Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евгений Николаевич Минаев.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.09.2019
Размер:
214.02 Кб
Скачать

III. Краткий обзор истории экслибриса за рубежом

За рубежом экслибрис распространен довольно широко, но он почти потерял свое первоначальное значение книжного знака. Малочисленность личных библиотек из-за высокой стоимости книг - одна из основных причин тому. Но есть увлечение экслибрисами как произведением искусства малой графики. Его собирают искусствоведы, художники и любители гравюры. Во многих странах издаются сборники и монографии художников, работающих над книжными знаками. Есть также специальные журналы, посвященные экслибрису. Сильно развито коллекционирование книжных знаков, особенно в социалистических Чехословакии, Венгрии и Польше, которые участвуют в международной ассоциации экслибрисистов. Х международный конгресс экслибрисистов в 1964 году состоялся в Кракове (IX- в 1963 году в Париже).

История экслибриса в Европе, насчитывает много веков.

Германия

Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

В Германии с древних времен существовал обычай помечать ценные вещи знаком о принадлежности их определенному лицу. Этот обычай признавался и судом. Лицо, у которого находился какой-либо предмет, помеченный знаком другого, считалось его похитителем. Книги представляли в те времена значительную ценность, и владелец библиотеки, отмечая их своим знаком, тем самым оберегал свою собственность. Так возник обычай снабжать книгу своим экслибрисом.

Первыми обладателями книг в Германии были духовные лица или монастыри, и на книжных знаках обозначались соответствующие атрибуты: посох, ключ или гербы, на которых шлем заменялся митрой; иногда также изображались фигуры святых.

Большого расцвета немецкий книжный знак достиг в XVI веке. Нам известно, что над экслибрисами работали Альбрехт Дюрер, Лука Кранах, Ганс Гольбейн и другие.

Дюрер исполнил около двадцати экслибрисов. Одним из лучших считают книжный знак 1525 года для Гектора Помера, настоятеля церкви св. Лаврентия в Нюрнберге. На нем изображен святой с пальмой в одной руке и жаровней в другой. Над именем владельца помещена надпись на латинском, греческом и древнееврейском языках: "Чистому все чисто".

Из работ других художников эпохи Северного Возрождения сохранилось несколько экслибрисов Луки Кранаха (на одном из них изображена мощная фигура апостола Петра) и два-три книжных знака Ганса Гольбейна-Младшего.

В XVI и XVII веках экслибрисы носили в основном геральдический характер, но нередко появлялись и книжные знаки, украшенные портретами собственников библиотек, и с изображением монастырей и замков. Немецкий экслибрис того времени отличался тяжеловесным стилем и сложностью рисунка. Но в XVIII веке торжественный стиль барокко сменил легкий стиль рококо. В конце века наступил упадок экслибриса. Только во второй половине XIX века возродился интерес к геральдическим книжным знакам, чему способствовали прекрасные художники Г. Гильденбрандт и О. Хуп.

В 1895 году появилось издание с сорока двумя экслибрисами художника Я. Затлера с разнообразными сюжетами, во многом способствовавшее популярности книжного знака среди широких слоев интеллигенции.

Последователями Затлера в XX веке стали многие первоклассные художники, работавшие в различной технике: в гравюре на дереве, на меди, на стали, на линолеуме, в офорте и т. д., такие, как Э. Деплер, М. Клингер, О. Грейнер, А. Кольба, Вилли Гейгер и другие. Более чем по триста экслибрисов выполнили А. Рейде и Ф. Байрос. Издавались многочисленные альбомы с их экслибрисами, ставшие популярными среди любителей графики малых форм.

Книжный знак получил в Германии большое распространение. Нет почти ни одной темы, доступной графике, которая не была бы использована для немецкого экслибриса.

В последние годы среди художников, работающих над книжными знаками, в Германии пользуются известностью: Вермер Клемке, К. Дитце, Г. Ильгенфриц, Херберт Отт, Р. Преуссе, И. Наха и Ганс Шульце, исполнивший, в частности, экслибрис члену-корреспонденту Академии наук СССР, профессору А. Сидорову для раздела поэзии в его библиотеке.

Франция

Во Франции история экслибриса начинается только в XVII веке. Правда, исследователями его были найдены книжные знаки, датированные намного раньше. К их числу принадлежит экслибрис Жана Барту, ученого и ярого противника Лютера, жившего во времена царствования Франциска I (1515-1547). На книжном знаке изображен апостол Иоанн с орлом и семиглавым апокалипсическим зверем и двустишием, в котором каждому, кто принесет утерянную книгу или возвратит взятую, обещан стакан хорошего вина. Обнаружен также экслибрис епископа Шарля д`Альбуаза, датированный 1574 годом.

Вызывает удивление, что во Франции, классической стране библиофилов, экслибрис нашел свое признание значительно позже Германии. Однако причина и заключается именно в том, что страстные любители книг стремились придать им красивую внешность при помощи роскошных переплетов, на которых золотым тиснением выдавливались гербы, а иногда и имена библиофилов, то есть вместо бумажного экслибриса применялся дорогостоящий суперэкслибрис.

Французские экслибрисы XVII века, главным образом гербовые, отличались простотой рисунка, они не вычурны и не перегружены атрибутами, как немецкие.

XVIII столетие было расцветом французского экслибриса. Сдержанность и строгость рисунка сменились изяществом легких линий и завитков стиля рококо. В гербовых книжных знаках вместо львов и других зверей поддерживать щиты стали амуры или боги, спустившиеся с Олимпа. Большой известностью пользовались работы популярного художника Франсуа Буше. Характерен для него книжный знак, исполненный для президента французской Академии Ф. Гено - Минерва, восседающая на облаках, и маленькие амуры, держащие щит с гербом этого ученого.

После некоторого охлаждения к экслибрису в первой половине XIX века в шестидесятых годах большое распространение получили сюжетные книжные знаки, почти вытеснившие гербовые. Среди многочисленных художников, работавших над экслибрисами, привлекают внимание работы А. Бювена, исполнившего книжный знак для Виктора Гюго с изображением Собора Парижской богоматери, Феликса Бракемона, создавшего экслибрис для Эдуарда Манэ, в то время еще непризнанного. Нарисовав бюст художника, он сделал надпись над ним "Manet", а под ним подписал по латински "et manebit". Это изречение в переводе означает "он остается и останется". Бракемон как бы предсказал будущую славу художнику.

Знаменитый карикатурист П. Гаварни на книжном знаке для писателей братьев Гонкур изобразил руку, опирающуюся двумя пальцами, средним и указательным, на лист бумаги, на котором написаны две заглавные буквы их имен "Е" и "I" (Edmond et lules), подчеркнув неразлучность братьев, как двух пальцев одной руки.

Над экслибрисом работали также художники Жюль Шарэ, Анри де Гру, Жиральдон, Лебег, Люк Мативэ, но количество исполненных ими книжных знаков незначительно.

Гравюра Ф. Валлатона украшает экслибрис советского академика С. Г. Вавилова. Простой орнаментальный книжный знак с инициалами создал Анри Матисс для известных писателей, супругов Эльзы Триоле и Луи Арагона.

В настоящее время среди собирателей популярны экслибрисы художников Ж. Р. Баранда, К. Бранделя, Р. Камю. Д. Мейер, Ж. Мерсье, Ш. Фавс и других.

Англия

Увлечение экслибрисом достигло высокого уровня в конце прошлого века в Англии, где появилось большое количество коллекционеров книжною знака. До настоящего времени считается непревзойденной в Европе коллекция Ф. Валлотона, насчитывающая до ста тысяч экземпляров и перешедшая после смерти ее владельца к Британскому музею.

Появился экслибрис в Англии почти одновременно с французским, но художественная ценность его ниже, так как до XIX века им занимались второстепенные художники, находившиеся под влиянием французского и немецкого искусства. Самый старинный геральдический печатный экслибрис помечен 1574 годом. Он был сделан по заказу канцлера Бэкона. Этот книжный знак можно видеть на книгах, подаренных им Кэмбриджскому университету. Из экслибрисов крупных художников XVIII века выделяются знаки, исполненные У. Хогартом и Т. Гейнсборо - сюжетные и гравером Скинерсом -гербовые.

Возрождению экслибриса в XIX веке способствовал такой талантливый мастер, как С. Шерборн, создавший более трехсот геральдических книжных знаков. Они отличаются тщательной обработкой деталей и до сих пор ценятся коллекционерами.

Книжные знаки Э. Гаррисона являются как бы переходными от гербовых к сюжетным. Они заполнены множеством фигур и атрибутов, а герб в них занимает сравнительно незначительное место. Это характерно и для экслибриса, исполненного им знаменитому политическому деятелю Б. Гладстону, подаренного последнему ко дню его золотой свадьбы лордом Нореберном.

Выдающееся место среди книжных знаков того времени занимали работы оформителей книг Рандольфа Кальткота, Кэт Гринвей и особенно Вальтера Крэна. Его экслибрисы отличаются четкостью линий и изяществом стиля.

Вальтер Крэн оказал большое влияние на мастера книжного знака Энинга Беля, который по легкости рисунка превзошел своего учителя. Его произведения характерны для того времени. Они большей частью изображают стройных молодых девушек в античных костюмах, читающих книгу или мечтающих после чтения.

Известностью пользовались также книжные знаки Г. Осповата, русского по происхождению, Биэм Шо, Г. Нельсона, Пауля By дрофа, П. Симеона, Р. Никольсона и Гордона Крэга. Именно Крэг с чисто английским юмором определил, что такое экслибрис: "Книжный значок для книги то же самое, что ошейник для собаки мы гравируем на собачьем ошейнике: я - собака мистера Смита или Джонсона, замените слово "собака" словом "книга", прибавьте к этой надписи украшение в форме цветка, птицы, бабочки или герба, и вот экслибрис готов" (Р. Фрейман. Экслибрис. Петроград, 1922, стр. 52).

Почти каждый из графиков и многочисленных оформителей книги конца прошлого и начала нынешнего века не обошел в своих работах книжный знак, в их числе был Обри Бердслей. Но что примечательно для английского экслибриса, в нем редко находишь сюжет, характеризующий его владельца или его библиотеку.

Другие страны

Экслибрис нашел распространение во многих странах Европы и в Америке. В Австрии его развитие шло последние два века параллельно с Германией. Влияние немецкого экслибриса заметно на испанском книжном знаке, средний уровень которого, правда, весьма невысок.

В Италии старейшим экслибрисом считают книжный знак юриста Николо Пилли, около 1555 года, но в дальнейшем развитие экслибриса шло медленно и качество его было довольно низким. В 1908 году в книге Якопа Джелли "3500 итальянских экслибрисов" среди семисот пятидесяти пяти изображенных книжных знаков пятьсот шестьдесят носят геральдический характер. На гербах духовных лиц обычный шлем заменен круглой широкополой шляпой, по обе стороны герба спускаются шнурки с кисточками, число которых вместе с цветами шляпы определяет ранг духовного сановника.

Из художников начала XX века известностью пользовались экслибрисы Джулио Аристида Сарторио и Гвидо Стелл, а в настоящее время Т. Марангони, И. Цетти, Б. Озимо, М. Аеберони, А. Алессандри, П. Морбидуччи и Б. Браманти.

В Бельгии многие экслибрисы художников по сюжетам и техническим приемам напоминают работы французских мастеров. Известностью пользуются книжные знаки талантливых учеников Фелисьена Ропса, особенно Расенфоса. Советские люди очень любят графику и экслибрисы большого бельгийского мастера Франса Мазерееля. Дружба связывает также наших художников с прогрессивным графиком Бельгии Герардом Годуэном, возглавляющим кафедру гравюры Гентской Академии художеств. Годуэн исполнил много экслибрисов художникам, искусствоведам и своим советским друзьям. В 1964 году в Вологодской областной картинной галерее была проведена персональная выставка графики Годуэна, в том числе и его экслибрисов.

Геральдические знаки до начала XIX века преобладали в Швеции. Сюжетный же книжный знак получил большое распространение в XX веке. Много талантливых художников посвятили ему свое творчество. Очень интересен и особый вид экслибриса Швеции XVI века - фамилии владельцев книг гравировались на металлических пуговках, которыми скреплялись объемистые тома.

В Швейцарии экслибрис не имеет ярко выраженных национальных черт. Он подвергся сильному влиянию культуры своих соседей, главным образом немецкой и французской.

В Америке экслибрис распространился только в конце XVIII века. Он был занесен туда выходцами из Старого Света. В манере, технике и сюжетах американских книжных знаков долгое время чувствовалось подражание английским художникам.

Большого успеха достигло искусство экслибриса в демократических странах. Среди сотен художников, работающих над книжным знаком, известны: в Польше - 3. Долатовский, В. Барыльский, А. Младзиановский, Э. Гробовский, В. Якубовский, В. Лянгнер; в Венгрии - А. Наги, И. Драхош, А. Фери, Ю. Сабо, Б. Штетнер, 3. Ковенацкий; в Чехословакии - Я. Водражка, В. Фиала, Я. Аукавски, А. Доллежал, И. Яска, М. Флориан, Л. Влодек, С. Глиновски и многие другие мастера графики.