Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Занятие №7 Земская медицина.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
93.7 Кб
Скачать

Участие земских служащих в политической борьбе

Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жёсткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.

Земства в годы первой мировой войны

Когда началась Первая мировая война, земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственно чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачиц, фельдшериц, сестёр, но это и понятно — мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были немедленно образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось. Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на едва остывших полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам. Снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный по снабжению армии комитет Всероссийского земского и городского союза (в более удобопроизносимом варианте — Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.

Земства и земельная реформа

Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири оставались слабо заселёнными.

Земское образование

Во главу угла реформы были поставлены учителя. Приоритет учителей очевиден, так как, чтобы получить врача, агронома, инженера, учителя, его сначала как минимум надо научить грамоте, а в идеале выявить потенциальные склонности, развить профессиональные интересы, — словом, заложить прочный фундамент. Приоритет образования отлично понимали в обществе — еще до проведения реформ явочным порядком были созданы Комитеты грамотности: в 1859 г. в Москве и в 1861 г. в Санкт-Петербурге. Они ставили целью содействие начальному народному образованию, устраивали педагогические курсы для народных учителей, издавали дешевые книги, учебные пособия (тут кстати упомянуть и Козьму Солдатёнкова с его «библиотекой для бедных») и естественно влились в земское движение. Правительство смотрело косо на подобную самодеятельность и в 1895 г. нашло на Комитеты управу, передав их в ведение пропитанного официозом Министерства народного просвещения. Подавляющее число работников, не в состоянии заниматься делом под надзором Министерства, вышло из состава Комитетов, после чего они прекратили свое существование.

Женское образование в России до воцарения Александра II существовало только для дворянок в виде частных пансионов и институтов. С конца 1850-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Соответственно стало развиваться и высшее образование для женщин; при женских гимназиях были основаны педагогические курсы для приготовления преподавательниц; учредили высшие женские курсы в Санкт-Петербурге («бестужевские») и там же — медицинские женские курсы для женщин-врачей. В Москве были Высшие женские курсы Полторацкой и более популярные Высшие женские курсы Герье, которые были образованы в 1872 г. при участии профессора В. И. Герье, Л. А. Шанявской, жены А. Л. Шанявского. Усилиями этой пары был впоследствии основан Вольный Университет. Это учебное заведение отличалось от всех себе подобных тем, что не было ни только мужским, ни только женским, а предназначалось для всех желающих, туда принимали независимо от прохождения средней школы, независимо от наличия диплома и независимо от знания классических языков. С дискриминацией женщин в сфере образования было покончено. Университет был платным и мог существовать лишь при режиме относительной свободы и минимальной материальной независимости населения, так что с приходом большевиков он автоматически закрылся, проработав неполных десять лет.

В начале XX века земства выступали с инициативой введения всеобщего начального образования (однако, соответствующий закон так и не был принят); наиболее прогрессивные земства (например, Ярославское) добились всеобщего начального образования в своих губерниях к 1910 м годам. Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»[6]). Предусматривалась казенная квартира (как правило, квартира предусматривалась в здании школы), либо оплата съемного жилья. Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьезную оппозицию правительству.