Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Доклад Равочкин статья на конференцию филос. (Бийск)

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
23.58 Кб
Скачать

Равочкин Н.Н.

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт,

г. Кемерово, Россия

Философская коммуникация

и политико-правовая динамика в Средние века и эпоху Возрождения

Аннотация: в настоящей статье автором раскрывается исторический аспект изучения философской коммуникации, порождающей идеи политического и правового институционального оформлении социума. Представлена суть философской коммуникации. Рассмотрены особенности философской коммуникации в ее связи с политико-правовой динамикой в Средневековье и эпоху Возрождения. Отмечается актуальность и востребованность вклада социолога Рэндалла Коллинза.

Ключевые слова: идеи, философская коммуникация, политика, право, динамика.

Динамика становления политических и правовых идей неразрывно связана с развитием философской мысли, сменой исторических эпистемологических и культурных парадигм, коллективных представлений людей о фундаментальных вопросах человеческого бытия. Очевидность взаимной обусловленности политико-правовых теорий и общефилософских установок выявляется уже на уровне ценностных ориентиров того или иного сообщества людей, вырабатываемых в течение трудоемкого осмысления и формулирования морально-нравственных и этических установок, законов общественного сосуществования [4]. Подобные области жизнедеятельности человека традиционно входили в компетенцию философии. Философия, рассматриваемая как особая область интеллектуального взаимодействия мыслителей разных эпох и разных теоретических направлений, во все времена имела прямое воздействие на развитие политико-правовых идей. Осмысление фундаментальных особенностей человеческого общежития становилось решающим фактором в развитии политических воззрений в различные исторические периоды. Таким образом, необходимость осмысления философии в качестве особого вида интеллектуального коммуникации, играющую решающую роль в становлении политических и правовых идей человечества, является перспективной областью, как самостоятельной философской рефлексии, так и исторически-социологического исследования. Развитие и конкуренция идей в области интеллектуальных сообществ различных исторических эпох представляется необходимым фоном для развития общества и государства в целом. Без теоретического осмысления и рефлексии, производимых на протяжении истории, трудно представить прогрессивное изменение политических и социальных институтов.

Следовательно, коммуникация между философами будет неотделима от понятия «интеллектуальной сети» как совокупности абстрактных концепций, произведенных сетями специализированных интеллектуалов, которые обращены внутрь к их собственной аргументации. Данный подход, принадлежащий Р. Коллинзу, предполагает учет количества поколений в непрерывно существующем и развивающемся интеллектуальном сообществе, в рамках которого происходит сближение и расхождение крупных идейных линий, формирование больших сетей интеллектуальной коммуникации. Такая коммуникация подразумевает не только внтуридисциплинарное, сугубо философский или сугубо научный обмен, но и влияние данной коммуникации на становление и развитие политических и правовых идей в истории человечества. Для каждой исторической эпохи характерным является набор философских представлений о природе человека, общества и государства, а жизнь индивидов, по сути, является набором интерактивных ритуалов, объединенных в цепь, конституирующую социальную и политическую реальность. Прямое влияние философской коммуникации, таким образом, на формирование политико-правовых идей и учений оказывается закономерным процессом. Человека в равной степени определяет и общественная реальность и интеллектуальное преобразование данной реальности. Политические и экономические силы, в соответствии с представлениями Р. Коллинза, выступают не прямой детерминантой развития философских идей, но все же содействуют стабильному развитию философской коммуникации и расширению интеллектуальных сетей.

Основным фактором в формировании средневековой политической философии стало влияние христианской догматики и Римской католической церкви. Социальное неравенство обуславливается Божественным законом, а отношения церкви и государства определяются концептуальным и реальным противостоянием церкви, позиционировавшей себя в качестве Божественного наместника, и государственной «земной» власти. Средневековые учения строились во многом на критическом или синтетическом отношении к наследию античной философской мысли. Существовали три относительно выделяемых периода в позиционном изменении в отношениях веры и разума, религиозного догматизма и философского рационализма в средние века. До X века вопрос веры и разума разрешался с оглядкой на богословский авторитет и церковные догматы. В период Х-XII вв. возникает философски-теологическое размежевание и идея о необходимости верификации суждения посредством разума. В XIII-XIV вв. появляется учение «о двойственной истине», когда истина философская (разумная) противопоставляется истине религиозной (веры), первая основывается на доказательствах, вторая – на религиозном опыте и ссылке на Священное Писание: «В данный период, когда специализированная философия, связанная с предметами факультета искусств, отделялась от теологии, сама теология была склонна освободиться от философии и превратиться в мистицизм» [2, с. 646].

Общим для всех трех периодов развития теологической и философской средневековой мысли являлась идея о сотворенности мира Богом, предстающим в трех ипостасях: «Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух». Человеческий разум в сравнении с Божественной Премудростью являлся ограниченным и несовершенным, он выступал одной из сил в процессе богопознания. Онтологически человек мыслился как тринитарное единство тела, души и духа. Эта дихотомия религиозного и рационального начал определяла развитие не только общей теологически-философской парадигмы, но и политических воззрений средневековых мыслителей в частности. Динамика политико-правовых идей того периода находилась в непосредственной зависимости от противоборства двух ветвей мысли.

Официальной церковной идеологией средних веков стало учение Фомы Аквинского, объявленное Папой Римским в конце XIX в. единственно истинной философии католицизма. В трудах Фомы получила обоснование тенденция к политическому объединению феодальных княжеств. Мыслитель выступал как яркий поборник единого монархического государственного устройства. Монархия, с точки зрения Фомы Аквинского, являлась наиболее приемлемой и естественной формой правления, а лучше всего управляется «то человеческое множество, которое управляется одним <…> ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира» [3, с. 236].

Республиканская форма правления отвергалась в качестве ложной, ибо демонстрировала политический беспорядок, ведущий к возникновению тирании. В монархическом государстве защиту от вырождения в тиранию обеспечивает церковь, выполняющая морально-назидательную функцию в отношении верховного монарха. Фома объединяет «представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете римского папы» [1, с. 61].Отличительной особенностью политико-правовых учений средневековья, обосновывающих складывающиеся феодально-сословные монархии, являлось религиозное теократическое облачение. Религиозные представления во многом определяли идейные основы политических и правовых доктрин, институциональное устройство государственной власти и средневекового общества. Легитимность складывающейся монархической формы власти базировалась на наследовании престола. Начинали формироваться представительно-сословные институты, выражавшие интересы и потребности различных сословий.

Однако с наступлением эпохи Возрождения меняется не только политическая и социальная реальность, но и политико-правовые учения. Возрождение ознаменовалось критическим, порой прямо отрицающим средневековую догматику подходом к пониманию политического устройства и правового статуса человека. Постепенно к XV-XVI вв. вырабатываются две социально-экономические и политико-правовые тенденции:

- теоретическое обоснование необходимости замены феодального сословного неравенства юридически оформленными правами, в том числе, правами частной собственности, распространяющимися не только на сословия феодалов, духовенства или монархов,

- формулируется политическая идеология низших слоев населения, своеобразных предшественников будущего рабочего класса, появляются утопические социалистические концепции («Город Солнца» Т. Кампанеллы).

На исходе эпохи Возрождения, идеи об абсолютной власти монарха получают свое воплощение в трудах Никколо Макиавелли. В своей работе «Государь» Макиавелли предлагает систему правил и стратегий политического регулирования и завоевания власти в обществе. При этом он демонстрирует не поверхностное изложение опробованных и зарекомендовавших себя тактик ведения политических игр и войн, а предлагает свою концепцию человека – свое видение природы человека, его страстей и пагубных желаний. Макиавелли фактически формулирует идею политического субъекта в то время, когда возрожденческая мысль еще не знала выкристаллизованной идеи личности. Параметры индивидуализма еще только вырабатывались, накапливаясь и обрисовывая будущие контуры того, что будет в дальнейшем пониматься под личностью.

Политический субъект Макиавелли наделен свободной по отношению к себе индивидуальностью, способной выделить его из комбинации натуралистических случайностей, и доблестью, заключающейся в способности бросить вызов судьбе. Некоторые волевые моменты индивидуальности, ее противостояние судьбе, подчеркнутые Макиавелли, оказались крайне важны для дальнейшего конституирования новоевропейской свободной личности. Этими проточертами философ наделял политического субъекта в лице Государя, доблестного индивида, способного добиваться своих политических целей. Стоит отметить, что подобные представления о политическом субъекте имеют место и в современном мире. «Макиавелли создает правила построения государства как такого устроения подлинной гражданской жизни людей, – пишет А.М. Толстенко, - в котором человеческие дарования и доблести не столько бы все расстраивали и сеяли смуту, сколько способствовали бы объединению всех людей в их гражданском согласии. Должны быть заложены надлежащие и прочные основания для государства как художественного произведения» [5, с. 227].

Отрицая опыт Средневековья, характерными чертами которого являлось представление о Божественном устройстве мироздания и сословном неравенстве как естественной форме государственной и общественной организации, философы Возрождения начинали впервые формулировать идеи протобуржуазных и протосоциалистических теорий последующих столетий, начинало вырабатываться представление о человеке как о политическом субъекте, наделенным определенными правами, в противовес средневековым представлениям о человеке, покорном Божественному провидению. Для периода Средневековья характерным являлось влияние теологического догматизма на представления об устройстве государственной власти, но уже к XV-XVI вв. начало появляться концептуальное осмысление феномена политического субъекта и политических прав представителей не только господствующего, но и всех остальных сословий.

Теоретические нововведения Р. Коллинза и концептуальное осмысление феномена философской коммуникации и ее влияние на динамику политических и правовых идей, проведенное на историческом материале, демонстрирует целесообразность подобного теоретического и методологического подхода. Развитие интеллектуально-философских сетей на протяжении истории неизменно оказывало определяющее воздействие на развитие политических и правовых учений, одновременно и отражало, и формировало фон общественно-исторического бытия человечества. История цивилизации и культуры буквально пронизана интеллектуальными цепями, оказывающими влияние на формирование политических представлений. Даже цепь, запущенная, столетия назад способна производить ощутимый эффект на динамику политико-правовых идей сегодня.

Литература

1. Голиков А.К. Философско-политические и правовые основы учения Фомы Аквинского // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – Т. 180. – С. 57-63.

2. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. — 1284 с.

3. Лейст. О.Э. История политических и правовых учений. – М.: Издательство «Зерцало», 2006. – 568 с.

4. Розов Н. С. Идеи и интеллектуалы в потоке истории: макросоциология философии, науки и образования. – Новосибирск: Манускрипт, 2016. – 344 с.

5. Толстенко А.М. «Политический разум» Никколо Макиавелли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. – 2009. – № 4. – С. 221-229.