Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0f33-00003642-66995c36.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
421.89 Кб
Скачать
    1. Конвенционализм Анри Пуанкаре

Именно французский математик, механик, физик, астроном и философ Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) наиболее убедительно изложил последствия конвенционалистского взгляда на общие принципы науки [1]. Основные сочинения: «Наука и гипотеза» (1902) и «Ценность науки» (1905).

Пуанкаре отрицал утверждение кантианской эпистемологии о том, что некоторые научные законы становятся истинными a priori. Для Пуанкаре не существовало множества непреложных априорных идей, которые каким-то образом влекут за собой научные законы. Пуанкаре утверждал, что научный закон считается истинным независимо от любого обращения к опыту, просто отражая неявное решение учёных использовать закон в качестве конвенции, определяющей смысл научной концепции. Если закон является истинным a priori, то это потому, что он был указан таким образом, и никакие эмпирические данные не могут выступить против этого [2].

    1. Два применения законов механики

Например, закон инерции не подлежит прямому подтверждению или опровержению эмпирическими проверками. В формулировке Пуанкаре «обобщенный принцип инерции» указывает на то, что ускорение тела зависит только от его положения, от положения и скоростей соседних тел. Пуанкаре заметил, что для окончательной проверки этого принципа потребуется, чтобы после определенного периода времени каждое тело во Вселенной восстановило положение и скорость, которые у него были в некоторый определенный более ранний период времени. Но такая проверка не может быть сделана. Самое большее, что может быть достигнуто, - это изучение поведения групп тел, которые «достаточно изолированы» от остальной части Вселенной. Разумеется, отсутствие подтверждающих данных наблюдений внутри предположительно изолированной системы не исказило бы обобщенный инерционный принцип. Несоответствия могут быть связаны с неполной изоляцией системы. Вычисления могут быть повторены с учетом положений и скоростей дополнительных тел. Нет никаких ограничений на количество разновидностей измерений, которые могут быть сделаны.

Пуанкаре пришел к выводу, что обобщенный инерционный принцип может быть принят как соглашение, которое определяет смысл фразы «инерционное движение». С этой точки зрения «инерционное движение» означает «движение тела таким образом, что его ускорение зависит только от его положения и положения и скорости соседних тел». По определению любое тело, движение которого не вычисляется корректно из данных о его положении и положении и скоростях множества соседних тел, не является телом в инерционном движении.

Однако, хотя Пуанкаре считал, что обобщенный инерционный принцип может быть использован и используется в качестве конвенции, которая неявно определяет фразу «инерционное движение», он также считал, что этот принцип можно использовать в качестве эмпирически значимого обобщения, которое справедливо приближается к «практически изолированной» системе. Пуанкаре сделал аналогичный анализ когнитивного статуса двух других законов движения Ньютона. С одной стороны, эти законы действуют как обычные определения «силы» и «массы». С другой стороны, с учетом процедур измерения пространства, времени и силы, законы являются обобщениями, примерно подтвержденными для «практически изолированных» систем.

Было бы неверно приписывать Пуанкаре представление о том, что общие законы являются ничем иным, как конвенциями, которые определяют фундаментальные научные концепции. Эти законы, действительно, правомерно представить в виде конвенций, но они также имеют законную функцию в качестве эмпирических обобщений. Комментируя законы механики, Пуанкаре заявил, что они представляют себя нам в двух разных аспектах. С одной стороны, это истины, основанные на эксперименте и приблизительно подтвержденные в отношении почти изолированных систем. С другой стороны, они являются постулатами, применимыми к совокупности Вселенной и считаются строго истинными.

Пуанкаре отмечал, что в процессе развития науки некоторые законы раскрывают эти два аспекта. Первоначально эти законы используются исключительно как экспериментальные обобщения. Например, в законе может быть указано соотношение между терминами A и B. Принимая во внимание, что соотношение имеет место только приближенно, ученые могут ввести термин C, который, по определению, имеет отношение к A, что выражается законом. Исходный экспериментальный закон теперь подразделяется на две части: априорный принцип, который устанавливает связь между А и С, и экспериментальный закон, который устанавливает связь между В и С [3].

Когда они неявно руководствуются законами движения Ньютона, термины «инерционное движение», «сила» и «масса» являются терминами того же типа, что и термин С. Пуанкаре считал, что это вопрос соглашения, что эти термины определены законом Ньютона. Нет эмпирических подтверждений, способных доказать, что заявленное соотношение терминов A и C неверно. Но это не означает, что выбор определения является необоснованным. Пуанкаре настаивал на том, что введение конвенций в физическую теорию оправдано только в том случае, если оно окажется плодотворным в последующих исследованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]