Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика Афонин.doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.6 Mб
Скачать

4.3. Стыд и совесть.

Совесть представляет собой способность че­ловека критически оценивать свои поступки, осознавать их и переживать, если они не соот­ветствуют должному исполнению долга.

Совесть стоит на страже морального долга человека. Совесть - это своеобразный самокон­троль, она требует от человека быть честным даже тогда, когда никто не может проконтроли­ровать его. Проблема совести интересовала ещё мыслителей античности. Аристотель определя­ет её как «правдивый суд доброго человека». Она играет главную роль в системе морального сознаний. Не случайно Сократ считал самопоз­нание источником моральных суждений. Эту же мысль высказывают и другие мыслители древности: «Совесть стоит тысячи свидетелей» (Квинтилиан), «Совесть не может ошибаться» (Виньи), «Совесть - внутренний голос, предуп­реждающий, что за нами кто-то следит» (Мене- кен).

Совесть, по мнению Канта, это суровый внут­ренний прокурор, который неотступно следит за тем, чтобы человек соблюдал общий закон долга как высший принцип своей моральнос­ти. «Культивировать свою совесть, всё больше прислушиваться к голосу внутреннего судьи и использовать для этого все средства - подчёр­кивал Кант.

Откуда берётся совесть? Согласно религиоз­ной этике, это голос Божий, который звучит в сердце человека. Даже этимология слова «со­весть» как будто указывает на это.

На самом же деле совесть человека формиру­ется в процессе его социализации и воспита­ния, через постоянные указания на то, что «та­кое хорошо и что такое плохо». Внутреннее окружение ребёнка - это родители, воспитате­ли, сверстники - являются первыми значимыми для него авторитетами. Возможное неодобрение поступка, страх перед осуждением, наказанием вызывает вначале стыд за своё несоответствие ожиданиям других. На ранней стадии воспита­ния совесть выражает требование послушнос­ти, исполнительности, соответствия предпи­сываемым нормам и правилам. Поэтической иллюстрацией может служить стихотворение Ю.Дружной «Предательство»:

В каком это было классе?

Я навзничь лежу в постели...

Петька мне нос расквасил

В рыцарской честной дуели.

Шмыгая разбитым носом.

Дёргая кончик банта,

Я выдала взрослым Петьку –

Честного дуэлянта.

А Петькин отец - не тайна,

Выпить был не дурак

И тонкостым воспитания

Предпочитал кулак.

Шёл Петька двором, как сценой,

Вернее, его вели,

Был он босой, в пыли,

Словно военнопленный.

Шёл он, как мой укор,

Шёл он, как мой позор,

Замер наш тихий дворик...

Я поняла с тех пор,

Что вкус предательства горок.

Зажил разбитый нос,

Петька простил донос,

Но не простил измены...

Вижу порой вдали,

Друг мой бредёт в пыли,

Словно военнопленный.

Сформированная совесть, конечно, не зави­сит от возраста, времени и пространства. О ней можно говорить только тогда, когда она есть, когда «внутренний голос» человека и его пос­тупки обусловлены его пониманием добра и зла, долга и ответственности. Если же нами ру­ководят другие мотивы и позывы: стремление к власти, групповые интересы, любовь - это уже не голос совести.

Совесть, в отличие от долга, нельзя предста­вить как законченный, чётко определённый идеальный предмет. В зависимости от конк­ретной ситуации она проявляется по-разному. В практической жизни мы совершаем ошибки, необдуманные поступки, и таким образом пре- обретаем личный опыт совести. Приобрести его можно лишь под давлением реального об­щественно бытия, т.е. в потоке жизни.

Совесть является представителем идеала, по­этому её императивы всегда максимальны. Они требуют от человека большего, чем он может совершить в данный момент. З.Фрейд утверж­дал, что совесть представляет собой «идеальное Я», которое противостоит «реальному Я». Муки совести свидетельствуют о поражении идеала, переживания этого поражения, которое слу­чилось в акте морального выбора или поступ­ка. Эти муки знаменуют неприятие человеком самого себя, они проявляются в дискомфорте, тревоге, укорах, волнениях и т.п.

Природа совести социальна. Иначе говоря, совесть внушается всей системой культуры, авторитетными членами общества. Она может пониматься как особенная форма стыда. Чело­века с развитым чувством совести называют совестливым, т.е. ответственным, наделённым высокими моральными требованиями. Такой человек ведёт себя достойно и при отсутствии внутреннего контроля. Бессовестному человеку необходим внешний контролёр, т.к. моральные требования не стали для него самотребования­ми, остались внешними. Человек нравственно не развитый, не считающийся с нормами мора­ли, может не испытывать чувства стыда, раска­яния и т.п. Всем известно полушутливый диа­лог:

- У тебя есть совесть? Как тебе не стыдно!

- Есть, но я ею не пользуюсь!

Совесть выполняет предостерегательную функцию и в какой-то мере ретроспективную. Она настаивает на выполнении моральных за­претов, заставляет человека избегать определён­ных действий, какими бы привлекательными они не казались. Совесть сигнализирует нам об угрозе зла, которое часто ожидает человека во время морального выбора. Её голос принужда­ет нас удержаться от того шага, который привёл бы к стыду, укорам, раскаянию.

В обыденной речи мы употребляем такие вы­ражения, как «чистая совесть», «спокойная со­весть». Так говорит человек, который выпол­нил свои обязательства в данной конкретной ситуации. Но это скорее говорит о достоинс­тве человека, а не о его совести. С теоретичес­кой точки зрения, чистая совесть невозможна. Если она «чистая», то это уже не совесть, так как это признак успокоившейся, бессовестной личности. Как говорят, чистая совесть - это вы­думка дьявола. Совестливый человек не может не переживать несоответствия реальной жизни и требований нравственности, не чувствовать укоров совести за несовершенство человечес­кой природы («слаб человек») и общественной жизни. Эмоциональное сознание совестливого человека характеризуется чувством виновности даже без его вины. Об этом хорошо сказал в од­ном из своих стихотворений Е.Евтушенко:

Мы живём, умереть не готовясь, Забываем поэтому стыд,

Но мадонной невидимой совесть На любых перекрёстках стоит.

И бредут её дети и внуки

При бродяжьей клюке и суме -

Муки совести - странные муки

На бессовестной к стольким земле.

Не они ли на загнанной тройке Мчали Пушкина в темень пурги, Достоевского гнали в остроги

И Толстому шептали «Беги!»

Палачи понимали прекрасно:

«Тот, кто мучится, тот баламут.

Муки совести - это опасно,

Выбьем совесть, чтоб не было мук».

Стыд

Рядом с совестью важной формой морально­го сознания является стыд. Его иногда считают чем-то поверхностным, но это не так. Русский философ В.Соловьёв считал стыд первоосновой всей человеческой моральности. «Я стыжусь, значит, существую». Символист В.Иванов ут­верждал, что «Личности хранитель - стыд». В Библии понятие стыда (за нарушение Адамом и Евой божьего запрета пробовать плоды с древа познания добра и зла) связано с потерей бла­женства, с ощущением раздвоенности, недо­вольства собой.

Понятие стыда, чувство стыда заложено в са­мой основе человеческого способа жизнеде­ятельности. В первобытном обществе стыд как таковой являлся явлением производным от ус­тановления экзогамии: запрета вступать в поло­вые отношения внутри собственного рода. На­рушителей этого правила ждала суровая кара. Со временем человек научился чувствовать свои поступки, как такие, что унижают его са­мого, угнетают его собственное Я. В этом по­нимании стыд становится существенным фак­тором человеческой моральности.

Не стоит забывать, что стыд является пережи­ванием моральным, которое предполагает че­ловеческую самооценку, суд «Я» над самим со­бой. Человек, которого охватывает стыд, всегда находится как будто наедине с собой, хотя - вот парадокс - и под обстрелом чужих взглядов в то же время. Стыдно не только за себя, но и пе­ред другими.

Стыд охватывает человека внезапно, в нём просвечивается чужой, непрошенный взгляд, направленный в нашу душу. Это встреча с чу­жим Я. Усвоение чужой точки зрения на себя - необходимое предусловие стыда.

В жизни человека, его поведении всегда есть что-то такое, которое открывается только для чужого, постороннего взгляда. Этот взгляд мо­жет грешить непониманием внутренней сути наших устремлений, тем самым он унижает и обижает человека в ощущении им собственно­го достоинства. И всё же без него натне мораль­ное сознание способно ошибаться, льстить нам, утрачивать реальное понимание вещей. Вот тут на помощь и приходит чувство стыда, оно необ­ходимо для правильной ориентации.

Стыдно прежде всего перед теми, кто окру­жает нас, стыдно, говорим мы, перед людьми.

Неразвитое чувство стыда делает совестливое поведение, существование человека в мире практически невозможным («Ни стыда, ни со­вести »).

Стыд охватывает нас, когда наши самые тай­ные, самые пылкие чувства становятся предме­том «большой стирки», видны другому лицу. Нам и хочется чего-то, а стыдно! А мы должны делать выбор...

Наиболее широкая сфера проявления сты­да - сфера сексуальная, хотя, казалось бы, что стыдного в сексе? Чувство стыда, очевидно, настолько глубоко входит в само содержание человеческих половых отношений, что его ис­чезновение просто лишает эти отношения их качественной специфики. Секс, «который вы­рвался на волю», как показывают примеры сов­ременной жизни, постепенно превращается во что-то наподобие спортивных упражнений или профилактической гимнастики.

Тем самым сводится на нет огромная роль ин­тимных отношений в жизни людей.

Какими ситуациями может быть вызвано чувство стыда? Их несколько. Первая - разли­чие культур. Есть «культуры стыда», в которых стыд является доминирующим моральным представлением, и «культуры вины», отмечен­ные большей концентрированностью сознания вины.

Вторая причина - различия в традициях и об­рядах.

Есть и другие причины, но в любом случае человек, познавший стыд, опасается получить его снова. Возник страх быть осуждённым чле­нами общества. Стыдно появиться на людях нагим или в грязной одежде, стыдно говорить при всех то, что лучше бы сохранить при себе, стыдно читать чужие письма, стыдно проиграть спортивный поединок более слабому соперни­ку и т.п. То есть, мы видим, что стыд возникает из важных практических мотивов - расширить круг социальных связей («что скажут люди?»). Главное условие стыда - несоответствие ка­честв и действий человека установленным нор­мам и образцам поведения.

Эмоция, которая сопровождает чувство сты­да - страх. Отсюда возникает критическое от­ношение к самому себе. Стыдящийся человек осознаёт, что лучше и легче стыдиться самого себя, чем получить осуждение от других. Уче­ник Аристотеля Теофаст по этому поводу гово­рил: «Имей стыд перед самим собой и тебе не

придётся краснеть перед другими».

Итак, стыд есть чувство, которое выражает осознание человеком своего несоответствия принятым в данной сфере нормам или пред­полагаемым ожиданиям.

По мнению Гегеля, «стыд - это реакция на противоречия моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть». Переживания стыда тем сильнее, чем важнее для человека мнение лиц, которые могут выразить своё осуж­дение по поводу нарушения или неисполнения тех или иных норм. Внешне стыд выдаёт себя внезапно прилившей кровью («краска стыда») и сильным напряжением психики. Это объяс­няется тем, что стыд часто внезапен, это свое­образный стресс, оставляющий глубокий след в памяти.

Различают следующие виды стыда:

1. Стыд за себя, который наиболее распро­странён в духовно здоровом обществе. Это признание собственной неполноценности и это «гнев, обращённый внутрь» (К.Маркс). Но в то же время это и показатель моральной силы личности, которая может изменить своё пове­дение. Известная пословица: «Стыд - не дым, глаза не выест» - говорит о пользе стыда - он указывает на здоровье души. Иногда стыд за себя имеет более мягкую форму. В таком слу­чае говорят о застенчивости. Это чувство опи­сал А.А.Некрасов:

На ногах словно гири железные, Как свинцом налита голова. Странно руки висят бесполезные, На губах замирают слова, Улыбнусь - непроворная, жестокая, Не в улыбку улыбка моя. Пошутить захочу - шутка плоская: Покраснею мучительно я!

  1. Стыд за другого предполагает, что человек руководствуется общими моральными установ­ками с друзьями, товарищами, родственника­ми и т.п. Такая форма стыда возникает в малых социальных группах, небольших коллективах: учителю стыдно за учеников, родителям за де­тей и т.д. Иногда стыдно и за своих соотечест­венников. Как писал В.Высоцкий

Распространенье наше на планете Особенно заметно вдалеке: В общественном парижском туалете Есть надписи на русском языке.

  1. Стыд за государство. По выражению Н.В.Гоголя, в России две беды: много дураков 0 плохие дороги. Герой культового фильма «Белое солнце пустыни», таможенник, произносит ставшие афоризмом слова «За державу обид­но». И стыдно тоже. В наши дни, несмотря на 15 лет независимости Украины, нам, наверное, стыдно за наших политиков, за «имидж Укра­ины» за рубежом, за миллионы безработных, пенсионеров, бедняков, бомжей, бездомных детей. «Маємо те, що маємо». Это стыд за тех, кто довёл страну до плачевного состояния, а по­том разводит руками. Согласимся со строчками Е.Евтушенко:

Но сегодня нельзя убежать никуда От стыда за историю, как от суда.

Отсутствие стыда - это сигнал об изменении нравственности. Адам и Ева не испытывали стыда до их изгнания из рая. Его не испытыва­ют и в наши дни нудисты, свингеры, которые обмениваются жёнами. По их мнению, это гар­моничные отношения в области морали. Кино­артисты в фильмах не стесняются имитировать сексуальные сцены, что тоже говорит об из­менении нравственных критериев. Эстрадные певички выступают почти обнажёнными. А в XIX веке считалось неприличным для дамы но­сить юбку выше колен. Как быть с моральными оценками, со стыдом? Очевидно, что малейшие изменения в нравственности продвигают об­щество сначала на шаг вперёд, а затем следует откат. Но что-то новое остаётся, входит в струк­туру культуры. Стыд не исчезает, а продолжает функционировать на новом достигнутом уров­не.

Возникает новая форма общественных отно­шений - совесть. Это показатель более разви­того сознания личности. В отличие от стыда, который всегда эмоционален, совесть более рассудочна. Стыд свойственен всем, совесть есть лишь у некоторых, так как совесть - это работа души. Стыд - реакция на мнение дру­гих, совесть в отличие от него, связана с выпол­нением собственного долга. Совесть в морали выступает как аналог справедливости. Она характеризирует духовную жизнь человека, сво­боду выбора тех или иных убеждений. Совесть выступает последней ступенью искреннос­ти и справедливости. Об этом хорошо сказал Л.И.Болеславский:

Не верю в ваши скорости, А больше доверяю совести, Не убежать вам от неё, И подводя итоги в старости,

Ещё вернётесь к первозданности, В начало вечное своё.