Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НАЧАЛА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

5. Бойкот

Бойкот есть полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, государством, отказ от участия в чем-либо. В данном случае имеется в виду отказ от участия в буржуазном парламенте. Бойкот здесь означает перенесение внимания трудящихся с парламента на непосредственную массовую работу.

Необходимость такой переориентации возникает тогда, когда в развитии революции начинается подъем. В подобные периоды речь уже идет не просто о борьбе с правящим режимом, а о прямом, открытом натиске на него. Это и требует перехода преимущественно к внепарламентской борьбе, к широким массовым революционным действиям трудящихся. При использовании бойкота коммунистам важны следующие марксистско-ленинские установки:

Во-первых, проблему применения в отношении какого-либо буржуазного учреждения бойкота ни в коем случае не следует связывать лишь с самим этим учреждением. То есть нельзя считать, что если учреждение худое, реакционное, его нужно бойкотировать во всех без исключения ситуациях из чисто принципиальных соображений. Ленин указывал, что для коммунистов бойкот должен быть вопросом не принципа, а целесообразности. И ответ на него содержится не в характере того или иного учреждения, а в особенностях объективной обстановки момента. Бойкот нецелесообразен и вреден, когда революция переживает спад, условия для развертывания прямых массовых действий трудящихся отсутствуют и требуется максимально использовать данное учреждение (в первую очередь парламент) в целях накопления сил. Бойкот целесообразен и обязателен, когда революция находится на подъеме, условия для прямых массовых действий трудящихся созрели, и участие в данном учреждении (в первую очередь в парламенте) только бы дезориентировало массы и отвлекало их от настоящей борьбы.

Во-вторых, если бойкот в отношении какого-либо учреждения (в первую очередь парламента) применен, он должен быть не пассивным, а непременно активным. Пассивный бойкот – это полное отстранение от какого бы то ни было участия в мероприятиях, связанных с формированием и функционированием данного учреждения. От такого бойкота мало толку, ибо он фактически существует только на словах. Активный бойкот – это, наоборот, не отстранение от участия в мероприятиях, связанных с формированием и функционированием данного учреждения, а максимальное использование их для проведения своей пропагандистско-агитационной и организаторской работы в целях прямого натиска на власть. «В противоположность пассивному отстранению, – отметил Ленин, – активный бойкот должен означать удесятирение агитации, устройство собраний везде и всюду, утилизацию избирательных собраний хотя бы путем насильственного проникновения в них, устройство демонстраций, политических забастовок и т. д. и т. п.»1. Активный бойкот «есть агитация, вербовка, организация революционных сил в увеличенном масштабе, с двойной энергией, под тройным давлением»2. Он, стало быть, представляет собой подготовку и призыв к самому энергичному и решительному наступлению. Но следует помнить, что такой бойкот возможен и имеет смысл лишь в условиях общего сильного революционного подъема. Вне этого коммунисты должны придерживаться тактики участия в формировании и деятельности представительных учреждений.

Сказанное можно проиллюстрировать примером отношения большевиков к царским Думам. Анализируя позднее это отношение, Ленин отметил, что бойкот в1905 г. булыгинской Думы был правилен, ибо соответствовал сложившейся в России ситуации – нарастанию революции. Для отвлечения народа от нее власть и созывала грубо поддельное парламентское учреждение. Но народ в нем тогда не нуждался, поскольку располагал более сильными внепарламентскими формами борьбы, вплоть до перехода к восстанию. А вот бойкот в 1906 г. I Государственной думы, пишет далее Ленин, являлся уже ошибкой, хотя и небольшой, легко поправимой. Но серьезнейшей и трудно поправимой ошибкой был бы бойкот последующих Дум. Ибо, революция, потерпев поражение, переживала спад, новая ее волна быстро возникнуть не могла и требовалось максимально задействовать все легальные, в том числе и парламентские, возможности. В этих условиях тактика неучастия в Думах опиралась бы только на яркость лозунга бойкота и на отвращение к «хлеву» реакционного царского парламентаризма. Но даже при бойкоте I Государственной думы большевики не просто отстранились от связанной с ее формированием и деятельностью работы, а неуклонно, целеустремленно проводили тактику именно активного бойкота, используя его для революционного влияния на самые широкие народные массы, их воспитания, организации и подъема на протестные выступления.