философов (Дж. Сёрл и др.). Создателем теории речевых ак­тов стал английский философ Дж. Остин. Основные идеи новой теории он изложил в лекциях, прочитанных в Гарвардском уни­верситете в 1955 г. В 1962 г. они были опубликованы отдельной книгой под названием «How to do things with words» (Oxford; в русском переводе «Слово как действие»). Обратив внимание на совершенно конкретное явление, которое он назвал перформа-тивным высказыванием, Остин выделил свойство перформатив-ности и далее обобщил его для всех высказываний. Он рассмотрел понятие речевого акта и разложил его на три сущности: локутив-ный, иллокутивный и перлокутивный акты. Основное внимание Остин и его последователи сосредоточили на иллокутивном акте. Дж. Остин построил классификацию речевых актов, в основу ко­торой легло понятие цели.

Дж.Сёрл предпринял попытку эксплицировать правила, управ­ляющие речевым актом, а также описать механизмы передачи на­мерения от говорящего к слушающему в процессе коммуникации.

Теория речевых актов явилась одним из самых принципиаль­ных шагов при переходе от описания семантического значения к значению прагматическому. Этот переход подразумевается даже в лекциях Дж. Остина, не использующего эти термины. Отталкиваясь от понятия перформативности — особого типа значений, он обоб­щает его по существу до понятия прагматической рамки, уже, безусловно, выражающего внешнюю по отношению к смыслу прагматическую надстройку. Теория речевых актов, будучи разде­лом семантики, стала одним из источников современной прагма­тики.

22.2. Речевой акт и его аспекты

Содержание этой главы частично пересекается с содержанием главы 12, посвященной значению предложения и высказывания, поскольку именно теория речевых актов предоставила и осуще­ствила программу исследования семантики этих языковых единиц.

282

В основу теории Дж. Остина легло понятие речевого акта

минимальной единицы речевого общения. Речевым актом называ­ется производство конкретного предложения в условиях реальной речевой коммуникации. Такое понятие речевого акта совпадает с современным пониманием термина «высказывание».

Интересно, что Дж. Остин практически не рассматривал тот объект, который он называл целостным речевым актом. Он пред­ложил рассмотреть раздельно три грани речевого акта и даже го­ворил о трех разных типах актов: локутивном, иллокутивном и

перлокутивном.

Локутивным называется собственно акт говорения, или, точ­нее, произнесения. По Остину, локутивный акт также может быть интерпретирован в трех разных ипостасях. Локутивный акт реали­зуется, во-первых, как фонетический акт, т.е. просто произнесе­ние определенных звуков. Во-вторых, выделяется фатический акт, т.е. произнесение определенных слов, понимаемых как опреде­ленные звукосочетания, принадлежащих конкретному словарю и соответствующих конкретной грамматике. Наконец, в-третьих, следует говорить о ретическом акте, т.е. о произнесении языковых знаков, определенных слов со свойственными им значением и референцией. Фатический и ретический акты различаются, в част­ности, при цитации, их передаче другим лицом. Фатический акт передается прямой речью: Он сказал: «Уходи!», где Уходи! пред­ставляет собой фатический акт. Ретический акт передается с по­мощью косвенной речи: Он сказал, чтобы я уходил.

Локутивный акт сопровождается осуществлением иллокутив­ного акта. Для иллокутивного акта характерны намеренность, целенаправленность и конвенциональность. Иллокутивный акт осуществляется в ходе говорения и противопоставлен самому го­ворению. Именно иллокутивный акт и стал основным объектом исследования, и часто, говоря о речевом акте, имеют в виду именно эту его сторону — иллокутивный акт. Можно выделить разные намерения, с которыми произносится та или иная локуция (ре­зультат, или продукт, локутивного акта). Это может быть вопрос или ответ, информация или предупреждение, объявление приго­вора или решения, призыв или критика и т.п. Таким образом, локуции, будучи сами по себе нецеленаправленны, могут исполь­зоваться в разных функциях. Дж. Остин называл их функциями языка, что несколько расходится с принятой в структурной лин­гвистике терминологией (см. главу 5). Впрочем, он предложил и новый термин для этого понятия — иллокутивная сила. Иллоку­тивная сила является важнейшей характеристикой речевого акта (читай: иллокутивного акта).

Однако и локутивный, и иллокутивный акты могут играть слу­жебную роль. Это происходит тогда, когда говорение осуществля­ется с целенаправленным намерением воздействовать на мысли и

чувства слушающих. Эту сторону речевого акта Дж. Остин назвал перлокуцией или перлокутивным актом. Он проиллюстрировал различия между тремя сторонами целостного речевого акта на примере использования различных глаголов. Так, фраза Он сказал, что... иллюстрирует локутивный акт, фраза Он доказывал, что... — иллокутивный, а фраза Он убедил меня, что... — перлокутивный. Таким образом, можно определить три типа актов в зависимо­сти от точки зрения их рассмотрения. Целостный речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его субстанции и языкового со­става, — это локутивный акт. Иллокутивным же актом называется речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его цели и услови'" реализации. Наконец, перлокутивным называется речевой акт рассматриваемый с точки зрения его результата и воздействия н слушающих.

В фокусе внимания исследователей оказался, как уже сказано, иллокутивный акт. По существу переход от локутивного акта как объекта исследования к иллокутивному акту — это переход от традиционного семантического исследования к исследованию прагматическому. Одной из задач ранних работ по теории речевых актов стало более строгое отграничение иллокутивных актов от двух прочих видов. П. Стросон, обобщая наблюдения Дж. Остина, назвал основным критерием отличия иллокутивного акта от ло­кутивного наличие признака целенаправленности. Основным же признаком, отличающим иллокутивный акт от перлокутивного, является его конвенциональность.

Дж. Остин рассмотрел три вида результатов, порождаемых ил­локутивным актом. Во-первых, осуществление иллокутивного акта подразумевает обеспечение усвоения. Слушающие должны понять значение локуции и иллокутивную силу. Во-вторых, иллокутивный акт воздействует особым конвенциональным способом, который отличается от обычного установления какого-либо положения дел вмешательством в ход событий. Например, результатом высказыва­ния Я нарекаю это судно «Королева Елизавета» становится своего рода крещение корабля и невозможность называть его как-то иначе. В-третьих, многие иллокутивные акты вызывают какую-то ответ­ную реакцию — ответ или практическое следствие.

Последняя характеристика сближает иллокутивные акты с пер-локутивами, однако все же следует различать действия, вызываю­щие определенные последствия (Яприказал ему, и он подчинился) и действия с особой перлокутивной задачей (Я заставил его подчи­ниться).

Дж. Сёрл поставил задачу экспликации понятия иллокутивно­го акта с помощью конкретного механизма. Исходными понятия­ми описания он объявил «правило», «суждение» и «значение». Он отнес производство иллокутивного акта к тем формам поведения, которые регулируются правилами. Сёрл различал правила регуля-

284

тивные (регулирующие формы поведения, уже существующие; например, этикет) и конститутивные (создающие новые формы поведения; например, правила игры). Языковая семантика, по мнению Сёрла, может рассматриваться как ряд систем конститу­тивных правил, а речевые акты происходят в соответствии с эти­ми правилами. Задачей исследования речевых актов было объявле­но выявление и описание таких правил.