Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 6. Воспитательные возможности семьи как фа...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
138.75 Кб
Скачать

11

Тема 6. Воспитательные возможности семьи как фактор формирования брачно-семейных представлений молодежи

I. Психологические механизмы половой социализации

II. Половое воспитание

III. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак

IV. Предбрачное ухаживание

V. Мотивация вступления в брак

I. Психологические механизмы половой социализации

Психосексуальное развитие — это результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и пра­вила сексуального поведения (Кон И. С, 1988).

Прежде чем рассматривать психологические механизмы половой социализации, необходимо проанализировать понятия «пол» и «гендер». "Пол" – это одна из самых сложных и многозначных научных категорий. В самом общем виде это слово обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero - рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Долгое время половая принадлежность индивида казалась однозначной (имеется в виду биологический пол). Однако в ХХ в. выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития. Оказалось, что, если одни аспекты сексуальной идентичности взрослого человека заданы биологически, то другие зависят от культуры и воспитания (половая социализация), причем они могут расходиться друг с другом.

В связи с этим ученые ввели в науку понятие гендер ( английское gender, от лат. gens - род).

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). В общественных науках «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Гендерная роль обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к "правильному" мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого. Гендерные роли и, тем более, ориентированное на них поведение не обязательно бывают однозначными. В них всегда присутствуют элементы игры, театрализованного представления. Взаимодействуя с другими людьми, индивид предъявляет им определенный имидж, "изображает" мужчину, женщину или существо неопределенного пола, используя при этом одежду, жесты, манеру речи.

Поскольку гендер - не природная данность, а социальный конструкт, он предполагает самосознание и самоопределение. В связи с этим был введен такой термин, как гендерная идентичность. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально развиваться в соответствии с ее / его воспринимаемым полом и гендером. Гендерная идентичность определяет то, как индивид переживает свой гендер, и способствует чувству индивидуальной тождественности с каким-либо полом. У людей гомосексуальной ориентации происходит искажение гендерной идентичности.

Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичнос­ти (осознания своей половой принадлежности) на данный момент изучены слабо. Здесь существует несколько теорий.

1. Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, под­черкивает роль эмоций и подражания. Считается, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, место которых он хочет занять (Кон И. С, 1981). Главное возражение против теории идентификации — неопределенность ее основного понятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление с другими. Кроме того, поведение детей не всегда основано на подражании поведению взрослых: например, однополые мальчишеские компании возникают явно не от того, что мальчики видят, как их отцы избегают женского общества.

2. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социально­го научения, придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение и осуждают их, когда те ведут себя «женственно»; девочки получают положительное подкрепление за фемининное по­ведение и осуждаются за маскулинное (Mischel W., 1966). Теорию половой типизации упрекают в механистичности, с ее позиций трудно объяснить появление многочисленных и не зависящих от воспитания индивидуальных вариаций и отклонений от половых стереотипов. Многие стереотипные маскулинные и фемининные реакции складываются стихийно, независимо от социальным влияниям и даже вопреки им.

3. Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого про­цесса и особенно - значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девоч­ку и после этого старается согласовать с этим образцом свое поведение. Уязвимое звено этой теории в том, что полоролевая дифференциация поведения начинает­ся у детей гораздо раньше, чем у них складывается устойчивое сознание своей половой идентичности.

В свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: «Я люб­лю получать поощрения: меня поощряют, когда я делаю "мальчиковые" вещи, поэтому я хочу быть "мальчиком"», а в свете теории самокатегоризации: «Я мальчик, поэтому я хочу делать "мальчиковые" вещи и такое поведение доставляет мне удовольствие». Вероятно, эти теории нужно считать не столько альтернативными, сколько взаимодополняющими. Они описывают процесс половой социализации с разных точек зрения: теория половой типизации — с точки зрения воспитателей, теория самокатегоризации — с точки зрения самого ребенка.

4. Подход, рассматривающий процесс половой социализации как усвоение определенной системы правил поведения мужчин и женщин в обществе (половая роль не что иное, как некое правило) (Constantinople А., 1979).

5. Стадиальная теория подчеркивает не собственный механизм половой дифференциации сознания, а закономерности ее развития во времени, по этапам:

  1. усвоение стандартов социального поведения;

  2. обучение полоспецифическому поведению;

  3. сопоставление себя с другими людьми;

4) осознание необратимости своего пола и следование «правилам пола» уже по собственному желанию, а не внешним (социальным) мотивам.

Считается, что развитие «гендерных схем» (Levy G. D.,Carter, D. В., 1989), обусловленных полом социокультурных норм и/или стереоти­пов, отчасти является следствием уровня когнитивного развития ребенка, отчасти — результатом влияния отдельных сторон куль­туры, которые усваивает ребенок. Частью гендерных схем является представление о половой идентичности, которое в определенной последовательности развивается у ребенка на протяжении первых 7—8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «девочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий. Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был в детстве — мальчиком или девочкой. К 6—7 годам большинство уже не делает по­добных ошибок. Дети достигают ступени, которую можно охаракте­ризовать как константность пола (Stangor C, Ruble D. N., 1987).

В последние годы чаще используется термин «гендерная социализация». Используется также понятие «гендерная роль», означающее набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Счита­ется, что культурные ожидания формируют наши представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина (Майерс Д., 1999). Автор утверждает: «Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам "корни", а мальчикам "крылья"». За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Кадцекотта (Caldecott Award books), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими, как плуг, вилы, оружие) (Crabb and Bielawski, 1994). Авторы считают это причиной того, что «повсеместно, как со­общает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы» (Майерс Д., 1999).