Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политическая_регионалистика.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
2.82 Mб
Скачать

2.2. Политическое пространство

Политическое пространство следует понимать как способ существования политических отношений и реализации политической деятельности. В свою очередь, политические отношения выступают как взаимодействие субъектов политики по вопросам овладения, использования и перераспределения политической власти в тех пределах политического бытия, которые и представляют собой политическое пространство и политическое время. Политическое пространство предполагает регламентацию границ политической активности и её реализации в политической культуре, политическом поведении и политических действиях. Политическая деятельность, т.е. деятельность субъектов политики (в их качестве могут выступать индивид, нация, социальный класс, политическая партия, государство и какие-либо государственные объединения, мировое сообщество), реализуется на международном, национально-государственном и региональном уровнях.

В соответствии с этим российское политическое пространство рассматривается в трёх измерениях:

1) Россия в мировом геополитическом пространстве;

2) Россия в окружении стран ближнего зарубежья;

3) Россия в единстве её регионов.

Геополитика в современном понимании предстаёт как теория и практика внешней политики государств, основанной на взаимоувязывании географического фактора, национальных, политических, экономических и этнокультурных интересов. Геополитика, входящая в систему политических наук, включает два основных раздела: фундаментальный (изучение развития геополитического пространства) и прикладной (составление прогнозов и рекомендаций для выработки генеральной линии действия государства или группы государств). Иначе, в геополитике осуществляется инверсия географического пространства в политическое. Проследим это на основе сопоставления двух положений. Одно было сформулировано учёными, другое – политическим деятелем.

«Северная Евразия, – утверждают Г.А. Заварзин и С.А. Пегов, – важный компонент экологической стабильности биосферы. Именно её территория является местом крупнейшего нетто-стока углекислого газа на планете и, следовательно, гарантом устойчивости климатической системы Земли. Самые большие в мире площади лесов находятся в Сибири, где сохранились фактически ненарушенные экосистемы, что также способствует стабилизации биосферных комплексов» [1].

А вот как выглядит Евразийский континент в интерпретации апологета США как единственной мировой сверхдержавы 3б. Бжезинского: «Главный геополитический приз для Америки – Евразия ... Сегодня в Евразии руководящую роль играет не евразийское государство, и глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться её превосходство на Евразийском континенте ... Критически важным является то, как Америка “управляет” Евразией ... Государство, которое господствует в Евразии, контролировало бы два из трёх наиболее развитых и экономически продуктивных мировых регионов».

Определяя геостратегию как стратегическое управление геополитическими интересами, Бжезинский рассматривает всю Евразию в виде шахматной доски, на которой находятся четыре игрока, – в западной, восточной, южной и центральной частях. И вот последняя, центральная часть евразийской шахматной доски, та самая Северная Евразия, которая в настоящее время является «политически неустойчивым и организационно расчлененным обширным средним пространством, которое прежде занимал могущественный соперник американского главенства – соперник, который когда-то преследовал цель вытолкнуть Америку из Евразии» [2]. Понятное дело, Бжезинский имеет в виду СССР, распад которого после 1991 г. способствовал образованию «черной дыры» в центре Евразии.

Итак, современная Россия в мировом геополитическом пространстве идентифицируется с сердцевиной Евразии, которую ещё в начале XX в. один из основателей геополитики X. Маккиндер назвал осевым регионом мировой политики и сформулировал важное положение, характеризующее суть политического пространства следующим образом: «Баланс политического могущества в каждый конкретный момент является, безусловно, с одной стороны, результатом географических, а также экономических и стратегических условий, а с другой стороны – относительной численности, мужества, оснащенности и организации конкурирующих наро-дов» [3].

Геополитическая заданность СССР, воплотившего вековечную установку на собирание земель вокруг Москвы, предвосхитила характер взаимоотношений современной России с ближним зарубежьем, т.е. с бывшими союзными республиками в составе СССР. Взаимоотношения России со странами ближнего зарубежья строятся на основе российских интересов в этих странах и определения сферы ее геополитического влияния. Эти интересы и инструменты влияния в ближнем зарубежье проанализированы К.Э. Сорокиным [4]. Во-первых, не может быть единой стратегии России по отношению к странам ближнего зарубежья. Каждая страна предполагает выработку индивидуального подхода России к ней как к геополитическому центру, значение которого определяется местоположением и принадлежностью к какому-либо геостратегическому действующему лицу (в Евразии это Франция, Германия, Россия, Китай и Индия).

Особое внимание необходимо обратить на то, что не только страны ближнего зарубежья, но и отдельные регионы России находятся под влиянием других цивилизаций: западной (Северо-Запад и др.), мусульманской (регионы, где исповедуется ислам), китайской (Восточная Сибирь, Дальний Восток). Однако этим центростремительным тенденциям противодействует «закон региональной общности», утверждающий, что «у наций, живущих в одной части мира, имеются объективные общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, с экономической кооперацией, отношений с третьими странами, с решением глобальных проблем современности» [5]. Тем самым реализуется региональная интеграция, которую следует рассматривать в качестве одной из тенденций развития современного мира. Применительно к современной России активизация регионализма обус-ловлена объективным процессом глобальной регионализации в мире [6].

Итак, понятие политического пространства позволяет объединить всё многообразие географических, экологических, экономических, социокультурных факторов человеческого бытия, воплощающихся в политических отношениях и политической деятельности. В каждом случае влияние какого-либо фактора на деятельность субъектов политики (акторов) определяет формирование фрагмента политического бытия и соответствующей области теоретического знания, будь то геополитика или региональная политика, экологическая политика или политическая культуро-логия и т.п.