- •Глава 6 возможности восстановления: принцип реабилитации
- •6.1. Теория реабилитации в психиатрии
- •6.2. Виды реабилитации при психических нарушениях
- •6.3. Психосоциальная реабилитация
- •6.4. Индивидуальная программа реабилитации
- •6.5. Психиатрическая бригада: значение и функции
- •Оценка бригады и ее работы
- •6.6. Психиатрия сообщества и общественно ориентированная психиатрическая служба
- •6.7. Промежуточные службы в системе психиатрической помощи
- •6.8. Отделения социальной помощи
- •6.9. Общежития для больных, утративших социальные связи
- •6.10. Семьи душевнобольных: проблемы и ресурсы
- •6.11. Навыки взаимодействия с психически больным родственником
6.8. Отделения социальной помощи
Решение социальных проблем пациентов является главной задачей специализированных отделений социальной помощи, центров социальной психиатрии или социально-реабилитационных отделений, находящихся в структуре психиатрических учреждений. Зачастую психически больные люди могут не осознавать потребности в социальной помощи, не знать о предоставляемых социальных услугах, не помнить достоверных фактов своей жизни и в целом не надеяться на возможность решения своих проблем. Согласно наблюдениям центра социальной психиатрии и реабилитации Рязанской больницы, несмотря на наличие множества трудностей, почти все пациенты высказывают полную удовлетворенность положением дел, не предъявляют сколько-нибудь серьезных жалоб и не просят о помощи. На этапе оценки ситуации клиента наблюдаются трудности в формулировании проблем и определении наиболее критических из них. Отсутствие информации о возможностях социальной службы создает другой круг вопросов — связанных как с общим непониманием различий между отделениями социальной и психиатрической помощи, так и с нереалистичными ожиданиями относительно социального обслуживания и ежедневного ухода.
Наименее защищенными в социальном отношении оказываются пациенты с госпитальным проживанием («оседающие» больные). Как правило, потери социальных навыков этой категории психически больных являются самыми значительными. Они затрагивают базовые сферы жизнедеятельности. В свою очередь причинами госпитального проживания становятся некоторые предрасполагающие факторы такие, как проживание в сельской местности неполная семья, алкоголизм, склонность к общественно опасным действиям.
Госпитальное проживание - длительное пребывание в стационарах или частая госпитализация психически больных.
Кроме того, сложными для оценки социальных проблем и последующего вмешательства выступают пациенты с глубокой умственной отсталостью, нарушением сознания вследствие эпилепсии, ранним началом психотического процесса, выраженным шизофреническим дефектом. В большинстве случаев такие больные не имеют жилья, основных гражданских документов, пенсионных выплат и гарантий их получения, связей с родственниками, навыков независимого проживания. Для полноценного включения таких проблемных групп в психосоциальные реабилитационные программы должны быть восстановлены базовые социальные условия, чтобы пациенты могли возвратиться с новыми навыками в более или менее стабильную среду.
К критическим или базовым проблемам можно отнести: отсутствие документа, удостоверяющего личность; отсутствие пенсии; отсутствие жилья; отсутствие связи с родственниками; нарушения при выполнении опекунских обязанностей. Специалисты по социальной работе, включенные в процесс реабилитационной помощи пациентам с базовыми социальными проблемами, как раз и занимаются решением этих первоочередных проблем, восстановлением гражданского статуса, защитой социальных прав больного человека.
Дело о паспорте (из студенческого отчета по практике) Н.П. — мужчина 36 лет, попал в областную психиатрическую больницу в 1996 г. для лечения алкогольной зависимости. В учреждении он оказался при непосредственном участии РОВД Октябрьского района, сотрудниками которого у него был изъят паспорт. Выписываясь после двухгодичного лечения, Н.П не мог оформить социальное пособие без паспорта и в дальнейшем устроиться на работу.
Дежурный отделения милиции, где должен был находиться паспорт Н.П., с непонимающим видом выслушал мою просьбу поговорить со «следователем Н.» и долго изучал бумагу из больницы с просьбой «оказать содействие предъявителю в задаваемых им вопросах». Затем я отправился в паспортный стол, чтобы узнать, какие документы необходимы для получения паспорта. Опять пригодилась бумага «с просьбой». Меня вне очереди отвели к начальнику паспортного стола, которая в связи со специфичностью ситуации разъяснила, что, где и как надо собрать. Следующий день я провел в поисках дома Н.П. Наконец дом и квартира были найдены. Дверь открыла пожилая женщина, пригласила меня пройти. Н.П., по ее словам, очень любил ее и был самым лучшим из ее сыновей. Поэтому она с пониманием отдала мне свидетельство о рождении Н. П. Денег на оформление паспорта у нее не оказалось.
Мне не удалось собрать остальные бумаги — паспортистка была в отпуске до конца августа, и для дальнейшего оформления требовалось около 80 рублей. Больница эту сумму компенсировать не могла. В последний день практики появился отец Н. П., состоящий в разводе с его матерью, и принес необходимую сумму. Так как практика моя закончилась, деньги, взятые под расписку, свидетельство о рождении, список необходимых документов и вся известная информация по оформлению паспорта остались дожидаться возвращения из отпуска штатного социального работника.
Выбор вида социальной помощи зависит от возможностей учреждений и, безусловно, специфики проблем клиента, особенностей основной трудности. В настоящее время применяются несколько технологий социальной помощи: изучение потребностей (на уровне отдельной территории, сообщества), социально-правовой патронаж, социальное обслуживание на дому, адресная помощь, информационная работа, а также некоторые другие.
В непосредственной работе со случаями восстановления жилищного, правового статуса и решения других проблем психически больных людей специалисты по социальной работе руководствуются вышеперечисленными принципами общественной психиатрии. Особо важными требованиями являются, во-первых, включение пациента в процесс оказания ему помощи, активизация самопомощи, стимулирование ответственности за свое поведение. При этом не стоит опасаться первоначального повышения зависимости пациента от социальной службы, гораздо худшее влияние оказывает внезапное переложение на пациента полной ответственности за свое состояние. Во-вторых, необходимым условием решения ситуации выступает бескомпромиссное отстаивание прав больных во всех официальных учреждениях, призванных оказывать помощь группе психически больных. Адвокатура осуществляется, опираясь на знание способов преодоления негативных стереотипов и благодаря подготовленности в правовых вопросах. В-третьих, принципиальной должна стать позиция по включению и интеграции пациента в общество и в связи с этим отказ от изолированных служб для психически больных. Этот принцип более подробно рассматривается в следующей главе.
